Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Данный материал содержит методическую разработку по теме: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarechevoe_razvitie_fgos_.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ в соответствии с ФГОС

Слайд 2

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 3

Образовательная область «Речевое развитие» Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КОМММУНКАЦИИ 1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение 2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3 . Формирование грамматического строя речи: 3.1. Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам); 3.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); 3.3. Словообразование 4. Развитие связной речи : 4.1. Диалогическая (разговорная) речь 4.2. Монологическая речь (рассказывание) 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове) 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову

Слайд 4

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ Наглядные Словесные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности : наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность ): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Пластические этюды Хороводные игры

Слайд 5

Средства развития коммуникации Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение речи на занятиях Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр

Слайд 6

ПРИМЕРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка (В.И. Гарбузов, 1990). Итак: К 1 году – ребенок использует 7–14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца). К 1,5 годам – словарный запас ребенка составляет 30 - 40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка – «Что?», «Кто?». К 2 годам – словарный запас увеличивается до 300-400 слов, основные вопросы ребенка – «Что это?», «Кто это?» Ребенок осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков. К 2,5 годам – словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», «Когда?». В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать – это может свидетельствовать о задержке психического развития или глухоте. К 3 годам – появляется вопрос вопросов – «Почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую сторону. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.

Слайд 7

Причины задержки речевого развития Соматичекие Семейные ( детско – родительские отношения) Дидактогении

Слайд 8

Семейные детско – родительские отношения Неблагоприятные для ребенка типы родительских отношений Подавляющие Тревожные Отстраненные

Слайд 9

Дидактогении Дидактогения – это с одной стороны "психическая травма, источником которой является педагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к ребенку, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей, грубое, унижающее порицание)". С другой стороны, дидактогениями (от греческого didaktikos - научающий, genesis - рождающий) именуют "психическое расстройство, возникающее под влиянием названной разновидности психоэмоционального дистресса : неврозы и другие психогенные заболевания".

Слайд 10

Речевое развитие младших дошкольников с «отягощенным анамнезом» Создание в группе доброжелательной атмосферы (участвуют все педагоги и персонал) Умение снимать психоэмоциональное напряжение детей (обучение пониманию своих эмоций и приемлемым способам выражения разных эмоций) Корректное консультирование родителей о необходимости лечения у невролога и т.д. Создание речевой среды – проговаривание всех действий с обязательным речевым откликом детей Собственно занятия по развитию речи Совместная работа воспитателя с логопедом, инструктором по физкультуре, музыкальным работником, педагогом-психологом Консультирование/обучение родителей речевому развитию ребенка

Слайд 11

РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ Подбирается спокойная, классическая музыка 3 мин. Умеренный темп «Погуляем с собачкой и подарим ей свою улыбку». Оснащение: игрушка – собачка Взрослый обращает внимание детей на собачку, читает стихотворение: Вот собачка к нам пришла, Головой качает, очень громко лает: Гав! Гав! Гав-гав-гав! – Собачка приглашает вас погулять. Дети под музыку гуляют вместе с собачкой. По сигналу взрослого: «Остановились, посмотрите на собачку, улыбнитесь ей, подарите собачке свою улыбку. Улыбнитесь друг другу». Дети улыбаются собачке и друг другу. Собачка подходит к каждому малышу и гладит его по голове: «Хороший мальчик Саша...Хорошая девочка Маша...» Собачка прощается с малышами и уходит

Слайд 12

Игры на развитие речевой активности Мишка-шалунишка Взрослый показывает детям мишку, малыши стоят около взрослого (как удобно детям). Маршируя с мишкой на месте, взрослый читает рифмовку . Кто шагает, кто шагает? (Дети шагают на месте Топ, топ, топ, топ! и повторяют за взрослым: Громко топает ногами – «Топ, топ, топ...») Топ, топ, топ, топ! Это мишка-шалунишка! Топ, топ, топ, топ! Игра повторяется 2–3 раза

Слайд 13

Мои занятия по речевому развитию Разминка – пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

Слайд 15

К семи годам : ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности ; Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

Слайд 16

у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы ( продолжение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной ...

Современные акценты по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Каждый ребенок умеет разговаривать, но обратите внимание - привильно ли он говорит!!!...

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Консультация для родителей " Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС."

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму. Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать...

««Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по коррекционно-речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...