Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Данный материал содержит методическую разработку по теме: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarechevoe_razvitie_fgos_.pptx | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательная область «Речевое развитие» Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КОМММУНКАЦИИ 1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение 2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3 . Формирование грамматического строя речи: 3.1. Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам); 3.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); 3.3. Словообразование 4. Развитие связной речи : 4.1. Диалогическая (разговорная) речь 4.2. Монологическая речь (рассказывание) 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове) 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ Наглядные Словесные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности : наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность ): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Пластические этюды Хороводные игры
Средства развития коммуникации Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение речи на занятиях Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр
ПРИМЕРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка (В.И. Гарбузов, 1990). Итак: К 1 году – ребенок использует 7–14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца). К 1,5 годам – словарный запас ребенка составляет 30 - 40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка – «Что?», «Кто?». К 2 годам – словарный запас увеличивается до 300-400 слов, основные вопросы ребенка – «Что это?», «Кто это?» Ребенок осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков. К 2,5 годам – словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», «Когда?». В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать – это может свидетельствовать о задержке психического развития или глухоте. К 3 годам – появляется вопрос вопросов – «Почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую сторону. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
Причины задержки речевого развития Соматичекие Семейные ( детско – родительские отношения) Дидактогении
Семейные детско – родительские отношения Неблагоприятные для ребенка типы родительских отношений Подавляющие Тревожные Отстраненные
Дидактогении Дидактогения – это с одной стороны "психическая травма, источником которой является педагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к ребенку, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей, грубое, унижающее порицание)". С другой стороны, дидактогениями (от греческого didaktikos - научающий, genesis - рождающий) именуют "психическое расстройство, возникающее под влиянием названной разновидности психоэмоционального дистресса : неврозы и другие психогенные заболевания".
Речевое развитие младших дошкольников с «отягощенным анамнезом» Создание в группе доброжелательной атмосферы (участвуют все педагоги и персонал) Умение снимать психоэмоциональное напряжение детей (обучение пониманию своих эмоций и приемлемым способам выражения разных эмоций) Корректное консультирование родителей о необходимости лечения у невролога и т.д. Создание речевой среды – проговаривание всех действий с обязательным речевым откликом детей Собственно занятия по развитию речи Совместная работа воспитателя с логопедом, инструктором по физкультуре, музыкальным работником, педагогом-психологом Консультирование/обучение родителей речевому развитию ребенка
РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ Подбирается спокойная, классическая музыка 3 мин. Умеренный темп «Погуляем с собачкой и подарим ей свою улыбку». Оснащение: игрушка – собачка Взрослый обращает внимание детей на собачку, читает стихотворение: Вот собачка к нам пришла, Головой качает, очень громко лает: Гав! Гав! Гав-гав-гав! – Собачка приглашает вас погулять. Дети под музыку гуляют вместе с собачкой. По сигналу взрослого: «Остановились, посмотрите на собачку, улыбнитесь ей, подарите собачке свою улыбку. Улыбнитесь друг другу». Дети улыбаются собачке и друг другу. Собачка подходит к каждому малышу и гладит его по голове: «Хороший мальчик Саша...Хорошая девочка Маша...» Собачка прощается с малышами и уходит
Игры на развитие речевой активности Мишка-шалунишка Взрослый показывает детям мишку, малыши стоят около взрослого (как удобно детям). Маршируя с мишкой на месте, взрослый читает рифмовку . Кто шагает, кто шагает? (Дети шагают на месте Топ, топ, топ, топ! и повторяют за взрослым: Громко топает ногами – «Топ, топ, топ...») Топ, топ, топ, топ! Это мишка-шалунишка! Топ, топ, топ, топ! Игра повторяется 2–3 раза
Мои занятия по речевому развитию Разминка – пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения
К семи годам : ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности ; Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы ( продолжение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....
Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной ...
Современные акценты по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Каждый ребенок умеет разговаривать, но обратите внимание - привильно ли он говорит!!!...
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....
Консультация для родителей " Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС."
Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму. Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать...
««Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по коррекционно-речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...
Рекомендации по насыщению РППС по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Буклет для воспитателей...