Прогностика детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация по коррекционной педагогике

Паринова Анастасия Николаевна

Прогнозирование (от греч. «Prognosis» – предвидение) – конкретное предсказание, суждение о состоянии и развитии изучаемого объекта в будущем на основании диагноза.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прогностика детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2

Лица с ОВЗ это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Слайд 3

Лица с ОВЗ дети с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, функциональными нарушениями зрения); 3) дети с тяжелыми нарушениями речи; 4) дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; 5) дети с задержкой психического развития ; 6) лица с нарушением интеллекта (умственно отсталые); 7 ) лица с расстройствами аутистического спектра ; 8) лица со сложными недостатками развития.

Слайд 4

Психологи- ческий прогноз Прогнозирование – от греч. « Prognosis » – предвидение. конкретное предсказание, суждение о состоянии и развитии изучаемого объекта в будущем на основании диагноза.

Слайд 5

Возможные причины ошибки прогнозирования: 1. Неверная интерпретация диагностических данных (искажение прогноза) 2. Завышенный уровень притязаний родителей (и неадекватные прогнозы специалистов) 3. Неадекватные условия реализации коррекционных задач (принципы, этапы, обеспечение) 4. Появление труднокорректируемых динамических характеристик развития (усугубление нарушений интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой и социальной составляющей развития ребёнка)

Слайд 6

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ 1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии 2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК) 3. Развитие индивидуальных особенностей; ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом, психофизиологическом и личностном развитии детей.

Слайд 7

Технология психолого-педагогического прогнозирования позволяет определить зону ближайшего развития на основе психологического прогноза.

Слайд 8

Специфика развития детей с ОВЗ определяется: характером нарушения, временем возникновения нарушения, степенью выраженности болезненных проявлений, разнообразным влиянием средовых факторов.

Слайд 9

Основные образовательные потребности детей нарушениями слуха (что развиваем?) потребность в обучении слухо -зрительному восприятию речи, в использовании различных виды коммуникации; потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях; потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная); потребность формирования социальной компетенции.

Слайд 10

Основные образовательные потребности детей нарушениями зрения (что развиваем?) потребность в формировании адекватных зрительных образов потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики. специфическую потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами. потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы. существует особая потребность обучающихся с нарушениями зрения в овладении широким спектром практических навыков потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия.

Слайд 11

Основные образовательные потребности детей тяжелыми нарушениями речи (что развиваем?) потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); в формировании социальной компетентности. развитие всех компонентов речи, рече -языковой компетентности. дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения.. формирование навыков чтения и письма. развитие навыков пространственной ориентировки. обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.

Слайд 12

Основные образовательные потребности детей нарушениями опорно-двигательного аппарата (что развиваем?) потребность в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка; потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима); потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий; потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных технологий, н-р, «КИД/Малыш»), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения; потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений; потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений; потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.

Слайд 13

Основные образовательные потребности детей с задержкой психического развития (что развиваем?) развитие познавательной активности детей; развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации; совершенствование внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр , нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки; развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности; развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов; сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, поддержание работоспособности, предупреждение истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Слайд 14

Основные образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями (что развиваем?) доступность содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом их возможностей. использование специфических методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала. Например, метод маленьких порций. развитие мотивации к учению и познавательных интересов; формирование социальной компетентности; коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики; формирование учебных умений; необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого; охранительный режим.

Слайд 15

Основные образовательные потребности детей с расстройством аутистического спектра (что развиваем?) установление и развитие эмоционального контакта с ребенком; создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка; особенно четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды, поддерживающая учебную деятельность ребенка; дозирование введения в его жизнь новизны и трудностей, постоянная помощь на уроке в осмыслении усваиваемых знаний, умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции ; специальная отработка форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем; обеспечение ТСО (специализированные компьютерные инструменты обучения: компьютер, мультимедийные проекты, экран, магнитофон), а также необходимыми наглядными материалами, представляемыми на слуховой, зрительной и тактильной основе; разработка индивидуально-ориентированной системы оценивания ребенка. потребность в определении форм и содержания психолого- педагогической поддержки семьи.

Слайд 16

Структура психолого-коррекционного сопровождения всех обучающихся с ОВЗ представлена этапами: диагностический этап - диагностика актуального уровня развития ребенка, определение структуры дефекта, определение объема необходимых коррекционных мероприятий, отслеживание динамики в процессе коррекционной работы; 2. психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам реализации индивидуальных рекомендаций специалистов и по личному запросу;(шок, отторжение, ожидание быстрого этапа, иногда на родителей уходят годы, им нужно научиться принимать детей 3. коррекционно-развивающий этап - проведение индивидуальных занятий с ребенком и в группах (по показаниям специалистов); разработка ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) разработка АОП (адаптированной образовательной программы)

Слайд 17

Возможный прогноз развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в зависимости от степени выраженности нарушения Вариант нарушения развития Оптимальный возраст для начала коррекционных занятий Диагностический срок (возможность определения программы) Возможный прогноз Задержка психического развития 2-3 года 3 м-ца Возможно обучение по общеобразовательной программе с 7-8 лет Грубая задержка психоречевого развития 2-3 года 3-5 м-цев Возможно обучение по программе для обучающихся с ЗПР (на 1 этапе) СДВГ; ММД; ММН (физиологические компоненты) 3-4 года 3-6 м-цев - Возможно обучение по общеобразовательной программе с 7-8лет; - по программе для обучающихся с ЗПР ; - отсроченное обучение (в зависимости от степе­ни выраженности признака) Интеллектуальная недостаточность 3-5 лет 6 м-цев Обучение по программе для обучающихся с УО Интеллектуальная недостаточность с грубыми нарушениями развития речи 4-5 лет 6-12 м-цев В зависимости от динамики развития ребёнка (точно предугадать невозможно) РДА РАС 2-3 года 6-12 м-цев В зависимости от степени сохранности интеллекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...