Консультация для родителей на тему: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста".
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для родителей на тему: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста".
Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: требования начальной школы стали выше; появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация по обучению грамоте детей для родителей
Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: требования начальной школы стали выше; появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и
дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических
ошибок.
ВАЖНО, ЧТОБЫ РЕБЁНОК:
• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
• умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только; старался запомнить соответствующие буквы;
• под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог»,
«слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, владеть навыками послогового чтения.
«КАК ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выраженыв разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
определение количества звуков в слове;
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение места звука в слове.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:
1. Звук – мы слышим и произносим. 2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки) Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
«Светофорчики»
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится твѐрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный
(Снег, зима, лыжи и др.).
2. «Покажи картинку на определённый звук» слышать звук в начале слова) 3. «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова)
4. «Сколько звуков в слове спряталось?» 5. «Место звука в слове»
КАК ПРОВОДИТСЯ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Выложить схему слова КОТ.
— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три — Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком). — Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О]) — Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком). — Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком). — Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят
её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Подготовила учитель-логопед: Юлия Анатольевна Жильцова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город Кирсанов.Тема: «Природа и нравственное воспитание детей стар...
Консультации для родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста
в данном материале представлены советы для родителей по развитию логического мышлени детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»
Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...
Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1. Дать теоретические представления об этапах работы п...
Консультация для педагогов на тему: «Обучение решению задач детей старшего дошкольного возраста».
Данный материал предназначен педагогам и родителям для правильного обучения детей решению задач....
Консультация для родителей на тему « Обучение ТРИЗ технологии детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».
Цель: Повысить образовательный уровень компетентностиродителей в вопросах речевого развития детей....
Консультация для родителей " Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" Материал предназначен для родителей
laquo;Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению....