«Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для детей с ограниченными возможностями здоровья».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
На педагогическом совете мною был представлен авторский материал по РППС для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 24.82 КБ |
prezentatsiya1_wecompress.com_.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на педагогическом совете
«Организация развивающей
предметно-пространственной среды (РППС)
для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Учитель-дефектолог Михалева Маргарита Николаевна
(1 слайд)
На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.
Специфика работы с детьми остаётся прежней, однако в современных условиях требуется модернизация обучения и создание условий, отвечающих современным требованиям общества. Поэтому выстраивать РППС необходимо в соответствии с ФГОС. Что мы и сделали.
При планировании развивающей предметно-пространственной среды в ГКП мы использовали принцип командной работы(2 слайд), где была необходима многоплановая и творческая деятельность всех специалистов нашего учреждения. Мы учли потребности, и все особенности развития детей, а также следующее…
(3 слайд) Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Представляю Вашему вниманию развивающую предметно-пространственную среду в ГКП – тактильно – сенсорное панно, офтальмотренажеры и сухой душ (4, 5 слайд).
Рассматривание 3 сезонов (осень, зима, лето) (6, 7, 8 слайды)
Немного подробнее о тактильно-сенсорном панно.
Представленный материал предназначен для организации коррекционно-развивающей работы согласно требованиям ФГОС.
Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать во всех образовательных областях.
Пособие многофункционально, полностью мобильно и все легко отсоединяется, что очень нравится детям.Оно может быть гибко использовано в соответствии с замыслом ребенка, сюжетной игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления, возможно применение в совместной деятельности. Пригодно к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициирует совместные действия.
Данное панно направлено на решение следующих задач:
- Обогащать и накапливать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;
- Компенсация тактильных и сенсорных ощущений;
- Облегчение усвоения материала с опорой на наглядность;
- Развитие познавательного интереса, речи;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие зрительного восприятия, самостоятельности;
- Формирование умения ориентироваться в пространстве;
- Закрепление цветов и форм;
- Учить различать понятия много и один;
- Учить счету;
- Знакомить с понятиями большой, поменьше, маленький, побольше;
- Знакомить с понятиями длинный, короче, короткий;
- Формирование и закрепление знаний о сезонных изменениях в природе;
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Так же, к каждому сезону, были придуманы дидактические игры, которые я рекомендую использовать в работе с панно.
Офтальмотренажеры тоже соответствуют каждому сезону. Они тоже мобильны и очень легко меняются (9, 10, 11 слайд).
Также с помощью этих офтальмотренажеров можно закрепить: названия деревьев и листьев, ягод, птиц, насекомых и т.д., смотря, что мы захотим туда внести; размер; цвет.
Представленныеофтальмотренажеры позволяют разнообразить процесс коррекции и профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте трудно привлечь внимание детей, гимнастику для глаз рекомендуется проводить в игровой форме. Особенно внимание детей привлекают сюжетные офтальмотренажеры, так как у них яркие, привлекательные цвета и вложена определенная история.
И так же, к каждому офтальмотренажеру, были придуманы упражнения со своей историей.
Сухой душ (12, 13 слайд). Вам сейчас представлен один вид сухого душа (дождя) другой еще в разработке. Он так же будет меняться по сезонным изменениям.
«Сухой душ (дождь)» можно рассматривать, как вид коррекционных технологий, для регуляции эмоционального состояния ребенка.
Один «Сухой душ, дождь» - закреплен под потолком в углу группы, а другой в дверном проеме в кабинет дефектолога. Он состоит из тонких нитей и бусин, имеет ярко-оранжевый, теплый цвет. Они спускаются вниз, как струи воды и их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом, руками. Нити стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Под «сухим душем» можно избавиться от страхов, от злости, от неуверенности в себе.
«Сухой душ, дождь» может использоваться как один из ритуалов перед началом коррекционной работы с детьми. Он позволяет ребенку «смыть» с себя то, что не нравится, в себе, то, что вызывает у него отрицательные эмоции, обиды, переживания. «Сухой душ, дождь» многофункционален и влияет на множество органов чувств.
К данному «Сухому душу» тоже были подобраны упражнения и игры. Еще здесь можно просто отдохнуть с любимой игрушкой.
(14 слайд)
При организации РППС я попыталась создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; т рансформируемой ; вариативной; полифункциональной; доступной и безопасной.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекционно - развивающей программе по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет «Веселый карандаш»
Данная программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию мелкой моторики руки и графомоторных навыков, ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Выступление на педагогическом совете «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Коррекционно-развивающая среда в образовательной организации является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имее...
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....