«Информационно – коммуникационные технологии в воспитательно – образовательной и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ»
статья по коррекционной педагогике
Выступление
на международной научно – практической конференции
«Научно – педагогическое сопровождение реализации ФГОС общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_asou.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на международной научно – практической конференции
«Научно – педагогическое сопровождение реализации ФГОС общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
«Информационно – коммуникационные технологии
в воспитательно – образовательной и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ»
Введение.
Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации является обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Законе «Об образовании» и в Конституции сказано, что дети с особыми потребностями в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Вступление в силу ФГОС дошкольного образования, в котором приоритетным направлением является создание среды обеспечивающей доступность для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема актуализируется в связи с ростом числа детей с ОВЗ, определенную часть которых составляют дети с нарушением зрения.
Слайд 2.
Важнейшей задачей модернизации является:
- обеспечение доступности качественного образования;
- индивидуализация образования;
- дифференциация образования (личностного подхода);
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Слайд 3.
Одним из приоритетных направлений образования в современных условиях является внедрение в образовательный процесс средств информационно – коммуникационных технологий. Современные информационно – коммуникационные технологии предоставляют принципиально новые возможности для обучения детей с нарушением зрения.
Слайд 4.
Они используются на всех этапах обучения:
- объяснение нового материала,
-контроль знаний,
-закрепление,
-обобщении и систематизации материала.
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать у детей специальные навыки с различными познавательными способностями, позволяет делать организованную образовательную деятельность более наглядной и динамичной, более эффективной в обучении и развитии детей с нарушением зрения. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в занятие и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объеме.
ИКТ дают широкие возможности для развития творческого потенциала дошкольника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с нарушением зрения зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, это ведет к положительному результату обучения и развития детей.
Так же применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным. Организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ имеет большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развития мышления, воображения, мелкой моторики рук.
Внедряя ИКТ в обучение детей с нарушением зрения, отводится большая роль педагогу, тем самым предъявляются особые требования к квалификации. Он должен знать психолого – педагогические особенности работы с детьми, методику работы с данной категорией детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация возможностей современных информационных технологий позволяет совершенствовать существующие и порождать новые организационные формы и методы обучения детей с нарушением зрения.
Информационно – коммуникационные технологии
в воспитательно – образовательной и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ
Механизмом формирования отставания в развитии психических процессов у детей с нарушением зрения являются трудности зрительного восприятия. Патология зрительного восприятия значительно осложняет формирование образов об окружающих предметах и не позволяет ребенку в полном объеме отражать в сознании предметы и явления окружающей действительности.
В последнее время информационно – коммуникационные технологии – хороший помощник педагогам в организации воспитательно – образовательной и коррекционной работы.
Слайд 5.
Обучение и развитие детей с нарушением зрения имеют ряд особых задач и принципов, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций глаза.
Слайд 6.
Как ИКТ могут помочь педагогу ДОУ в коррекционно – педагогической работе с дошкольниками с нарушением зрения? Исходя из опыта работы педагогов нашего ДОУ, мы пришли к выводу, что:
-использование Интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процесс для детей дошкольного возраста зрелищным, емким, комфортным;
-подбор иллюстрированного и дополнительного познавательного материала к организованной образовательной деятельности становится более доступным и не ограничивает возможности педагогов ДОУ в подборе материала;
- оформления информационно – стендового материал для родителей по коррекции зрения у детей.
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось на реализации одного из основных принципов педагогики – принципа наглядности. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей с нарушением зрения в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения.
Слайд 7.
При использовании компьютерных технологий у воспитанников с нарушением зрения необходимо учитывать следующие факторы:
- состав и структуру нарушенных функций;
- целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов.
- характерные признаки объектов, доступных для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы;
- полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств изучаемых объектов и их изменений и превращений;
- частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.
Слайд 8.
Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
У детей с нарушением бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки.
Слайд 9.
Эти нарушения приводят к серьезным проблемам, таким как:
- снижение уровня развития наглядно – образного мышления;
- неточности зрительного представления об окружающем мире.
Информационные компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения, адаптировать наглядный материал соответственно требованиям для дошкольников с патологией зрения.
Один из удобных и эффективных способов представлений информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Педагоги могут самостоятельно готовить мультимедийные пособия к организованной образовательной деятельности с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.
Слайд 10.
Применение слайдов в процессе обучения детей с нарушением зрения имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде;
- активизация зрительных функций ребенка.
Использование мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Обеспечивается активность детей при рассматривании, развиваются зрительное внимание, зрительная память и эмоциональная отзывчивость.
Использование созданных мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания интерес к занятиям. Проведение организованной образовательной деятельности с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул вразвитии. При этом появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия.
Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию.
Слайд 11.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
В нашем детском саду работают такие специалисты как учитель – дефектолог (тифлопедагог), учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог – психолог.
Специалисты активно внедряют в свою работу информационно – коммуникационные технологии.
Слайд 12, 13, 14.
Тифлопедагог использует самостоятельно созданные мультимедийные презентации:
- «Космос»;
-«Изучаем свойства предмета»;
-«Знакомство с геометрическими фигурами»;
-«Кого не стало?»;
-«Краски радуги»
-«Четвертый лишний»
-«Глаза органы зрения»;
- «Электроприборы»;
- «Сад – огород» и др.
Использование компьютерных технологий позволяет тифлопедагогу в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться опытом с коллегами, подготовить наглядный материал для проведения коррекционных занятий с детьми.
Слайд 15, 16, 17.
Учителем – логопедом разработан материал к фронтальным и индивидуальным занятиям:
-«Зимушка – зима»;
-«Драматизация сказки «Теремок»;
-«Дифференциация звуков» и др.
Слайд 18,19,20.
Собран материал разработанный воспитателями ДОУ по образовательным областям:
-«Описательный рассказ по картине»
- «Покорители космоса»;
- «Знакомство с народным творчеством»;
- «Изображение городского пейзажа» и др.
Слайд 21,22.
Применение ИКТ музыкальным руководителем усиливает познавательный интерес дошкольников к музыке, активизирует детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.
Слайд 23.
Использование информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей:
- зрительного,
- слухового,
- чувственного,
задействовать на занятии все виды памяти:
- зрительную,
- слуховую,
- образную,
- ассоциативную и др.
Слайд 24.
Использование ИКТ в подаче дополнительного наглядного материала.
Он может быть представлен в виде:
- клипов к различным песням;
- мультфильмов, в основе которых лежит классическое музыкальное произведение.
- видеофильмов, иллюстрирующих различные виды искусства.
- анимационного фона при исполнении различных песен.
При изучении танцевальных композиций возможен просмотр танцев в исполнении профессиональных артистов, а также детских коллективов, с последующим анализом увиденного.
Слайд 25, 26,27.
В работе инструктора по физической культуре применение компьютерной техники позволяет сделать физкультурное занятие привлекательным и по - настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
Используется просмотр мультимедийных презентаций как в начале физкультурного занятия для повышения мотивации, так и в процессе занятия.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать физкультурные занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес.
Примеры тем презентаций: «Зимние виды спорта», электронные физминутки: «Физминутки для движений», «Животные», «Олимпийские игры» и др.
В настоящее время возрастает роль информационных компьютерных технологий как инструмента диагностики и реабилитации детей с нарушением зрения.
Применение компьютерных технологий в процессе коррекции зрительных нарушений позволяет сочетать коррекционные и развивающие задачи, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.
Слайд 28,29,30.
Специализированные игровые компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей с нарушением зрения, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их психического развития, а также опираются на современные методики профилактики, преодоления и предупреждения вторичных отклонений.
В практике лечебно – восстановительной работы нашего дошкольного учреждения используются лечебные программы «еУе», «Меко» и др.
ПРОГРАММА ”EYE” предназначена для развития содружественной деятельности глаз при косоглазии, для развития локализационных способностей зрительной системы с помощью лечебных игр, а так же контроль, за процессом лечения и включает в себя задания:
Совмещение
Слияние
Тренажер
”Тир”
”Погоня”.
Указанные упражнения повышают остроту зрения, восстанавливают правильную зрительную фиксацию, а так же позволяют развивать монокулярную пространственную локализацию и тренировать глазодвигательные мышцы.
Компьютеризация лечебно – восстановительного процесса расширяет возможности для лечения и профилактики глазных заболеваний, позволяет объективно контролировать результаты лечебно – восстановительной работы.
При выпуске в школу у большинства дошкольников, сняты диагнозы амблиопия и косоглазие, у большинства выпускников повысилась острота зрения и изменился характер зрения в сторону бинокулярности.
Применение информационно – коммуникативных технологий в ДОУ позволяет оптимизировать корренционно – педагогический процесс. Индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно – развивающей работы.
В заключение, хотелось бы отметить, что при грамотном использовании интерактивных технологий коррекционно-педагогический процесс является более эффективными и выступает как вид деятельности не только педагога, но и ребёнка. В этом процессе ребенок занимает активную творческую позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе - детском саду для детей с нарушениями зрения
В статье говорится о видах информационно-коммуникационных технологий, используемых в воспитательно-образовательном процессе в практике работы педагогического коллектива....
«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»
Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"...
Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияЦель: формирование творческой личности. Нетрадиционные техники ...
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»
С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохран...
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...
Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Практический материал.
Пальчиковые игры с предметами используются в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Пальчиковые игры в стихотворной форме с предметами (карандаши, крупа, орехи, каштаны, фасоль, горо...
Презентация "Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп ДОУ"
Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер напра...