"Помогите мне научиться". Роль воспитателя-тьютора и ребёнка-помощника в сопровождении дошкольника с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Статья посвящена проблеме роли тьютора и ребенка-помощника в ДОУ. Рассмотрена система тьюторского сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, организация совместной работы по взаимодействию ребенка с ОВЗ с нормально развивающимся его сверстником. В статье раскрываются такие понятия, как «тьютор» и «тьюторство». Взаимодействие воспитателя-тьютора и ребенка-помощника с детьми с ОВЗ позволяет достичь отличных результатов для развития инклюзии в дошкольном образовании.

Ключевые слова: инклюзивное образование, тьюторство, дети с ОВЗ, воспитатель‐тьютор, котерапевт, ребенок‐помощник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pihta.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОМОГИ МНЕ НАУЧИТЬСЯ». РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ-ТЬЮТОРА И РЕБЕНКА-ПОМОЩНИКА В СОПРОВОЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА С РДА

 Происходящие преобразования в области российского образования, развитие инклюзивного образования в нашей стране гарантирует равные права на получение и доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), а также выбора подходящего образовательного маршрута для детей с ОВЗ. Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ является наиболее важным условием успешной работы в развитии инклюзивного образования и, в частности тьюторское сопровождение.

Из Великобритании в Россию пришло понятие тьюторства,  как особая педагогическая позиция, в которой обеспечивается разработка индивидуальных образовательных программ и сопровождает процесс индивидуального образования детей с ОВЗ. Термин «Тьюторство» – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Индивидуализация – это такая работа, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Одной из прогрессирующих методик раннего развития детей с РДА является работа воспитателятьютора. Цель работы воспитателятьютора – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников. Воспитательтьютор в  детском саду организует и ведет работу по взаимодействию ребенка с ОВЗ с нормально развивающимся его сверстником.  Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по следующим причинам: дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают уникальный опыт взаимоотношений. У здорового ребенка гораздо больше ресурсов для быстрой социализации, а ребенка с ОВЗ возможности быстро усваивать навыки поведения гораздо меньше. И если воспитательтьютор организует процесс обучения правильно, то совместная работа здорового ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и детиинвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.

Помощь ребенка ( помощника) является самой эффективной, т.к. эти дети живут единым распорядком, используется визуальная поддержка, а также опора на работу с мотивацией ребенка. Данная идея  из программы «Обучение ключевым навыкам». Используется термин «целевой ребенок» (target child) (ребенок с аутизмом) и «ребенок – «котерапевт» – ребенок, выступающий в роли полноправного члена обучающего процесса,  его назвали «ребенокпомощник». Очень важно чтобы «ребеноккотерапевт» и «целевой ребенок» с аутизмом были примерно одного возраста, чтобы использовать весь потенциал, как для развития дружеских отношений между детьми, так и для обеспечения условий для возникновения соответствующей возрасту развивающей игровой деятельности. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Ребенок с аутизмом комфортно себя чувствует в знакомой обстановке и люди, находящиеся с ним, действуют последовательно. В качестве ребенкапомощника  выбираем тех детей, которые могут регулярно участвовать в образовательном процессе. Воспитательтьютор создает такую обстановку, чтобы ребенок с ОВЗ и ребенокпомощник играл вместе с ребенком с РДА в группе в то время, когда другие дети находятся в другими узкими специалистами (учительдефетолог, педагогпсихолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре). После того как дети научатся играть один на один, в обучающее пространство следует ввести больше детей, чтобы смоделировать естественную среду. Известно, что дети с синдромом РДА могут быть зациклены на определенной игрушке, поэтому  исключаем данную игрушку из совместных игр с ребенкомпомощником (он предлагает другую игрушку, сам с ней проигрывает ситуацию, предложенную воспитателемтьютором, поэтапно вовлекая в игру ребенка с РДА). В качестве наблюдателя воспитательтьютор подсказывает идеи для дальнейшей игры. Независимо от того, насколько успешно протекает взаимодействие детей, хвалит их за удачные попытки, и, предоставляет поощрения (конфеты, печенья). Задачи в работе воспитателятьютора и ребенкапомощника: − сопровождать ребёнка с ОВЗ в его жизненной среде; − создать условия для образования ребенка с ОВЗ в  образовательном учреждении с учетом организации образовательной, предметнопростанственной среды. А также проектировать и организовывать предметноигровую среду для конкретных игровых и образовательных ситуаций.

Правила для ребенкапомощника: 1. Создать мотивацию и привлечь внимание детей. 2. Речь должна быть понятной, а предложения простыми. 3. Ребенокпомощник должен находиться перед ребенком с РДА на уровне его взгляда. 4. Предлагаемую игрушку держать на уровне глаз ребенка с РДА. 5. Предложить ребенкупомощнику показать две игрушки в разных руках на выбор для привлечения внимания ребенка РДА. 6. Как можно чаще поощрять вербальные реакции детей.  Работа воспитателятьютора и ребенкапомощника в обучении детей с ОВЗ дает большие возможности для развития инклюзии в дошкольном образовании. Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. Поэтому инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества. Развивая инклюзивные подходы в дошкольном образовании специалисты и руководители ДОУ имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа, результатов и достижений .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пешая прогулка в цветочный магазин для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Где купить цветы для мамы» Экскурсия – нравственно - эстетического характера помогает ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивает культуру его чувств.

Пешая прогулка в цветочный магазиндля детей среднего и старшего дошкольного возраста «Где купить цветы для мамы?»Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание»,...

Консультация для воспитателей "Помогите ребенку научиться любить природу"

Эта статья поможет воспитателям в работе по экологическому воспитанию....

Консультация для родителей «Помогите ребенку научиться дружить»

В консультуции описывается что такое дружба, что делать чтобы было много друзей. Как вести себя родителям чтобы у детей были друзья....

Консультация для родителей «Помогите ребенку научиться дружить»

Уважаемые родители, необходимо помнить, что дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становит...

"Помогите ребёнку научиться дружить"

Консультация содержит рекомендации, как можно научить ребенка дружить, стать хорошим другом....

РОЛЬ ПМПк ДОУ В СОПРОВОЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА

ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и администраторов образовательного учреждения для решения задач адресной психо...

Консультация для родителей «Помогите ребёнку научиться дружить»

Дружба. Конечно, это слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые, думаем, что абсолютно всё нам с этим словом понятно. Разумеется, у каждого человека есть друзья. Мы, взрослые, не мыслим...