"Помогите мне научиться". Роль воспитателя-тьютора и ребёнка-помощника в сопровождении дошкольника с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Статья посвящена проблеме роли тьютора и ребенка-помощника в ДОУ. Рассмотрена система тьюторского сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, организация совместной работы по взаимодействию ребенка с ОВЗ с нормально развивающимся его сверстником. В статье раскрываются такие понятия, как «тьютор» и «тьюторство». Взаимодействие воспитателя-тьютора и ребенка-помощника с детьми с ОВЗ позволяет достичь отличных результатов для развития инклюзии в дошкольном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pihta.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПОМОГИ МНЕ НАУЧИТЬСЯ». РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ-ТЬЮТОРА И РЕБЕНКА-ПОМОЩНИКА В СОПРОВОЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА С РДА
Происходящие преобразования в области российского образования, развитие инклюзивного образования в нашей стране гарантирует равные права на получение и доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), а также выбора подходящего образовательного маршрута для детей с ОВЗ. Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ является наиболее важным условием успешной работы в развитии инклюзивного образования и, в частности тьюторское сопровождение.
Из Великобритании в Россию пришло понятие тьюторства, как особая педагогическая позиция, в которой обеспечивается разработка индивидуальных образовательных программ и сопровождает процесс индивидуального образования детей с ОВЗ. Термин «Тьюторство» – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Индивидуализация – это такая работа, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.
Одной из прогрессирующих методик раннего развития детей с РДА является работа воспитателя‐тьютора. Цель работы воспитателя‐тьютора – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников. Воспитатель‐тьютор в детском саду организует и ведет работу по взаимодействию ребенка с ОВЗ с нормально развивающимся его сверстником. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по следующим причинам: дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают уникальный опыт взаимоотношений. У здорового ребенка гораздо больше ресурсов для быстрой социализации, а ребенка с ОВЗ возможности быстро усваивать навыки поведения гораздо меньше. И если воспитатель‐тьютор организует процесс обучения правильно, то совместная работа здорового ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети‐инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.
Помощь ребенка (‐ помощника) является самой эффективной, т.к. эти дети живут единым распорядком, используется визуальная поддержка, а также опора на работу с мотивацией ребенка. Данная идея из программы «Обучение ключевым навыкам». Используется термин «целевой ребенок» (target child) (ребенок с аутизмом) и «ребенок – «котерапевт» – ребенок, выступающий в роли полноправного члена обучающего процесса, его назвали «ребенок‐помощник». Очень важно чтобы «ребенок‐котерапевт» и «целевой ребенок» с аутизмом были примерно одного возраста, чтобы использовать весь потенциал, как для развития дружеских отношений между детьми, так и для обеспечения условий для возникновения соответствующей возрасту развивающей игровой деятельности. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Ребенок с аутизмом комфортно себя чувствует в знакомой обстановке и люди, находящиеся с ним, действуют последовательно. В качестве ребенка‐помощника выбираем тех детей, которые могут регулярно участвовать в образовательном процессе. Воспитатель‐тьютор создает такую обстановку, чтобы ребенок с ОВЗ и ребенок‐помощник играл вместе с ребенком с РДА в группе в то время, когда другие дети находятся в другими узкими специалистами (учитель‐дефетолог, педагог‐психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре). После того как дети научатся играть один на один, в обучающее пространство следует ввести больше детей, чтобы смоделировать естественную среду. Известно, что дети с синдромом РДА могут быть зациклены на определенной игрушке, поэтому исключаем данную игрушку из совместных игр с ребенком‐помощником (он предлагает другую игрушку, сам с ней проигрывает ситуацию, предложенную воспитателем‐тьютором, поэтапно вовлекая в игру ребенка с РДА). В качестве наблюдателя воспитатель‐тьютор подсказывает идеи для дальнейшей игры. Независимо от того, насколько успешно протекает взаимодействие детей, хвалит их за удачные попытки, и, предоставляет поощрения (конфеты, печенья). Задачи в работе воспитателя‐тьютора и ребенка‐помощника: − сопровождать ребёнка с ОВЗ в его жизненной среде; − создать условия для образования ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении с учетом организации образовательной, предметно‐простанственной среды. А также проектировать и организовывать предметно‐игровую среду для конкретных игровых и образовательных ситуаций.
Правила для ребенка‐помощника: 1. Создать мотивацию и привлечь внимание детей. 2. Речь должна быть понятной, а предложения простыми. 3. Ребенок‐помощник должен находиться перед ребенком с РДА на уровне его взгляда. 4. Предлагаемую игрушку держать на уровне глаз ребенка с РДА. 5. Предложить ребенку‐помощнику показать две игрушки в разных руках на выбор для привлечения внимания ребенка РДА. 6. Как можно чаще поощрять вербальные реакции детей. Работа воспитателя‐тьютора и ребенка‐помощника в обучении детей с ОВЗ дает большие возможности для развития инклюзии в дошкольном образовании. Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. Поэтому инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества. Развивая инклюзивные подходы в дошкольном образовании специалисты и руководители ДОУ имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа, результатов и достижений .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пешая прогулка в цветочный магазин для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Где купить цветы для мамы» Экскурсия – нравственно - эстетического характера помогает ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивает культуру его чувств.
Пешая прогулка в цветочный магазиндля детей среднего и старшего дошкольного возраста «Где купить цветы для мамы?»Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание»,...
Консультация для воспитателей "Помогите ребенку научиться любить природу"
Эта статья поможет воспитателям в работе по экологическому воспитанию....
Консультация для родителей «Помогите ребенку научиться дружить»
В консультуции описывается что такое дружба, что делать чтобы было много друзей. Как вести себя родителям чтобы у детей были друзья....
Консультация для родителей «Помогите ребенку научиться дружить»
Уважаемые родители, необходимо помнить, что дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становит...
"Помогите ребёнку научиться дружить"
Консультация содержит рекомендации, как можно научить ребенка дружить, стать хорошим другом....
РОЛЬ ПМПк ДОУ В СОПРОВОЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА
ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и администраторов образовательного учреждения для решения задач адресной психо...
Консультация для родителей «Помогите ребёнку научиться дружить»
Дружба. Конечно, это слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые, думаем, что абсолютно всё нам с этим словом понятно. Разумеется, у каждого человека есть друзья. Мы, взрослые, не мыслим...