Инклюзивное образование в ДОУ: проблемы и их решение
материал по коррекционной педагогике
Инклюзивное образование в ДОУ: проблемы и их решение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_publichnoe_vystuplenie_.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование в ДОУ: проблемы и их решение
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования, на которой закладываются основы социальной личности. За последние годы оно претерпело серьезные изменения, которые привели к адекватному реагированию на многообразие образовательных потребностей общества, родителей, а главное - ребенка. Сегодня не только значительно увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений и образовательных программ, реализуемых в них, но появились новые виды ДОУ.
Тем не менее, мы не можем сегодня не отметить проблемы, существующие в ДОУ. Среди них я особо хочу выделить проблему инклюзивного образования, т.е. проблему обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Важность этой проблемы я могу объяснить не только ежегодным увеличением количества детей с ОВЗ, но и необходимостью обеспечить реализацию их права, как того требует Конституция РФ и Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ.
Несмотря на ряд мер, принятых в нашей стране для решения данной проблемы, некоторые вопросы остаются нерешенными.
Причины заключаются не только в дефиците кадров воспитателей и специалистов, уровне их подготовки к работе с данной категорией детей.
Среди причин необходимо отметить следующие:
• отсутствие единой системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;
• не разработанность в полной мере нормативно - правового поля по инклюзивному образованию дошкольников и критериев качества инклюзивного образования;
• недостаточная обеспеченность учебно - методическими пособиями, программами для работы с данной категорией детей;
• недостаток ресурсов для создания без барьерной среды, материально-технической базы для организации образовательной деятельности;
• трудности социально-психологической адаптации самих детей с
ОВЗ.
Особо хочу отметить наличие психологических «барьеров» в обществе: неадекватное восприятие (или скорее неприятие) нормально развивающимися детьми, их родителями детей с ОВЗ; отсюда нежелание части родителей обучать своих детей вместе с такими детьми.
Я могу говорить сегодня об этих проблемах, т. к. третий год работаю группе для детей с ОВЗ в и уверена: нет нерешаемых проблем.
В соответствии с задачами из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан Федеральный национальный проект «Образование». Он не предусматривает отдельного проекта по дошкольному образованию, тем не менее, мы можем найти в нем ориентиры по решению нашей проблемы. Отметим, что одной из ключевых задач национального проекта «Образование» является создание условий, в которых «нашим детям и нам (педагогам) будет комфортно развиваться».
Эти направления развития образования, включают в себя следующее:
обновление содержания образования,
создание необходимой современной инфраструктуры,
подготовка соответствующих профессиональных кадров, их
переподготовка и повышение квалификации,
создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. Все они соотносятся с механизмом решения проблем инклюзивного
образования дошкольников.
Наиболее актуальными для системы дошкольного ( в т.ч . и инклюзивного) образования, на мой взгляд, являются проекты:
1. «Поддержка семей, имеющих детей», задача которого - «создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье».
2. «Успех каждого ребенка», направленный на «формирование
«эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей…»;
3. «Цифровая образовательная среда» - нацелен на «создание
современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
4. «Новые возможности для каждого» - задача данного проекта:
«формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки…».
Как решается проблема инклюзивного образованием нашим педагогическим коллективом?
1. Разработаны локальные нормативные акты, обеспечивающие
организацию, координацию и контроль деятельности структурных подразделений, сотрудников детского сада.
2. Разработана и реализуется адаптированная основная
общеобразовательная программа для детей ЗПР.
3. Реализован комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами новых профессиональных компетенций по проблемам инклюзивного образования.
4. Создана безбарьерная и развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ.
5. Создан консультационный центр для родителей.
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями требует от воспитателя деликатного и гибкого подхода. «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет с ним, а не о том, что тебя разъединяет с ним». Слова, написанные Л.Н. Толстым более века назад, как нельзя лучше помогают понять смысл работы воспитателя детского сада в группе детей с ОВЗ сегодня.
Это означает: система образования должна перестраиваться под особые образовательные потребности таких детей, обеспечивать всем детям без исключения качественную и своевременную психолого-педагогическую поддержку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инклюзивное образование: реальная проблема современного образования в России».
«Инклюзивное образование:реальная проблема современного образования в России»....
«Инклюзивное образование: проблемы и решения»
Данная работа была написанна как зачетная к курсам повышения квалификации по теме: «Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (72 часа)...
«Инклюзивное образование –проблемы и пути решения».
Инклюзивная прктика -пути и решение проблемы...
Инклюзивное образование и проблемы его реализации
В статье изложен материал, помогающий понять, какие трудности и проблемы возникают при организации инклюзивного образования как вшколе, так и в дошкольном звене....
Семинар «ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
laquo;ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»...
Повышение качества образования дошкольников: проблемы и пути решения
На сегодняшний день вопрос качества дошкольного образования приобрел особую актуальность. Понятие «качество» очень динамичное. Даже качество золота меняется со временем...
- Мне нравится (2)