Методические рекомендации по написанию АОП педагогами ДОО
презентация по коррекционной педагогике

Анцыгина Лариса Анатольевна

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_napisaniyu_aop_pedagogami_doo.docx31.73 КБ
Office presentation icon aop.ppt1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по разработке адаптированной образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО обучающихся с ОВЗ

подготовила Л.А. Анцыгина учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО

по материалам М.М. Панасенкова, зав. кафедрой

специального и инклюзивного образования

 СКИРО ПК и ПРО, кандидат педагогических наук

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся.

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ

ориентированы на решение следующих задач:

- создание в образовательной организации условий, необходимых для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;

- повышение уровня доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение качества образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;

- максимального расширения доступа обучающимся с ограниченными возможностями здоровья к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям;

- вариативности содержания АОП, возможности ее формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся;

- духовно-нравственного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

-  слепых и слабовидящих обучающихся;

- обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

- обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;

- обучающихся с задержкой психического развития;

- обучающихся с умственной отсталостью;

- обучающихся с расстройством аутистического спектра;

- обучающихся со сложными дефектами.

К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с ОВЗ, относятся:

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,

реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе коррекционной работы;

  • научный, практико-ориентированный, действенный характер

содержание образования;

  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе

образования;

  • удлинение сроков получения образования;
  • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний

и умений;

  • специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий

учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации

общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с ОВЗ;

  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции

деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;

  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного

отношения к окружающему миру.

II. Используемые термины, определения

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

III. Требования к структуре и содержанию АОП

АОП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

АОП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП конкретной нозологической группы и, в конечном счете, ООП ДО детского сада, на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся

АОП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70% и не более 30%, не менее 60% и не более 40%.

АОП должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с ОВЗ и включает содержание работы с ребенком через следующие программы, ориентированные на достижение личностных и образовательных результатов:

- программу реализации образовательных областей;

- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- программу коррекционной работы (в соответствии с приложением к ФГОС);

- программу сотрудничества с родителями (в соответствии с приложением к ФГОС);

- программу дополнительного образования (при необходимости и если таковые имеются).

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АОП.

Организационный раздел включает:

Календарно-тематический план; систему специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями Стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения АОП должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения образовательных областей, коррекционной работы), соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

IV. Порядок разработки адаптированной образовательной программы

В целях качественной разработки адаптированной образовательной программы целесообразно в учреждении создать рабочую группу и разработать положение об адаптированной образовательной программе обучающихся с ОВЗ.

Следует учесть, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего ФГОС, в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося.

Адаптированная образовательная программа может быть разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.).

При разработке АОП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава обучающихся, места расположения, педагогических возможностей.

Условия и порядок разработки АОП устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются:

- порядок и периодичность разработки АОП или внесения изменений в

действующую АОП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательной организации);

- состав участников разработки АОП, их полномочия и ответственность, порядок обсуждения проекта АОП;

- порядок утверждения АОП.

Для разработки адаптированной образовательной программы рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагога, сурдопереводчика, тифлопедагога.

Особое внимание при проектировании содержания адаптированной образовательной программы следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья будут осваивать содержание образования.

Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Реализация адаптированной образовательной программы может осуществляться с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.

Адаптированные образовательные программы должны быть размещены на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).

В процессе освоения АОП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АОП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК.

Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АОП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). При этом следует учитывать, что формы, содержание внеурочной деятельности должны соответствовать общим целям, задачам и результатам воспитания.

Рекомендации по содержанию системы специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями ФГОС

В адаптированной образовательной программе должны быть определены требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, с ОВЗ.

1.Кадровое

обеспечение.

В данном разделе описывается наличный кадровый состав, указывается доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Описывается кадровый состав и основные функции специалистов, привлекаемых к реализации адаптированной образовательной программы.

Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса.

В реализации АОП участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с ОВЗ.

При необходимости в процессе реализации АОП

возможно, временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).

В процессе психолого-медико-педагогического

сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие

медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации.

Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания.

2. Учебно-

методическое и

информационное

обеспечение

Адаптированная образовательная программа должна быть обеспечена учебно-методической документацией.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

3.Требования к

материально-

техническим условиям

Материально-техническое обеспечение — это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-технические условия реализации АОП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам (возможным результатам) освоения АООП конкретной нозологии и ООП ДО.

Рекомендации по разработке программы коррекционной работы

Программа коррекционной работы направлена обеспечение успешности освоения

АОП обучающимися ОВЗ. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

1) выявление особых образовательных потребностей детей ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом и (или) физическом развитии;

2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

Программа коррекционной работы должна содержать: механизм взаимодействия воспитателей и специалистов в области сопровождения, медицинских работников организации и специалистов других организаций с целью реализации программы коррекционной работы. перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей; корректировку коррекционных мероприятий.

Приложение 1

Перечень основных нормативно-правовых документов при        разработке адаптированной образовательной программы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35850).

4. Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" от 04.10.2010 № 986

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.

6. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".

7. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

9.Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»

10. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования".

11. Письмо Минобрнауки РФ «Об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.

12.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»).

13. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ.

14. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".

15. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

16.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

17. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологическая карта проектирования АОП ДО для обучающихся с ОВЗ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» Асбестовского городского округа Составитель: учитель-логопед Анцыгина Л.А. семинар-практикум для педагогических работников детского сада

Слайд 2

ПМПК+ИПРА необходимо учитывать что именно рекомендовано ПМПК и прописано в ИПРА АООП образовательные программы АОП ООП СИПР примерные АООП разрабатывается в рамках ПМПк учреждения на основе профильной АООП зависит от возможностей ОО

Слайд 3

ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФГОС ДО ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ категория обучающихся с ОВЗ Глухие дети Слабослышащие дети Слепые дети Слабовидящие дети Дети с речевыми нарушениями Дети с двигательными нарушениями Дети с задержкой психического развития Дети с расстройствами аутистического спектра варианты АООП ФГОС ДО обучающихся с ОВЗ АОП ДО для глухих детей АОП ДО для слабослышащих и позднооглохших АОП ДО для слепых детей АОП ДО для слабовидящих детей АОП ДО для детей с ТНР АОП ДО для детей с НОДА АОП ДО для детей с ЗПР АОП ДО для с РАС категория обучающихся с ОВЗ Дети с умственной отсталостью варианты АООП ФГОС ДО обучающихся с ОВЗ АОП ДО для детей с умственной отсталостью или СИПР

Слайд 4

ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФГОС НОО ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ категория обучающихся с ОВЗ Глухие дети Слабослышащие дети Слепые дети Слабовидящие дети Дети с речевыми нарушениями Дети с двигательными нарушениями Дети с задержкой психического развития Дети с расстройствами аутистического спектра варианты АООП ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 2.1, 2.2, 2.3 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 4.1, 4.2, 4.3 5.1, 5.2 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 7.1, 7.2 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 категория обучающихся с ОВЗ Учащиеся с умственной отсталостью ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Варианты 1, 2

Слайд 5

НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ВСЕ ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ КОНКРЕТНОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В АООП, КАЖДОМУ КОНКРЕТНОМУ РЕБЕНКУ ТРЕБУЕТСЯ ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ Именно это и обосновывает необходимость создания адаптированной образовательной программы в которой будут определены все специфические условия необходимые для конкретного обучающегося с ОВЗ. Наличие АОП позволяет: на основе комплексной диагностики описать специальные условия специфичные для конкретного ребенка структурировать и систематизировать процесс обучения обозначить основные проблемы в освоении программы, определить индивидуальные планируемые результаты определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты сфокусироваться на актуальных проблемах, которые являются приоритетными для обучения и развития ребенка в определенный (конкретный) период времени определить ресурсы обучающегося Наличие данного документа хорошо проработанного командой специалистов, придает процессу обучения ребенка с ОВЗ четкий и рациональный характер, при котором можно формулировать конкретные цели, определять стратегии их достижения и отслеживать результаты обучения.

Слайд 6

1. Общие сведения о ребенке (информация о родителях, специалистах ОО, заключение ПМПК, сроки реализации АОП, наличие инвалидности). 2. Основные особенности развития ребенка: результаты комплексной диагностики специалистов, трудности формирования умения и навыков. 3. Создание специальных условий: комплексное психолого-педагогическое сопровождение. 4. Освоение образовательных областей: область-дефициты-индивидуальные планируемые результаты на период-результативность. 5. Коррекционно-развивающая работа (направления деятельности, индивидуальные планируемые результаты на период, результативность исполнители, формы работы) СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 7

Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1) Цели реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы ДО (целевые ориентиры). 2)Психолого-педагогическая характеристика обучающегося или группы обучающихся с однородным дефектом, описание особых образовательных потребностей обучающихся. 3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся конкретной нозологической группы в детском саду (принципы и подходы к формированию АОП ДО и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АОП ДО; общие подходы к организации деятельности: НОД, СД, культурные практики, коррекционная работа, взаимодействие и роль родителей [ вариативная часть ] ). СТРУКТУРА АОП И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ АОП ДЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Слайд 8

1.2 Планируемые результаты освоения АОП ДО 1) Индивидуальные и личностные результаты. 2) Академические достижения (достижение целевых ориентиров). 3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).

Слайд 9

1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП ДО 1) Описание направлений и целей оценочной деятельности. 2) Требования к результатам на данной ступени образования. 3) Требования к использованию знаний и умений на практике. 4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике. 5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции. 6) Формы выявления результатов.

Слайд 10

II Содержательный раздел 2.1 Календарный план-график (учебный план) 1) Базисный 2) Индивидуальный 3) Пояснительная записка

Слайд 11

2.2 Программы отдельных учебных предметов 1) Общие положения (характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета). 2) Содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 3) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Слайд 12

2.3 Программа коррекционной работы 1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей конкретной нозологической группы, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими ООП ДО или АООП ДО. 2) Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей конкретной нозологической группы в условиях образовательного процесса. 3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей конкретной нозологической группы (в т. ч. использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий). 4) Модели и технологии реализации коррекционной работы

Слайд 13

2.4 Программа формирования УУД 1) Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. 2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. 3) Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

Слайд 14

2.5 Программа духовно-нравственного развития 1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся. 2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения). 3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания. 4) Содержание системы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Слайд 15

2.6. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 1) Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 2) Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Слайд 16

2.7 Культурные практики 1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности. 2) Основное содержание и организационно-методические условия 3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений формирования культурных практик 4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации.

Слайд 17

III Организационный раздел Система условий реализации АОП ДО 1) Описание условий и ресурсов образовательной организации. 2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП ДО образовательного учреждения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС. 3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий. 4) Система оценки условий реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР.

Слайд 18

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Вариант 7.2

Слайд 19

АООП НОО(вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

Слайд 20

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:  обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);  увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;  гибкое варьирование организации процесса , использование соответствующих методик и технологий  упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

Слайд 21

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР;  наглядно-действенный характер содержания образования;  обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося;  постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;  специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;  необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

Слайд 22

постоянное стимулирование познавательной активности; помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми); обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)

Слайд 23

вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки , которые определяются Стандартом

Слайд 24

АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Слайд 25

АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.

Слайд 26

АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных

Слайд 27

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и жизненные компетенции , необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом .

Слайд 28

личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2)принятие и освоение социальной роли обучающегося; 3)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 5) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 6)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Слайд 29

Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями.

Слайд 30

должны отражать 1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) готовность слушать собеседника и вести диалог; 6) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Слайд 31

Предметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися знания и умения , специфичные для каждой предметной области, готовность их применения

Слайд 32

Русский язык: 2)формирование интереса к изучению родного (русского) языка; 3)овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; 4)овладение основами грамотного письма; 5)овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 6)формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи; 7)использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Слайд 33

Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Слайд 34

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Для оценки продвижения обучающегося с ЗПР в овладении жизненными компетенциями может применяться метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и должен включать педагогических и медицинских работников.

Слайд 35

Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов –нет продвижения; балл –минимальное продвижение; балла –среднее продвижение; 3 балла –значительное продвижение. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося

Слайд 36

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями

Слайд 37

Уровень сформированности УУД, представляющих содержание метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах: -достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД; -достижение метапредметныхрезультатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе

Слайд 38

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности .

Слайд 39

Оценку предметных действий целесообразно начинать со 2-го класса, (у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета). Сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

Слайд 40

2. Содержательный раздел

Слайд 41

Программа формирования универсальных учебных действий Задачами реализации программы являются: ― формирование мотивационного компонента учебной деятельности; ― овладение комплексом универсальных учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; ― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога

Слайд 42

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР должна содержать: описание ценностных ориентиров образования обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ЗПР; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

Слайд 43

Программа формирования универсальных учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Программа формирования универсальных учебных действий самостоятельно разрабатывается Организацией на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования

Слайд 44

Программа учебного предмета должна содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса); общую характеристику учебного предмета (курса); описание места учебного предмета (курса) в учебном плане; личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса); содержание учебного предмета (курса); описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Слайд 45

Программа духовно-нравственного развития и воспитания Цель - педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Организация может конкретизировать общие задачи нравственного развития обучающихся с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, а такжепотребностей обучающихся с ЗПР и их родителей (законных представителей).

Слайд 46

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества. Программа духовно-нравственного развития должна включать описание: цели и задач, основных направлений работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ЗПР), формы организации работы.

Слайд 47

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования у обучающихся с ЗПР знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Слайд 48

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ЗПР реализуется по следующим направлениям 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации 2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности 3. Организация физкультурно-оздоровительной работы 4. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение уровня их знаний в форме проведения родительского лектория, привлечения к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, ведения Дневников здоровья с обучающимися с ЗПР

Слайд 49

Программа должна содержать: цель и задачи, планируемые результаты, основные направления работы, перечень организационных форм. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией

Слайд 50

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Слайд 51

Задачи программы: -определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; -повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО -своевременное выявление обучающихсяс трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе; -оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи.

Слайд 52

Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса ― через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении); ― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой); ― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Слайд 53

Программа коррекционной работы должна содержать : цель, задачи, программы коррекционных курсов, систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы

Слайд 54

Программа внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.д. + коррекционно-развивающая область Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности

Слайд 55

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет в течение 5 учебных лет не менее 1680 часов.

Слайд 56

3. Организационный раздел Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Слайд 57

Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет, с обязательным введение 1 дополнительного класса Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебных занятий в подготовительном классе составляет 35 минут. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Обучение проходит в одну смену. в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый); в 1 -м классе используется «ступенчатый» режим обучения:

Слайд 58

Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР

Слайд 59

Описание кадровых условий реализации АООП НОО включает: • характеристику укомплектованности организации; • описание уровня квалификации работников организации и их функциональных обязанностей; • описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников;

Слайд 60

При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР возможно временное или постоянное участие тьютора и/или ассистента (помощника). В случае привлечения на должность ассистента (помощника) родителей (законных представителей) обучающихся с ЗПР требования к уровню образования не предъявляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к написанию опыта работы

Данная методичекая разработка преназначена для педагогов и специалистов ДОУ. Она знакомит с содержанием опыта работы и планом его написания....

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста. Примерная программа написания характеристики дошкольника....

Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в ДОУ

Рекомендации Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым...

Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ.

Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретн...

Консультация для педагогов: "Методические рекомендации по написанию проекта"

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает формировать навыки исследовательской деятельности, планировать, работать в коллективе....

Памятка для педагогов Методические рекомендации к написанию календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ. 2019

Памятка для педагогов Методические рекомендации к написанию календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ....