Методические рекомендации по написанию АОП педагогами ДОО
презентация по коррекционной педагогике
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_napisaniyu_aop_pedagogami_doo.docx | 31.73 КБ |
aop.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по разработке адаптированной образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО обучающихся с ОВЗ
подготовила Л.А. Анцыгина учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО
по материалам М.М. Панасенкова, зав. кафедрой
специального и инклюзивного образования
СКИРО ПК и ПРО, кандидат педагогических наук
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся.
Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
ориентированы на решение следующих задач:
- создание в образовательной организации условий, необходимых для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;
- повышение уровня доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение качества образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
- максимального расширения доступа обучающимся с ограниченными возможностями здоровья к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям;
- вариативности содержания АОП, возможности ее формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- духовно-нравственного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- слепых и слабовидящих обучающихся;
- обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
- обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
- обучающихся с задержкой психического развития;
- обучающихся с умственной отсталостью;
- обучающихся с расстройством аутистического спектра;
- обучающихся со сложными дефектами.
К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с ОВЗ, относятся:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- научный, практико-ориентированный, действенный характер
содержание образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе
образования;
- удлинение сроков получения образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний
и умений;
- специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий
учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечение особой пространственной и временной организации
общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с ОВЗ;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного
отношения к окружающему миру.
II. Используемые термины, определения
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
III. Требования к структуре и содержанию АОП
АОП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
АОП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП конкретной нозологической группы и, в конечном счете, ООП ДО детского сада, на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.
Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся
АОП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70% и не более 30%, не менее 60% и не более 40%.
АОП должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с ОВЗ и включает содержание работы с ребенком через следующие программы, ориентированные на достижение личностных и образовательных результатов:
- программу реализации образовательных областей;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы (в соответствии с приложением к ФГОС);
- программу сотрудничества с родителями (в соответствии с приложением к ФГОС);
- программу дополнительного образования (при необходимости и если таковые имеются).
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АОП.
Организационный раздел включает:
Календарно-тематический план; систему специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АОП должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения образовательных областей, коррекционной работы), соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.
IV. Порядок разработки адаптированной образовательной программы
В целях качественной разработки адаптированной образовательной программы целесообразно в учреждении создать рабочую группу и разработать положение об адаптированной образовательной программе обучающихся с ОВЗ.
Следует учесть, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего ФГОС, в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося.
Адаптированная образовательная программа может быть разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.).
При разработке АОП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава обучающихся, места расположения, педагогических возможностей.
Условия и порядок разработки АОП устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются:
- порядок и периодичность разработки АОП или внесения изменений в
действующую АОП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательной организации);
- состав участников разработки АОП, их полномочия и ответственность, порядок обсуждения проекта АОП;
- порядок утверждения АОП.
Для разработки адаптированной образовательной программы рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагога, сурдопереводчика, тифлопедагога.
Особое внимание при проектировании содержания адаптированной образовательной программы следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья будут осваивать содержание образования.
Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Реализация адаптированной образовательной программы может осуществляться с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
Адаптированные образовательные программы должны быть размещены на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
В процессе освоения АОП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АОП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК.
Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АОП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). При этом следует учитывать, что формы, содержание внеурочной деятельности должны соответствовать общим целям, задачам и результатам воспитания.
Рекомендации по содержанию системы специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями ФГОС
В адаптированной образовательной программе должны быть определены требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, с ОВЗ.
1.Кадровое обеспечение. | В данном разделе описывается наличный кадровый состав, указывается доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описывается кадровый состав и основные функции специалистов, привлекаемых к реализации адаптированной образовательной программы. Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса. В реализации АОП участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с ОВЗ. При необходимости в процессе реализации АОП возможно, временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника). В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания. |
2. Учебно- методическое и информационное обеспечение | Адаптированная образовательная программа должна быть обеспечена учебно-методической документацией. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания. |
3.Требования к материально- техническим условиям | Материально-техническое обеспечение — это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-технические условия реализации АОП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам (возможным результатам) освоения АООП конкретной нозологии и ООП ДО. |
Рекомендации по разработке программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена обеспечение успешности освоения
АОП обучающимися ОВЗ. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
1) выявление особых образовательных потребностей детей ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом и (или) физическом развитии;
2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
Программа коррекционной работы должна содержать: механизм взаимодействия воспитателей и специалистов в области сопровождения, медицинских работников организации и специалистов других организаций с целью реализации программы коррекционной работы. перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей; корректировку коррекционных мероприятий.
Приложение 1
Перечень основных нормативно-правовых документов при разработке адаптированной образовательной программы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35850).
4. Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" от 04.10.2010 № 986
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.
6. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".
7. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
9.Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
10. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования".
11. Письмо Минобрнауки РФ «Об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.
12.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»).
13. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ.
14. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
15. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
16.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
17. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПМПК+ИПРА необходимо учитывать что именно рекомендовано ПМПК и прописано в ИПРА АООП образовательные программы АОП ООП СИПР примерные АООП разрабатывается в рамках ПМПк учреждения на основе профильной АООП зависит от возможностей ОО
ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФГОС ДО ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ категория обучающихся с ОВЗ Глухие дети Слабослышащие дети Слепые дети Слабовидящие дети Дети с речевыми нарушениями Дети с двигательными нарушениями Дети с задержкой психического развития Дети с расстройствами аутистического спектра варианты АООП ФГОС ДО обучающихся с ОВЗ АОП ДО для глухих детей АОП ДО для слабослышащих и позднооглохших АОП ДО для слепых детей АОП ДО для слабовидящих детей АОП ДО для детей с ТНР АОП ДО для детей с НОДА АОП ДО для детей с ЗПР АОП ДО для с РАС категория обучающихся с ОВЗ Дети с умственной отсталостью варианты АООП ФГОС ДО обучающихся с ОВЗ АОП ДО для детей с умственной отсталостью или СИПР
ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФГОС НОО ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ категория обучающихся с ОВЗ Глухие дети Слабослышащие дети Слепые дети Слабовидящие дети Дети с речевыми нарушениями Дети с двигательными нарушениями Дети с задержкой психического развития Дети с расстройствами аутистического спектра варианты АООП ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 2.1, 2.2, 2.3 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 4.1, 4.2, 4.3 5.1, 5.2 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 7.1, 7.2 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 категория обучающихся с ОВЗ Учащиеся с умственной отсталостью ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Варианты 1, 2
НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ВСЕ ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ КОНКРЕТНОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В АООП, КАЖДОМУ КОНКРЕТНОМУ РЕБЕНКУ ТРЕБУЕТСЯ ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ Именно это и обосновывает необходимость создания адаптированной образовательной программы в которой будут определены все специфические условия необходимые для конкретного обучающегося с ОВЗ. Наличие АОП позволяет: на основе комплексной диагностики описать специальные условия специфичные для конкретного ребенка структурировать и систематизировать процесс обучения обозначить основные проблемы в освоении программы, определить индивидуальные планируемые результаты определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты сфокусироваться на актуальных проблемах, которые являются приоритетными для обучения и развития ребенка в определенный (конкретный) период времени определить ресурсы обучающегося Наличие данного документа хорошо проработанного командой специалистов, придает процессу обучения ребенка с ОВЗ четкий и рациональный характер, при котором можно формулировать конкретные цели, определять стратегии их достижения и отслеживать результаты обучения.
1. Общие сведения о ребенке (информация о родителях, специалистах ОО, заключение ПМПК, сроки реализации АОП, наличие инвалидности). 2. Основные особенности развития ребенка: результаты комплексной диагностики специалистов, трудности формирования умения и навыков. 3. Создание специальных условий: комплексное психолого-педагогическое сопровождение. 4. Освоение образовательных областей: область-дефициты-индивидуальные планируемые результаты на период-результативность. 5. Коррекционно-развивающая работа (направления деятельности, индивидуальные планируемые результаты на период, результативность исполнители, формы работы) СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1) Цели реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы ДО (целевые ориентиры). 2)Психолого-педагогическая характеристика обучающегося или группы обучающихся с однородным дефектом, описание особых образовательных потребностей обучающихся. 3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся конкретной нозологической группы в детском саду (принципы и подходы к формированию АОП ДО и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АОП ДО; общие подходы к организации деятельности: НОД, СД, культурные практики, коррекционная работа, взаимодействие и роль родителей [ вариативная часть ] ). СТРУКТУРА АОП И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ АОП ДЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
1.2 Планируемые результаты освоения АОП ДО 1) Индивидуальные и личностные результаты. 2) Академические достижения (достижение целевых ориентиров). 3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП ДО 1) Описание направлений и целей оценочной деятельности. 2) Требования к результатам на данной ступени образования. 3) Требования к использованию знаний и умений на практике. 4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике. 5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции. 6) Формы выявления результатов.
II Содержательный раздел 2.1 Календарный план-график (учебный план) 1) Базисный 2) Индивидуальный 3) Пояснительная записка
2.2 Программы отдельных учебных предметов 1) Общие положения (характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета). 2) Содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 3) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.3 Программа коррекционной работы 1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей конкретной нозологической группы, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими ООП ДО или АООП ДО. 2) Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей конкретной нозологической группы в условиях образовательного процесса. 3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей конкретной нозологической группы (в т. ч. использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий). 4) Модели и технологии реализации коррекционной работы
2.4 Программа формирования УУД 1) Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. 2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. 3) Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
2.5 Программа духовно-нравственного развития 1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся. 2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения). 3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания. 4) Содержание системы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
2.6. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 1) Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 2) Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
2.7 Культурные практики 1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности. 2) Основное содержание и организационно-методические условия 3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений формирования культурных практик 4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации.
III Организационный раздел Система условий реализации АОП ДО 1) Описание условий и ресурсов образовательной организации. 2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП ДО образовательного учреждения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС. 3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий. 4) Система оценки условий реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Вариант 7.2
АООП НОО(вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет; гибкое варьирование организации процесса , использование соответствующих методик и технологий упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР; наглядно-действенный характер содержания образования; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности; помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми); обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)
вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки , которые определяются Стандартом
АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и жизненные компетенции , необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом .
личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2)принятие и освоение социальной роли обучающегося; 3)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 5) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 6)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями.
должны отражать 1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) готовность слушать собеседника и вести диалог; 6) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися знания и умения , специфичные для каждой предметной области, готовность их применения
Русский язык: 2)формирование интереса к изучению родного (русского) языка; 3)овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; 4)овладение основами грамотного письма; 5)овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 6)формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи; 7)использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Для оценки продвижения обучающегося с ЗПР в овладении жизненными компетенциями может применяться метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и должен включать педагогических и медицинских работников.
Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов –нет продвижения; балл –минимальное продвижение; балла –среднее продвижение; 3 балла –значительное продвижение. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах: -достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД; -достижение метапредметныхрезультатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности .
Оценку предметных действий целесообразно начинать со 2-го класса, (у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета). Сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий Задачами реализации программы являются: ― формирование мотивационного компонента учебной деятельности; ― овладение комплексом универсальных учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; ― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР должна содержать: описание ценностных ориентиров образования обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ЗПР; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
Программа формирования универсальных учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Программа формирования универсальных учебных действий самостоятельно разрабатывается Организацией на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования
Программа учебного предмета должна содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса); общую характеристику учебного предмета (курса); описание места учебного предмета (курса) в учебном плане; личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса); содержание учебного предмета (курса); описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания Цель - педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Организация может конкретизировать общие задачи нравственного развития обучающихся с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, а такжепотребностей обучающихся с ЗПР и их родителей (законных представителей).
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества. Программа духовно-нравственного развития должна включать описание: цели и задач, основных направлений работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ЗПР), формы организации работы.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования у обучающихся с ЗПР знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ЗПР реализуется по следующим направлениям 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации 2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности 3. Организация физкультурно-оздоровительной работы 4. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение уровня их знаний в форме проведения родительского лектория, привлечения к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, ведения Дневников здоровья с обучающимися с ЗПР
Программа должна содержать: цель и задачи, планируемые результаты, основные направления работы, перечень организационных форм. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи программы: -определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; -повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО -своевременное выявление обучающихсяс трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе; -оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи.
Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса ― через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении); ― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой); ― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Программа коррекционной работы должна содержать : цель, задачи, программы коррекционных курсов, систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы
Программа внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.д. + коррекционно-развивающая область Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет в течение 5 учебных лет не менее 1680 часов.
3. Организационный раздел Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет, с обязательным введение 1 дополнительного класса Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебных занятий в подготовительном классе составляет 35 минут. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Обучение проходит в одну смену. в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый); в 1 -м классе используется «ступенчатый» режим обучения:
Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
Описание кадровых условий реализации АООП НОО включает: • характеристику укомплектованности организации; • описание уровня квалификации работников организации и их функциональных обязанностей; • описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников;
При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР возможно временное или постоянное участие тьютора и/или ассистента (помощника). В случае привлечения на должность ассистента (помощника) родителей (законных представителей) обучающихся с ЗПР требования к уровню образования не предъявляются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к написанию опыта работы
Данная методичекая разработка преназначена для педагогов и специалистов ДОУ. Она знакомит с содержанием опыта работы и планом его написания....
Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста
Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста. Примерная программа написания характеристики дошкольника....
Методические рекомендации по написанию характеристики на ребёнка дошкольного возраста.
Рекомендации для написания характеристики к ПМПК....
Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в ДОУ
Рекомендации Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым...
Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ.
Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретн...
Консультация для педагогов: "Методические рекомендации по написанию проекта"
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает формировать навыки исследовательской деятельности, планировать, работать в коллективе....
Памятка для педагогов Методические рекомендации к написанию календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ. 2019
Памятка для педагогов Методические рекомендации к написанию календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ....