Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования головоломок
статья по математике

Гайдарова Алина Ровшановна

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Автор раскрывается сущность основных понятий: «математические представления», «развитие математических представлений», «головоломка», «математическая головоломка». Также в статье автор приводит примеры головоломок, которые предлагаются дошкольникам, для развития математических представлений: счетные палочки, сумма чисел, кнопка лифта, страйк и т.д.

Ключевые слова: математическое образование, математические представления, дети дошкольного возраста, головоломки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gaydarova_a.r._statya.doc368.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования головоломок

Гайдарова Алина Ровшановна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №191»

350061 город Краснодар, ул. им. Игнатова, д.27

В настоящее время в дошкольном образовании решается огромное количество задач, отвечающих современным требованиям и потребностям социума, в ДОУ постоянно стремятся к внедрению новых методов, приемов, технологий, реализуются на практике с детьми разного возраста, разрабатываются новые программы, рекомендации, но не стоит забывать о самых простых, на первый взгляд, однако не последних по важности вопросах развития ребенка. Таким является вопрос развития математических представлений у детей дошкольного возраста, имеющий большую ценность для интеллектуального развития.

Актуальность рассматриваемой проблемы находит отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, к которым относятся количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой и др [4].

Раскроем сущность понятия «математические представления». Согласно определению М.И. Баишевой, математические представления являются представлениями о числе, счете, простейших вычислениях, множестве, геометрических фигурах и их форме, измерениях и величинах [1].

Развитие математических представлений является целенаправленным и организованным процессом, предполагающим передачу и усвоение знаний, приемов и способов интеллектуальной деятельности, которые предусматриваются программными требованиями [2].

Основной задачей воспитателя является создание благоприятных условий для развития математических представлений у детей. То есть дошкольники в непринужденной, занимательной, игровой форме должны знакомиться с основными математическими терминами, операциями, действиями и т.д. На наш взгляд, это возможно с помощью применения различных головоломок.

Головоломка представляет собой задачу или загадку, решить которую можно с помощью проявления сообразительности и знаний в той области, в которой в ней идет речь. Если говорить о математической головоломке, то следует отметить, что она является задачей занимательной математики с игровыми элементами (правилами возможных действий, иногда – сюжетом), для решения которой, прежде всего, нужна сообразительность, а не специальные математические знания [3].

Одной из самых распространенных головоломок являются игры-головоломки со счетными палочками. Например, нужно сделать два треугольника из пяти палочек (рис. 1).

Рис. 1. Игра-головоломка со счетными палочками

Головоломка «Сумма чисел» включает задачу по использованию подходящих символов для того, чтобы уравнение сделать правильным. Можно подсказать детям, что знаки могут повторяться (рис. 2).

Рис. 2. Головоломка «Сумма чисел»

Головоломка «Кнопка лифта». Воспитатель рассказывает детям, что в девятиэтажном доме есть лифт, на первом этаже живут два человека, однако, чем выше подниматься, то там количество людей увеличивается. Нужно хорошо подумать, какую кнопку чаще всего нажимают люди в этом доме?

Предлагая детям решить головоломку «Страйк!», воспитатель просит сначала поиграть в боулинг, нужно выбить 100 очков. И спрашивает: какие три кегли должны упасть, чтобы получилось 100? (рис. 3)

Рис. 3. Головоломка «Страйк!»

Головоломка «Стулья». Воспитатель просит детей расставить 9 стульев у четырех стен так, чтобы у каждой стояли три стула (рис. 4).

Рис. 4. Головоломка «Стулья»

Таким образом, головоломки являются эффективным средством развития математических представлений у детей дошкольного возраста. С помощью математических головоломок у дошкольников развивается сообразительность, и все это осуществляется в занимательной, игровой форме, позволяющей детям непринужденно и с большим интересом включаться в предложенную воспитателем деятельность.

Библиографический список

  1. Баишева М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс / М.И. Баишева // Институт развития образования. Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я). 2000. 144 с.
  2. Воронина Л.В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова; под общ. ред. Л.В. Ворониной. Екатеринбург: УрГПУ, 2017.  289 с.
  3. Горев П.М. Головоломки как средство обучения в математическом образовании детей и подростков// Концепт. 2018. С. 940-954.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.

Информация об авторе: А.Р. Гайдарова, воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров

Процесс формирования количественных представлений предполагает  планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грам...

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера

Изучение математического материала посредством палочек Кюизенера. Примерные игры и упражнения с палочками Кюизенера для всех возрастов дошкольных групп....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича  «Сказочные лабиринты игры», способы реализации...