Дети с ЗПР в дошкольном возрасте. Консультация для воспитателей ДОУ
консультация по коррекционной педагогике

Поломодова Галина Евгеньевна

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет.

Как работать с такими детьми воспитателю в ДОУ, что необходимо знать для того чтобы избежать профессилнального выгорания, какие принципы работы необходимы в условиях массовой группы- об этом пойдёт речь в консультации педагога-психолога

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_konsultatsiya.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;

в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе. Моторика, память, внимание, агрессивность, заторможенность, импульсивность, истощаемость. Снижен интерес к игре, игрушке, стереотипность в игре, играет один, действия обеднены

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность. (замороженность эмоций)

Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.

Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная - ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

вредные привычки матери, прием медикаментов;

инфекции и хронические болезни женщины;

неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

родовые травмы;

продолжительный безводный период;

затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;

экстренное кесарево сечение;

асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

дефицит внимания родителей;

напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;

обучение под психологическим давлением;

физическое насилие над малышом;

редкие прогулки на улице;

недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;

сердечно-сосудистые нарушения;

нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается раннее  увлечение гаджетами. Речь идёт о раннем цифровом слабоумии. (лекция) Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Увлечение играми- узкость развития воображения даже при хорошем интеллектуальном багаже. Образы однотипны, игры стереотипны. Но хорошая реакция, темп деятельности и моторика.

Что делать?На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

  1. Заключение ЦПМПК формулировка –задачи АООП для детей ОВЗ:

Коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций

Развитие произвольной регуляции деятельности

Развитие пространственных представлений

Развитие игровой деятельности

Развитие компетенций познавательной сферы

Разрабатывается ИОМ-Индивидуальный Образовательный Маршрут

  1. Заключение ЦПМПК для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации – задачи ООП

Развитие коммуникативных компетенций

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы

Развитие пространственно-временных представлений

Работа ведётся без ИОМ – индивидуальный подход к ребёнку

Принципы работы с детьми ЗПР

  1. Создание ситуации успеха в группе. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи. Почему?

-связь интеллекта и аффекта (Л,С,Выгодский)

Суть в том, что только при полноценном контакте ребёнка и взрослого происходят изменения в положительном ключе. Ребёнок должен идти сам за взрослым, хотеть общаться, входить с ним в контакт, взрослый должен быть значимой положительной фигурой. Так формируется мотивация к учебной деятельности. Дети ОВЗ Вообще и дети ЗПР в частности обладают незрелой психикой, которая исцеляется в обстановке эмоциональной безопасности. Создание в группе положительно-окрашенной эмоциональной обстановки –главное условие для успешной работы в детьми ОВЗ.

  1. Учитывание «зоны ближайшего развития» ребёнка

Суть в том, что становление высших психических функций происходит постепенно в сотрудничестве с воспитателем. Нужно учитывать, что у детей с ЗПР зона ближайшего развития не соответствует возрасту и может быть в разных проявлениях разной. То есть ребёнку надо давать посильные его уровню развития задания и постепенно усложнять ПОМОГАЯ, а не оставляя со сложным заданием один на один и требуя выполнения. Это создаст откат назад, а не продвижение вперёд (отказ от выполнения).

              3 Систематичность и последовательность4.Сравнение с предыдущим результатом деятельности, как закрепление                         положительного результата развития.

Методы и приёмы работы

                                                          Игровая деятельность

Психолог – индивидуальная и малые группы ( песочная терапия, игровая терапия, арт-терапия, психогимнастика и т.д.)

Воспитатель-группа

1.Хороводные игры

2.Сюжетно-ролевые игры

3.Игры-драматизации, театрализованные игры

НОД

-Снятие стресса с помощью упражнений образовательной кинесиологии

-Элементы сенсорной активизации : задания под музыку, использование цвета, тактильных ощущений, упражнение на баланс (сенсорная интеграция)

-Дидактические игры

Палочки Куизенера, Блоки Дьенеша -работа по образцу

Задания на печатной основе в индивидуальном формате ( сотрудничество со специалистами)

Во время организации занятий использовать разнообразные формы : подгрупповые, задания в парах, интегрированные занятия, квесты, эксперименты, проекты и т.д.

Эконет кинезиология для взрослых и детей

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2765178523345844327&from=tabbar&text=%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvA4Iu-LBA4hU

https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=3811060747960306084&p=1&text=%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1

https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=15789725886138415305&p=1&text=%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvJA4SJT44c1I

https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=1139603665455845740&p=1&text=%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D2Fw9ML7xZS4

https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=4969839630742576800&p=1&text=%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvdUivlzCu_c0

https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=2333324771584083026&text=%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BA%D0%B8+%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0

кнопки мозга

Игры на развитие внимания, памяти, восприятия

Дети с ЗПР отлично трудятся, выполняют поручения,  в ручном труде делают успехи вместе со взрослым. Неравномерное развитие неравномерно у каждого по-своему.

Важно в любой деятельности различать личность ребёнка и его поведение.

Условия успеха в работе с детьми ОВЗ

  • Командная работа
  • Профилактика выгорания (опросник)
  • Связь и консультации по детям со специалистами
  • Контакт с родителями ребёнка

Родители детей ЗПР

Видят и делают

Отрицают

Сомневаются

Принципы работы с родителями

Бережность

Осторожность

Постепенное формирование доверия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Консультация содержит коррекционные упражнения по профилактике осанки....

«Роль исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Всестороннее развитие познавательныо- исследовательских  способностей  ребенка начинается с объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В свою очередь эк...

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей на тему: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Формы экологического воспитания:        1.1 Занятия.         Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...

«Обеспечение безопасности и активной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей: " Обеспечение безопасности и активной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Наиболее благоприятным периодом для  усвоения речи является младший  дошкольный  возраст. В этот  период возрастает  речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и ус...