Влияние стилей взаимодействия в семье на комплексную нейрореабилитацию детей с системными нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике

Татьяна Александровна Редькина

В данной статье затрагивается вопрос о влиянии особенностей взаимодействия с ребенком в семье на формирование его познавательно-интеллектуальной  деятельности, развитие личности в целом, интеграцию ребенка в макросоциум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние стилей взаимодействия в семье на комплексную нейрореабилитацию детей с системными нарушениями речи

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3761f5b0b8cb8330ed76fd225087bdf0.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/191

Интеллектуальное и психоэмоциональное развитие является одним из наиболее значимых моментов для гармоничного формирования личности.

В этом играет большую роль семья, где особенности взаимодействия с ребенком влияют на его развитие и формирование не только личности, но и на познавательно-интеллектуальную деятельность, интеграцию в макросоциум, преодоление трудностей адаптации. 

По длительности своего воздействия на личность ребенка ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. 

От уровня общей и педагогической культуры родителей, их отношений к ребенку и его проблемам, особенно детей с системным нарушением речи (СНР) и других высших психических функций (ВПФ), от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эффективность проводимой нейрореабилитации ребенка. 

Данные Marielle C. Dekker с соавт. (2002) продемонстрировали, что 50% детей с проблемами развития имеют показатели, указывающие на проблемы эмоционально-поведенческого характера, а дети без нарушений развития – только 18%. 

Общеизвестно, что растет количество детей с расстройствами развития ВПФ, в том числе и СНР (системными нарушениями речи): от 15% до 43%, а по всей протяженности раннего и дошкольного возраста – в среднем по всем параметрам – 65% (С.Ю. Бенилова, 2004: С.Ю. Бенилова с соавт., 2012, 2014). 

У детей с СНР в ситуации эмоционального неприятия ребенка, отказа в признании его успешности и интеллектуальных возможностей, предъявление завышенных требований усиливаются патологические симптомы, характерные для клинической картины данного расстройства, и развиваются патологические формы реагирования: отказ от интеллектуальной деятельности и внешних контактов; значительное снижение мотивации познавательной деятельности, нарушения внимания, памяти; нарастание церебральной истощаемости, поведенческих нарушений вплоть до девиантных и аутоподобных; происходит дезадаптация в микро- и макросоциуме. 

Нами в течение последних 17 лет открытыми сравнительными исследованиями (С.Ю. Бенилова, 2009, 2014, 2016; С.Ю. Бенилова с соавт., 20112, 2014) подтверждено, что включение родителей детей с СНР и психического развития как равноправных партнёров в комплексную нейрореабилитацию по системе «Особые дети – особое общение» (ОД – ОО) повышает её результативность в несколько раз: от 4-х до 19 раз по сравнению с контрольными группами (С.Ю. Бенилова, 2002, 2006, 2009, 2016). 

Новизна системы: позволяет решать проблемы, связанные с неадекватными формами общения с ними за счет изменения внешней стороны общения – тон голоса, выражения лица, лексика в общении, грамматические обороты; что надо избегать, как одобрять, демонстрировать его успешность в трудной для него деятельности, как показать его значимость в семье, не лишать права его на ошибку и т.д.

Это позволяет повысить самооценку, формировать мотивацию обучения, расширение контактов, активизировать речевую деятельность, значительно уменьшить поведенческие расстройства и конфликты в семье, повысить компетентность родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"

Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø  Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ  Обс...

Конспект индивидуального занятия по развитию речи у детей с системным нарушением речи при КИ. Тема Фрукты

Конспект занятия по развитию речи для ребенка с системным нарушением речи при  КИ (кохлеарной  имплантации, 2 год обучения)...

Сотрудничество с семьей в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, как условие успешной работы по образовательной области «Речевое развитие»

Данная статья раскрывает основы взаисодействия всех участников образовательных отношений в работе с детьми с тяжелвми нарушениями речи....

Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО

Файл содержит материал для доклада на МО логопедов по комплексному сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО....

Консультация для воспитателей. "Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей с системными нарушениями речи".

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей с системными нарушениями речи»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Рекомендации родителям детей с системным нарушением речи»

У Вашего ребёнка имеются речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы,        относящихся к звуковой и смысловой стороне....