Консультация для педагогов "Современные подходы и проблемы адаптации детей с ОВЗ к ДОО в условиях инклюзивного образования"
материал по коррекционной педагогике
Проблемы введения инклюзии в общеобразовательные учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_i_problemy.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы и проблемы адаптации детей с ОВЗ к ДОО в условиях инклюзивного образования
Проблемы введения инклюзии в общеобразовательные учреждения:
- организация инклюзивного образования во всех субъектах РФ требует привлечения большого числа специалистов;
- неравномерно распределены центры развития и коррекцию в которых дети с ОВЗ могут получить коррекционную помощь;
- толерантное отношение населения РФ к детям- инвалидам находится на стадии формирования, т.е.отмечается психологическая неготовность принимать их как полноправных членов общества.
На сегодняшний момент одной из важнейших проблем служит выявление факторов и условий, способствующих и препятствующих адаптации ребенка к условиям ДОО.
Адаптация (приспособление)- сложный процесс как для родителей, так и для воспитателей, а для ребенка в большинстве случаев- стресс. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от нормально развивающегося ребенка значительных усилий, а у воспитанника с ОВЗ вызывает целый ряд психологических и педагогических проблем.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или наоборот отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными.
Процесс привыкания к ДОО проходит не всегда благополучно и сопровождается определенными трудностями: появляются взаимное недопонимание между педагогами и родителями, трудности в общении между детьми. Традиционная форма обучения «особых» детей- коррекционные сады со специально подобранной мебелью, оборудованными медицинскими кабинетами, а также подготовленными специалистами. В связи с этим необходимы поиск путей решения проблем с данной группой детей, создание особой среды жизнедеятельности, а также применение различных форм и методов адаптации в детском коллективе.
Благоприятный процесс адаптации детей с ОВЗ к ДОО во многом зависит от грамотного психологического сопровождения, тесного взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей.
Одна из главных задач воспитателя этого периода- заинтересовать, увлечь ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад. Не стоит забывать, что в это время следует помочь ребенку чувствовать себя защищенным.
В связи с тем что ограниченные возможности детей связаны с нарушениями в их физическом, психическом развитии, овладении элементарными навыками, нужно с самого прихода ребенка в группу провести целый ряд мероприятий: снять стресс, создать доброжелательный психологический климат, обеспечить максимум положительных эмоций.
Дети с ОВЗ нуждаются в создании особой среды, вариативности и гибкости образовательно- воспитательных методик, в особых формах и методах работы. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем выше шансы ребенка на адаптацию и социализацию. Это обусловлено эффективностью ранней коррекционной помощью.
По понятным причинам, ребенок с ОВЗ отстает от сверстников из-за нарушения координации движений, а также в связи с некоторыми органическими поражениями. Актуальность данной проблемы заставляет педагогов искать новые методы, инновационные решения. Также во время образовательной деятельности особая роль отводится сверстникам. Детей, которые знают о проблемах «особого» ребенка, надо учить помогать посильную помощь, проявляя дружелюбие, понимание и уважение.
Смысл инклюзии- не просто поместить ребенка в обычную группу, а изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзии служит исключение любой дискриминации детей, что обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Дети приобретают социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства. В результате формируется личность и приобретаются те или иные знания и умения, развиваются задатки и способности. Дети усваивают общественный опыт в активной форме, в процессе деятельности, от характера которой, как и от особенностей взаимоотношений с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности.
Решающую роль в развитии личности ребенка играют социальные факторы, т.е.социальная среда, окружающие люди, с которыми будет взаимодействовать ребенок. Жизнь в обществе- основное условие психического и личностного развития ребенка. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт обращения с предметами быта, овладевает речью, нравственными нормами и правилами человеческого поведения.
Широкое применение находят нетрадиционные методы: игро-, музыко-, изотерапия и т.д.(журнал «Логопед» №1 2018)
При внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребенка, внедряется модульная организация образовательных программ.
Говоря о современных подходах адаптации детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа, необходимо помнить о проведении информационно- просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса. Нередко у родителей воспитанников с ОВЗ наблюдаются эмоциональная ранимость и тревожность. Как правило,у них возникает комплекс вины по отношению к своему ребенку, имеющему отклонения в развитии. Потратив много сил и эмоций, родители хотят, чтобы он был «как все». Пытаясь навязать педагогам свое видение в развитии ребенка, они настаивают на том, чтобы он был вовлечен во все виды деятельности, независимо от их сложности.
Только при тесном взаимодействии с семьей можно достичь положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
В настоящее время в системе отечественного образования реализуются интегративный подход. Всё активнее заявляет о себе возникший из идей интеграции современный образовательный подход – ИНКЛЮЗИЯ (или ВК...
Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить формы работы с родителями с детьми ОВЗ....
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
laquo;Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери...
Консультация "Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования".
Консультация...
Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Инклюзивное образование является следу...
Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
Вопросу взаимодействия ДОО с семьей в условиях инклюзивного образования уделяется все больше внимания. Проблема поиска оптимальных и эффективных путей логопедического сопровождения родителей, воспитыв...