Адаптированная образовательная программа воспитанника подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи (ТНР)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Адаптированная образовательная программа воспитанника подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи (ТНР)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения
детского сада «Медвежонок»
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании заведующим МБДОУ
педагогического совета д/с «Медвежонок»
МБДОУ д/с «Медвежонок» _________С.В. Васильева
«___» _______2020 г. «____»_______2020 г.
протокол № приказ № ____
Адаптированная образовательная программа
Ф.И ребёнка
воспитанника подготовительной группы «Пчёлка»
комбинированной направленности,
с тяжёлым нарушением речи (ТНР)
Согласованно:
_______________
(подпись родителей)
Воспитатели группы:
Асаёнок В.В.
Бойчук О.В.
с. Угут, Сургутский район ХМАО-Югра 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели, задачи реализации программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.3. Система оценки достижения воспитанников с ТНР
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательных областей программа
2.2. Перспективное планирование коррекционно – развивающего занятия с учителем - логопедом
2.3. Способы и формы оказания консультативной помощи педагогам и родителям ребенка с ОВЗ.
III. Организационный раздел
3.1. Режим дня
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной средой
3.3. Расписание индивидуальной работы
3.4. Лист контроля динамики (мониторинг)
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
АОП предназначена для работы с Ф.И, ребёнком подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ТНР, состояние здоровья которого препятствует освоению образовательной программы.
Программа рекомендована психолого-педагогической комиссией.
АОП является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей воспитанника, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
АОП составлена на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлым нарушением речи МБДОУ детский сад «Медвежонок»;
Программа разработана в соответствии с «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, а также на основе примерной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебного- методического объединения по общему образованию, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ТНР;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Срок реализации данной программы: 1 год
АОП может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно-правовой базы дошкольного образования;
- образовательного запроса родителей;
- на основании результатов итоговой диагностики, мониторинга
1.1.1. Цели, задачи коррекционного обучения
Цель реализации АОП – создание условий для проведения коррекционно-развивающей работы с ребёнком ТНР в возрасте от 6 до 7 лет и разностороннего развития с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи реализации Программы:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия.
- Создание ребенку с ТНР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
- Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития.
- Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).
- Развитие связной речи и речевого общения.
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка с ТНР.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с ТНР.
1.1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
(АООП для детей с тяжёлым нарушением речи детский сад «Медвежонок» с. 5)
Адресат данной программы:
Ф.И.О.
Дата рождения
Ребенок фактически проживает по адресу:
Состояние здоровья: II группа здоровья
Состояние слуха, зрения: слух в норме, зрение в норме
Общее физическое развитие: на среднем уровне
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается в полной семье. Созданы необходимые условия для проживания, воспитания и развития ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные. Семья живёт в съёмном жилье, идёт строительство частного дома.
Выписка из заключения ПМПК: рекомендуется обучаться в образовательной организации по адаптированной общеобразовательной программе ДО для детей тяжёлым нарушением речи. Занятия с учителем - логопедом.
У имя ребёнка достаточно сформированы навыки опрятности, сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве.
Особенности ВНД:
Медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Необходима поддержка в целях создания ситуации успеха, так как имеет место некоторая неуверенность.
Общее физическое развитие: Двигательная активность в норме. Крупная моторика достаточно сформирована, мелкая моторика развита, движения рук точные. Ведущая рука – правая. Карандаш удерживает достаточно крепко, но не всегда правильно. Культурно гигиенические навыки сформированы (самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно вешает одежду в свой шкафчик; ест не торопясь, хорошо пережёвывая пищу).
Особенности деятельности:
Предметная деятельность сформирована на достаточном уровне, владеет специфическим способом употребления предметов. Усвоенные способы действия с предметами переносит в другие ситуации. Орудийные и соотносящие действия развиты на среднем уровне.
Толя проявляет интерес к разным видам игр. Выражает индивидуальные предпочтения к конструированию и изобразительной деятельности.
Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения положительный.
Удерживает в руках ножницы. При рисовании старается не выходить за контур.
Особенности познавательной деятельности:
Проявляет активности в изучении окружающего. Не всегда мотивирован на занятия.
На занятии интерес к заданию устойчив, ребёнок иногда отвлекается на различные раздражители, но возвращается к выполнению при дополнительной мотивации (похвале, смене вида задания). Темп продуктивной деятельности – средний. Темп умственной деятельности – средний. Работает продуктивно 10 - 15 минут, далее наблюдается спад работоспособности.
Особенности внимания:
Непроизвольное внимание. Неустойчивое, кратковременное.
Особенности восприятия:
Узнаёт части тела, ориентируется в сторонах собственного тела; не всегда способен к выполнению заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий только при условии поддержки и сопровождения педагога. Не достаточно сформированы представления о временных отношениях.
Особенности памяти:
Тип памяти – зрительная и моторная. Лучше запоминает факты.
Особенности мышления:
Наглядно-образное.
Особенности речи:
Пассивный словарь преобладает над активным. Пассивный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов. Речь невнятная. Говорит односложно.
Математические представления:
Ребёнок называет геометрические формы. Применяет без дополнительной инструкции, известные ему способы действий в новой обстановке – счёт, сравнение, упорядочивание. Считывает предметы в пределах 10.
Знания и представления об окружающем:
Имеет представления о себе и своей семье и близком окружении. Имеет представления о предметах окружающей действительности. Различает и правильно называет животных. Времена года может путать.
Особенности личностного развития:
Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, не всегда представляет последствия своих неосторожных действий для других детей. Испытывает потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.
Умения учиться:
Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
(АООП для детей с тяжёлым нарушением речи детский сад «Медвежонок» с. 6)
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
Как уже отмечалось, главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.
Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;
• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
1.3. Система оценки достижения воспитанников с ТНР
(АООП для детей с тяжёлым нарушением речи детский сад «Медвежонок» с.13-16)
1.4. Направления работы в рамках реализации программы
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у ребенка затруднений в освоении образовательной программы, либо опережающее освоение разделов Образовательной программы
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка; способствует формированию универсальных учебных действий у ребенка (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для ребенка ОВЗ.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание образовательных областей программы.
- Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие словаря |
|
Совершенствование грамматического строя речи |
|
Развитие фонетико- фонематической системы языка навыков языкового анализа | Развитие просодической стороны речи
Коррекция произносительной стороны речи
Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза
|
Развитие связной речи и речевого общения |
|
- Образовательная область «Познание»
Сенсорное развитие |
|
Развитие психических функций |
|
Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность |
|
Развитие математических представлений | Количество и счет.
Величина.
Форма.
Ориентировка во времени.
|
2.1.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование общепринятых норм поведения |
|
Формирование гендерных и гражданских чувств |
|
Развитие игровой деятельности |
Подвижные игры
Настольно-печатные дидактические игры
Сюжетно-ролевая игра
Театрализованные игры
|
Совместная трудовая деятельность |
|
Формирование основ безопасности в быту |
|
2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Восприятие художественной литературы |
|
Конструктивно-модельная деятельность |
|
Изобразительная деятельность |
Рисование
Аппликация
Лепка
|
Музыкальное развитие |
Слушание
Пение
Игра на детских музыкальных инструментах
|
2.1.5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Физическая культура |
Основные движения
|
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни |
|
2.2. Перспективное планирование коррекционной – развивающего занятия с учителем логопедом.
Период | Основное содержание работы |
I период обучения сентябрь, октябрь, ноябрь | Развитие словаря 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности. 3. Обогащение экспрессивной речи сложными, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. 4. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением. 5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными. 6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами. 7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под. 8. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоимений, наречий, причастий. Совершенствование грамматического строя речи 1. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем лексическим темам. 2. Закрепление умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам. 3. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам. 4. Формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. 6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах. 7. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 8. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени. 9. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее). Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза Развитие просодической стороны речи 1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса. 2. Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом. 3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. 4. Формирование умения говорить в спокойном темпе. 5. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Коррекция произносительной стороны речи 1. Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата. 2. Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности. 3. Уточнение произношения звука [j] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова 1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытыми слогами. 2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных. 3. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных. 4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза 1. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук. 2. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а также по акустическим признакам и месту образования. 3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лес. 4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобер, липа, лист, клен. 5. Формирование представления о звуке [j], умения отличать этот звук от звуков [л'], [р']. Обучение грамоте 1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. 2. Ознакомление с буквами «Й», «Е», «Ё», «Ю», «Я». Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами. 3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнура; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы. 4. Закрепление знания известных детям правил правописания. 5. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. Развитие связной речи и речевого общения 1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. 2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания по заданному плану. 4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика. 5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану. |
II период обучения декабрь, январь, февраль | Развитие словаря 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Обогащение экспрессивной речи однокоренными, сложными и многозначными словами, словами в переносном значении. 3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей; прилагательными с противоположным значением. 4. Пополнение словаря однородными определениями. 5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами. 6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами. Совершенствование грамматического строя речи 1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами. 2. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 3. Формирование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени. 4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным. 5. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени. 6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины. 8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза Развитие просодической стороны речи 1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания. 2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности. Коррекция произносительной стороны речи 1. Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата. 2. Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков. 3. Уточнение произношения звуков [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова 1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные слова из открытых слогов и использовать их в активной речи. 2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза 1. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук. 2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам и месту образования. 3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением). 4. Ознакомление с новыми звуками [ц], [ч], [щ]. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. Обучение грамоте 1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. 2. Ознакомление с буквами «Ц», «Ч», «Щ». Формирование умения осознанно читать слова, предложения, тексты с этими буквами. 3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнура; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы. 4. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. 5. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита. 6. Ознакомление с правилами правописания, написание ча-ща с буквой «А», чу-щу – с буквой «У». Развитие связной речи и речевого общения 1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). 2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану. 3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика. |
III период обучения март, апрель, май, июнь | Развитие словаря 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными, однокоренными и многозначными словами, словами в переносном значении. 3. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами и словами-антонимами. 4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными прилагательными, прилагательными с противоположным значением. 5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми. 6. Пополнение словаря отглагольными существительными. 7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами. 8. Закрепление понятия слово и умения оперировать им. Совершенствование грамматического строя речи 1. Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее грамматических категорий. 2. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 3. Совершенствование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени. 4. Закрепление умения подбирать определения к существительным. 5. Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени. 6. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных и числительных с существительными. 7. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 8. Совершенствование навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза Развитие просодической стороны речи 1. Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания. 2. Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру). 3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке в спокойном темпе. 4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности. Коррекция произносительной стороны речи 1. Продолжение работы по совершенствованию и активизации движений речевого аппарата. 2. Завершение работы по автоматизации правильного произношения звуков всех групп. Работа над слоговой структурой слова 1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные и пятисложные слова сложной звукослоговой структуры. 2. Дальнейшее совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза 1. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук. 2. Развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам и месту образования. 3. Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением). 4. Ознакомление с новыми звуками [л], [л'], [р], [р']. Формирование умения выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуками. 5. Формирование представлений о том, что буквы «Ь» и «Ъ» не обозначают звуков. Обучение грамоте 1. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов. 2. Ознакомление с новыми буквами «Л», «Р», «Ь», «Ъ». 3. Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. 4. Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга. 5. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита. Развитие связной речи и речевого общения 1. Повышение речевой коммуникативной культуры и речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения. 2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану. 3. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства. 5. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их. 6. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов и сказок по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия. Повторение пройденного материала и закрепление приобретенных речевых навыков в играх, во время совместной деятельности. |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
2.3. Способы и формы оказания консультативной помощи педагогам и родителям ребенка с ОВЗ. (АООП для детей с тяжёлым нарушением речи детский сад «Медвежонок» с.44)
- Организационный раздел
3.1 Режим дня
Одно из ведущих мест в жизнедеятельности ребенка в ДОУ принадлежит режиму дня.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, прогулки.
Режим дня соответствует возрастным особенностям ребенка и способствует его гармоничному развитию. Продолжительность непрерывного бодрствования составляет 5.5-6 часов. Продолжительность прогулки не менее 4- 4.5 часов, прогулку организуют 2 раза в день: до обеда и после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже –15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –20 °С и скорости ветра более 15 м/с. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 12–12,5 часов, из которых 2–2,5 часа отводится на дневной сон. Самостоятельная деятельность ребенка (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3–4 часов. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию в средней группе и старшей (дети 4 -5-го -6-го года жизни) -12 занятий. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня не должно превышать трех.
Продолжительность занятий для детей 25 мин.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность), двигательной (овладение основными движениями). Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности в дошкольном возрасте представлен перечнями, составленными по возрастным группам.
Создание специальной предметно-пространственной среды позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
Для развития индивидуальности ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, реализации задач АОП при проектировании РППС соблюдается ряд базовых требований.
1) Для содержательного насыщения среды имеются:
средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения ребенка.
В группе оборудованы уголки для снятия психологического напряжения.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности. В группах и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В группе и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития ребенка (выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.)
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития ребенка. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.
Для реализации АОП имеются: отдельные кабинеты для занятий с учителем-логопедом, сенсорная комната.
Оборудование кабинетов осуществляется на основе паспорта кабинета специалиста.
Примерное содержание РППС (перечень оборудования) составлено с учетом образовательных областей и их содержания.
Модули | Содержание модуля | Перечень оборудования |
Коррекция и развитие психомоторных функций у ребенка | -упражнения для развития мелкой моторики; -гимнастика для глаз; -игры на снятие мышечного напряжения; -простые и сложные растяжки; -игры на развитие локомоторных функций; -комплексы массажа и самомассажа; -дыхательные упражнения; -игры на развитие вестибулярно-моторной активности; | Сортировщики различных видов, треки различного вида для прокатывания шариков; шары звучащие, блоки с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением; игрушки с вставными деталями и молоточком для «забивания»; настольные и напольные наборы из основы со стержнями и деталями разных конфигураций для надевания; наборы объемных тел повторяющихся форм, цветов и размеров для сравнения; бусы и цепочки с образцами сборки; шнуровки; народные игрушки «Бирюльки», «Проворные мотальщики», «Бильбоке»; набор из ударных музыкальных инструментов, платков, лент, мячей для физкультурных и музыкальных занятий; доски -кинезиологические упражнения; с прорезями и подвижными элементами; наборы для навинчивания; набор для подбора по признаку и соединения элементов; мозаика с шариками для перемещения их пальчиками; наборы ламинированных панелей для развития моторики; магнитные лабиринты с шариками; пособия по развитию речи; конструкция с шариками и рычагом; наборы с шершавыми изображениями; массажные мячи и массажеры различных форм, размеров и назначения; тренажеры с желобом для удержания шарика в движении; сборный тоннель-конструктор из элементов разной формы и различной текстурой; стол для занятий с песком и водой. |
3.3. Расписание индивидуальной работы
специалисты | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Учитель-логопед | подгруппа №1 16.30-16.55 | 16.00-16.20 Индивидуальное занятие |
Продолжительность логопедического фронтального занятия с подгруппой
(наполняемостью 4-5 человек) 20-25 минут;
Продолжительность индивидуальных занятий с ребенком 15-20 минут.
3.4. Лист контроля динамики (мониторинг)
Специалисты | Стартовый | Промежуточный | Итоговый |
Учитель-логопед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Примерная адаптированная образовательная программа предназначена для специалистов и воспитателей МКДОУ «Малиновский детский сад», в котором воспитываются дети с тяжёлыми нарушениями речи (...
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.
Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Адаптированная образовательная программа представляет программу для МКДОУ «Малиновский детский сад», т.к. в ДОУ получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
СодержаниеI.Целевой раздел1.1 Пояснительная записка адаптированной индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи)1.2. Цели и зад...
Организация работы воспитателя по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в комбинированной группе
Как организовать работу воспитателя с детьми в комбинированной группе...
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи на 2023 - 2024 учебный год
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения &laq...
Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (ТНР) по рекомендации ТПМПК
АОП предназначена для работы с ребёнком 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлым нарушением речи (ТНР), состояние здоровья которого препятствует...