АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Рябышена Сабина Алексеевна

Содержание

I.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка адаптированной индивидуальной образовательной      программы для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи)

1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ТНР

1.3. Характеристики, значимые для разработки и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы

II Содержательный раздел

2.1 Взаимодействие педагогических работников в разработке и реализации коррекционных мероприятий.

2.2 Предполагаемый результат работы психолого-педагогической службы.

Список литературы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ

РЕБЕНКА С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

                                                                                                                     

г.о.  Мытищи, 2017

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ТНР

И.Ф. ребенка - Н.К

Дата рождения 16.09. 20012 г.  

Срок реализации  2017- 2018 уч. г.

Согласованно (подпись родителей, законных представителей)_____________

Разработали:  Председатель ПМПк  ….

Учитель-логопед ……

Педагог – психолог

Воспитатели:

Музыкальный руководитель:

Инструктор по физической культуре:                         

   

Содержание

I.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка адаптированной индивидуальной образовательной      программы для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи)

1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ТНР

1.3. Характеристики, значимые для разработки и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы

II Содержательный раздел

2.1 Взаимодействие педагогических работников в разработке и реализации коррекционных мероприятий.

2.2 Предполагаемый результат работы психолого-педагогической службы.

Список литературы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Индивидуальная программа сопровождения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» 29.12.2012 года N 273-ФЗ, ФГОС ДО, Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", Уставом МБДОУ  ЦРР - Детский сад № 53 «Росточек» и СанПиН  2.4.1.3049 – 13.

Данная рабочая программа предназначена для работы с ребенком возраста 5лет с ТНР.  Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.  

Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре в установлении продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимальной профилактики отставания в познавательном и речевом  развитии.

Программа  разработана в соответствии рекомендациям «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» Л. Б. Баряевой, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкиной, Г. Г. Голубевой и др., под редакцией профессора Л.В. Лопатиной, а также  на основе базовых специальных коррекционных программ: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

     Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для ребенка с ТНР:

 - развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер ;

 - развития позитивных качеств личности;

 -коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе.

 

1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ТНР

     Цель реализации Программы: Создание специальных условий, способствующих освоению ребенком  с ТНР адаптированной  образовательной программы в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей и  социальная адаптация в образовательном учреждении.

  Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации речевых и психических нарушений.

- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагога – психолога и учителя – логопеда в соответствии с программным содержанием.

- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интереса ребенка.

 - Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления  ТНР .

- Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка.

 

 

1.3. Характеристики, значимые для разработки и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка ТНР.

К.Н. 5 лет

Процесс адаптации прошел спокойно. Мальчик крупный, сильный, но мелкая моторика развита слабо; крупная моторика отличается неуверенностью, наблюдается нарушение в координации движений, походке (раскачивание, статика и напряжение в ногах в процессе подъема или спуска по лестнице). На музыкальном и физкультурном занятиях ребенок, выполняя задание ориентируется не на правило, а на эмоциональное заражение, транслируемое детьми, может орать, не слушаться и не обращать внимание на замечания или призывы взрослого. На занятиях основного блока образовательной программы сидит с отсутствующим видом, совершенно не участвует в происходящем. Преобладает непроизвольное внимание, общий уровень развития психических процессов сильно ниже нормы, не полное понимание ребенком обращенной речи взрослого, предъявляемой инструкции. Речь характеризуется элементарными фразами, в процессе игровых действий речью не пользуется, говорит мало и то по инициативе взрослого, в речи преобладает глагольная лексика. Мальчик старается избегает контакта «глаза в глаза», взгляд из-под лба, взгляд чаще угрюмый, повседневное настроение неустойчивое. В отношениях со взрослыми склонен к отказным реакциям, возбудимости. Если нуждается в помощи взрослого, то привлекает к себе с помощью действия (толкнуть рукой, попытаться встать, уйти). Ребенок иногда может вести себя по отношению к детям неадекватно ситуации: толкнуть, разрушить постройку, отнять игрушку, т.о. пытаясь привлечь к себе внимание, вступить в контакт. Игровые навыки не сформированы, игра сугубо манипулятивная. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно.

Логопедическая характеристика на ребенка ТНР.

К.Н. 5 лет

Состояние ручной моторики: мелкая моторика рук развита недостаточно; ведущая рука правая. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Кольцо – зайчик – коза» и т. д.) наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается замедленная переключаемость движений, координация нарушена.

Артикуляционный аппарат. Нёбо высокое, подъязычная уздечка укорочена. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений, саливация.

Речевая моторика развита недостаточно. Ограниченный объем движений языка вверх, не может длительно удерживать артикуляционную позу.

Общее звучание речи. Речь смазанная; использует простые распространенные предложения. Допускает ошибки, обусловленные недостаточной сформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Логическое ударение отсутствует. Голос слабомодулированный, присутствует назальность.

Активный словарь снижен. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Ребенок знает обобщающие понятия: «игрушки», «овощи», «фрукты», «одежда», «посуда», «мебель», «цветы». Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных. В речи отсутствуют сложные предлоги.

Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «абрикоснын сок»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 ведров”, “5 деревов”, “5 стулов”). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Наблюдаются трудности в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез, например, не называет конечный гласный звук, не составляет слова из отдельных звуков. Ребенок не определяет последовательность и количество звуков в слове, место звука слове. Фонематические представления недостаточно сформированы.

Звукопроизношение. В речи отсутствуют звуки [Ш],[Ж],[Л],[Р],[РЬ]. Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, «тевизоу» - телевизор, «висипед» - велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

Связная речь. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). При составлении рассказа по серии сюжетных картинок требуется организующая, обучающая помощь, наблюдается трудность программирования связных высказываний.

Заключение ПМПК от 25.04.2018. ОНР 2 уровень, ЗПР -?

 2. Содержательный раздел

2.1 Взаимодействие педагогических работников в разработке и реализации коррекционных мероприятий:

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных адаптированной образовательной программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий всех специалистов.

Ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу с ребенком, является учитель – логопед.

Задачи логопедической работы.

1. Привлекать ребёнка к совместной деятельности на занятиях с другими детьми.

2. Работать над накоплением активного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам.

3. Учить формировать обобщающие понятия.

4. Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

5. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

6.Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными мужского и женского рода.

8. Формировать умение образовывать названия детёнышей животных и птиц.

9. Учить употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.

10. Учить употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

11. Формировать фонематическое восприятие (учить произносить слоги и слова с оппозиционными звуками).

12. Научить выделять гласные из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.

13. Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.

14. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из двух, трех звуков.

15. Научить подбирать слова с заданным звуком.

16. Постановка, автоматизация шипящих звуков [ш], [ж], [щ], в слогах, словах, предложениях, фразах.

17. Дифференциация звуков [с] — [ш] в слогах, словах, предложениях, фразах.

18. Постановка, автоматизация сонорных звуков [р], [р`], [л], [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

19. Дифференциация звуков [р] — [р`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

20. Дифференциация звуков [л] — [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

21. Дифференциация звуков [р] — [л] в слогах, словах, предложениях, фразах.

22. Дифференциация звуков [р`] — [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

23. Формирование навыка пересказа небольших текстов, сказок: - с использованием серии сюжетных картин.

24. Формирование умения составлять описательный рассказ - по игрушкам (с опорой на схематичный рисуночный план) - по картинке (с опорой на схематичный рисуночный план)

25. Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине (по серии) картин.

Психологическое сопровождение

Педагог-психолог координирует  коррекционные мероприятия, оказывая необходимую коррекционную помощь ребенку и консультативную помощь воспитателям, специалистам  и родителям.

Цель психокоррекционной работы – коррекция познавательной и психической сферы ребенка для последующей социализации.

Основные направления работы:

•        создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

•        формирование личности ребенка с ТНР с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

•        повышение активности ребенка в процессе общения в группе с детьми;

•        развитие  познавательного интереса, памяти, внимания,  мышления, речевой активности.

•        психологическая помощь семье, ее поддержка в организации общего режима, установлении эмоционального климата жизни.

Направления деятельности педагогов. (воспитатель, музыкальный руководитель, физкультурный работник).

Содержание работы

Формы работы, приемы и методы

«Социально-коммуникативное развитие» по следующим разделам: 1) игра;

2) представления о мире людей и рукотворных материалах; 3) безопасное поведение в быту, социуме, природе;

 4) труд.

- усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развития общения и взаимодействия ребенка с ТНР со взрослыми и сверстниками;

– становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

– формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,

– формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых .

– формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

– развития коммуникативных и социальных навыков  ребенка с ТНР;

– развития игровой деятельности.

Совершенствование и обогащение навыков игровой деятельности ребенка с ТНР.

Подбор доступного речевого материала к творческим и дидактическим играм, ситуациям трудовых процессов, которые осваивает ребенок среднего дошкольного возраста с нарушениями речи.

 Обучение ребенка с ТНР использованию, прежде всего, вербальных (в сочетании с невербальными) средств общения в процессе игры, организованной деятельности, в режимные моменты и т.п.

Стимулирование потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности.

В образовательной области «Познавательное развитие» основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития интересов ребенка любознательности и познавательной мотивации;

- формирования познавательных действий, становления сознания;

- развития воображения и творческой активности;

- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

Повышение познавательной активности ребенка с ТНР, обогащение его сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и формирование элементарных математических представлений.

Использование метода наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.

Взрослый развивает и поддерживает у ребенка словесное сопровождение практических действий.

Развитие представлений о себе и об окружающем мире осуществляется комплексно при участии всех специалистов.

В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

- овладения речью, как средством общения и культуры;

- обогащения активного словаря;

- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развития речевого творчества;

- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомства с книжной культурой, детской литературой;

- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

-  профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Формирование у ребенка с ТНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений, формирование связной речи.

Формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира.

Педагоги создают условия для развития коммуникативной активности ребенка с ТНР в быту, играх и на занятиях: различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– развития интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Образовательную деятельность в рамках указанной области проводят воспитатели, музыкальный руководитель, согласовывая ее содержание с тематикой работы,  проводимой логопедом.

Активными участниками образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» являются родители ребенка.

Основной формой работы по художественно-эстетическому воспитанию и организации изобразительной деятельности ребенка с тяжелыми нарушениями речи занятия, в ходе которых формируются образы-представления о реальных и сказочных объектах, развивается кинестетическая основа движений, совершенствуются операционально-технические умения.

При реализации направления «Музыка» ребенок учится эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развивают слуховое внимание и сосредоточение, музыкальный слух. Ребенок  учится распознавать настроение музыки, характер (движение, состояние природы и др.)

    В образовательной области «Физическое развитие» ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– становления ценностей здорового образа жизни;

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

– развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

– формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Развитие объема движений, силы, ловкости, выносливости, гибкости, координированности движений.

Организация пространственной среды с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.); подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

Проведение физкультурных занятий, спортивных игр в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у ребенка интерес к различным видам спорта.

Взаимосвязь специалистов с семьей ребенка с ТНР.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР  через взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателями с  семьей воспитанника в вопросах организации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, а также реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.  Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др.

2.2 Предполагаемый результат работы психолого-педагогической службы.

Мы планируем, что программа поможет ребенку с ТНР развить социальные умения и навыки сформировать основы самопринятия, снизить уровень личностной тревожности, агрессивности, повысить учебную мотивацию. А также ребенок овладеет самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой языка и элементами грамоты.

 Список литературы

  1. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.-  СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 240с
  2. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб.пос. для студентов . – М.: Классикс Стиль, 2003.- 160 с.
  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа для до- школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида Москва. 3 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 272 с
  5. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильеовй. - 3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Примерная адаптированная  образовательная программа предназначена для специалистов и воспитателей МКДОУ «Малиновский детский сад», в котором  воспитываются дети с тяжёлыми нарушениями речи (...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.

Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Адаптированная  образовательная программа представляет программу для  МКДОУ «Малиновский детский сад», т.к. в ДОУ получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи на 2023 - 2024 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения &laq...

Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (ТНР) по рекомендации ТПМПК

       АОП предназначена для работы с ребёнком 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлым нарушением речи (ТНР), состояние здоровья которого препятствует...