Использование мнемотехник в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками
методическая разработка по коррекционной педагогике
В материале предложены упражнения, способствующие развитию памяти детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehnik_v_rabote_s_detmi.doc | 363 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехник
в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками
Опыт работы с детьми дошкольного и школьного возраста показывает, что одним из нарушений в структуре интеллектуального развития детей является суженный объем памяти. Причем объем зрительной памяти чаще всего приближен или соответствует норме, а в большей степени оказывается нарушена слухоречевая память.
В тоже время, не секрет, что при обучении данный психический процесс играет очень важную роль в усвоении ребенком учебного материала.
И.М. Сеченов говорил: «Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает все психические процессы». И естественно, тренируя память, мы автоматически развиваем восприятие, внимание, мышление, воображение, речь.
Первые упоминания о необходимости и способах тренировки памяти человека приходятся примерно на 6 век до н.э. Считается, что именно в этот период Пифагор Самосский придумал слово «mnemonikon» - искусство запоминания (по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Современный энциклопедический словарь дает следующее определение мнемоники (мнемотехники).
Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Примеров использования мнемоники в повседневной жизни достаточно много, например, дорожные знаки, знаки, отображающие эвакуационные выходы в самолете, в здании и т.д.
Существует достаточно много эффективных мнемотехник для взрослых. Что же касается мнемотехник для дошкольников, то их спектр ограничен возрастными особенностями развития: небольшой жизненный опыт, недостаточно развитое логическое мышление, воображение.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию те приемы запоминания, которые можно успешно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет. При необходимости данные упражнения можно упростить для детей с задержкой психического развития или усложнить и использовать для учащихся начальной школы.
Упражнение «Запомни слова с помощью игрушек»
Материалы: набор игрушек или предметов (яблоко, машинка, корова, ваза, птичка, варежка, градусник, орехи, мячик, матрешка)
Перед ребенком выкладываются игрушки.
Инструкция: я тебе сейчас прочитаю много слов, которые необходимо запомнить. Для того чтобы лучше их запомнить ты можешь подобрать к каждому слову игрушку. Например, чтобы запомнить слово «магазин» я подберу «хлеб». После того, как ты закончишь выполнять задание тебе нужно повторить все слова, которые удалось запомнить. Тебе все понятно?
Слова для запоминания: молоко, компот, болезнь, колесо, белка, цветок, гнездо, мороз.
Упражнение «Пиктограмма»
Ребенку дается листочек с пустой табличкой и простой карандаш. (Количество ячеек в табличке должно равнять количеству предъявляемых слов. Для удобства. Каждую ячейку можно пронумеровать)
Инструкция: я тебе сейчас прочитаю много слов, которые необходимо запомнить. Для того чтобы лучше их запомнить ты можешь нарисовать к каждому слову небольшой рисунок. Например, чтобы запомнить слово «лето» я нарисую «солнышко». Писать слова нельзя. После того, как ты закончишь выполнять задание тебе нужно повторить все слова, которые удалось запомнить. Тебе все понятно?
Слова для запоминания: праздник, обед, зима, спорт, занятие, строитель, зоопарк, сказка, огород, музыка.
Таким же образом, с помощью пиктограмм можно запоминать стихотворения, рассказы, сказки.
Упражнение «Запомни стихотворение с помощью картинок»
Инструкция: сейчас мы будем учить стихотворение Е.Благининой
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки на окошке,
Две лягушки на подушке,
А Петрушка в колпачке –
На дубовом сундучке.
Для того чтобы нам легче было запомнить это стихотворение, мы можем нарисовать небольшие рисунки.
Упражнение «Раскрась фигуры»
Инструкция: ребята, я покажу вам сейчас несколько геометрических фигур. Вам нужно постараться запомнить какого они цвета, затем раскрасить фигуры, нарисованные у вас на листочках цветными карандашами. Для того, чтобы лучше запомнить цвет каждой фигуры давайте мы с вами пофантазируем, на что похожа каждая фигура. Например, красный круг похож на спелый помидор. На что похожи: зеленый треугольник, синий квадрат, черный прямоугольник, оранжевый овал и т.д.
Дети последовательно рассматривают фигуры и рассказывают, на что они похожи. После предъявления всех фигур раскрашивают шаблоны.
Упражнение «Запомни картинки и фигуры»
Инструкция: ребята, посмотрите, перед вами находятся картинки. Каждой картинке соответствует своя фигура. Рассмотрите, пожалуйста, их внимательнее и постарайтесь запомнить. Нарисуйте на своем листочке фигуры, которые вам удалось запомнить.
Упражнение «Я вижу и слышу»
Инструкция: ребята, я вам сейчас покажу несколько картинок, которые необходимо запомнить, а затем найти среди множества других. Для того чтобы лучше их запомнить, дайте мы с вами пофантазируем, что мы слышим, когда смотрим на картинку. Например, когда я вижу «собачку» я слышу как она лает.
Дети последовательно рассматривают картинки и рассказывают, что они слышат. После предъявления всех картинок находят и выделяют среди других те, которые смогли запомнить.
Упражнение «Я вижу и ощущаю»
Инструкция: ребята, я вам сейчас покажу несколько картинок, которые необходимо запомнить, а затем найти среди множества других. Для того чтобы лучше их запомнить, дайте мы с вами пофантазируем, что мы ощущаем, когда смотрим на картинку. Например, когда я вижу «мочалку» я ощущаю, что она мокрая.
Дети последовательно рассматривают картинки и рассказывают, что они ощущают. После предъявления всех картинок находят и выделяют среди других те, которые смогли запомнить.
Источники:
- Д.И.Бойков, С.В.Бойкова Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда. _СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2004.
- Зрительная память. Серия книг по развитию образной памяти у детей. М.: «Эйдос», 1992.
- Зяблицева М.А. Мнемотехника: Секреты суперпамяти. – М.: Эксмо, 2009.
- И.Матюгин, Е.Чакаберия Запоминание лиц и имен. Серия книг по развитию образной памяти «Резервы нашей памяти» – М.: «Эйдос», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...
Мастер - Класс по теме «Использование народной игрушки – куклы в работе со старшими дошкольниками»
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙИГРУШКИ-КУКЛЫ...
Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....
"Использование здоровье сберегающих технологий в работе со старшими дошкольниками в ДОУ»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных...
Отчёт по самообразованию на тему «Использование мнемотехники для развития связной речи у старших дошкольников»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
«Использование нетрадиционных техник рисования в работе со старшими дошкольниками».
Цель: расширить знания через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству....
Консультация для воспитателей. Использование чувашских народных игр в работе со старшими дошкольниками.
Консультация поможет воспитателям обогатить игровую деятельность дошкольников народными играми, поможет в подборе приемов для организации....