Карты «Дерево как образ человека».
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Карты «Дерево как образ человека».
В исследованиях экологов, в которых традиционно рассматривалось химическое, физическое и биологическое влияние на человека среды его обитания, все большее внимание стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к формированию специального раздела экологии — психологической экологии.
Точка зрения ученого Дж. Гибсона основывается на том, что человек реально живет не в "физическом", а в "экологическом мире".
Отличие психологической экологии от других направлений это то, что в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не "природная среда", а "мир природы".
1. Задачи волшебных красок.
-создание благоприятных условий для работы группы педагогов
-гармонизация отношений в коллективе
-гармонизация внутреннего эмоционального состояния
-снятие напряжения
-раскрытие внутреннего потенциала личности
Символическое значение «волшебных ингредиентов»:
Мука – хлеб, достаток, достаточное количество материальных
возможностей для реализации задуманного, удовлетворенность, покой,
гармония.
Соль – процесс поиска, познания сути вещей и явлений, кристаллы
знаний, жизненного опыта.
Перед началом занятия рассказывается сказка, как волшебница создала волшебное тесто, для мира в царстве.
Процесс красок.
Когда краски будут готовы, ведущий показывает, как рисовать
волшебными красками: краску можно выливать из горшочка прямо на
картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет»,
можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит
размазывать краску по картону – в этом случае она потеряет свою
«объемность».
2. Дерево оказывается удобным образом для отражения нашего внутреннего состояния и переживаний.
Даже визуально образ дерева напоминает образ человека: ствол — это тело, ветви — руки, кора — кожа и т.п.
Были созданы метафорические карты из 80 фотографий.
Главное, что можно исследовать с помощью метафорических карт «Дерево как образ человека» — самовосприятие, образ Я, самооценка. Попросив клиента выбрать карточку с изображением дерева, которая представляет его на данный момент, вы можете дать ему возможность подумать о том, каким он себя
видит: сильным или слабым, здоровым и цветущим или сломленным и увядающим. Посмотрев на карточку можно увидеть какое время года , какие корни у дерева. Каким человек себя видит? Каким он хотел быть? Каким по его представлению, его видят окружающие?
Что получат участники:
-смогут исследовать образ своего Я;
-смогут с новой, ресурсной точки зрения воспринять роль социальной среды в своей жизни;
-раскрыть свой потенциал, который помогает справляться с проблемными ситуациями
По окончанию занятия проводился аутотренинг, где педагоги с закрытыми глазами представляли себя деревом, какие корни у них и т.д.
3. Песочная терапия.
Жизненный путь маленького человека как начинается с песочницы.
Песок будит желание создавать миниатюрную картину мира. Человек – творец жизненного сюжета, сменяющегося каждый раз новыми событиями.
С помощью игрушечных фигурок ребенок приобретает опыт разрешения жизненных ситуаций. На начальной стадии этот опыт остается на бессознательном уровне, но со временем мы можем увидеть отражение игры в жизни.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность .
В-третьих, в играх с песком развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
4. Архетипические карты «Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей» .
Знание архетипов оказывает человеку большую помощь. Он перестает быть в жизни «слепым котенком». Он знает закономерности развития жизненных событий, все ловушки, возможные испытания. Он предупрежден об искушениях и вооружен инструментами преодоления трудностей.
Колода устроена по следующему принципу:
— все 50 карт разделены на две больших группы — созерцательные архетипы и драматические архетипы,
— каждая из этих двух групп разделена на пять блоков с названиями архетипов,
— каждый из этих десяти блоков разделен на пять конкретных сюжетов.
К «Созерцательным» Универсальным архетипам отнесены:
— Дорога
— Творец
— Помощник
— Сезонность
К «Драматическим» Универсальным архетипам отнесены:
— Авгиевы конюшни
— Тело боли
— Доброе сердце — холодное сердце
— Распутье
— Божественное вымя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevo_ka_obraz_cheloveka.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Карты «Дерево как образ человека».
В исследованиях экологов, в которых традиционно рассматривалось химическое, физическое и биологическое влияние на человека среды его обитания, все большее внимание стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к формированию специального раздела экологии — психологической экологии.
Точка зрения ученого Дж. Гибсона основывается на том, что человек реально живет не в "физическом", а в "экологическом мире".
Отличие психологической экологии от других направлений это то, что в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не "природная среда", а "мир природы".
- Задачи волшебных красок.
-создание благоприятных условий для работы группы педагогов
-гармонизация отношений в коллективе
-гармонизация внутреннего эмоционального состояния
-снятие напряжения
-раскрытие внутреннего потенциала личности
Символическое значение «волшебных ингредиентов»:
Мука – хлеб, достаток, достаточное количество материальных
возможностей для реализации задуманного, удовлетворенность, покой,
гармония.
Соль – процесс поиска, познания сути вещей и явлений, кристаллы
знаний, жизненного опыта.
Перед началом занятия рассказывается сказка, как волшебница создала волшебное тесто, для мира в царстве.
Процесс красок.
Когда краски будут готовы, ведущий показывает, как рисовать
волшебными красками: краску можно выливать из горшочка прямо на
картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет»,
можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит
размазывать краску по картону – в этом случае она потеряет свою
«объемность».
- Дерево оказывается удобным образом для отражения нашего внутреннего состояния и переживаний.
Даже визуально образ дерева напоминает образ человека: ствол — это тело, ветви — руки, кора — кожа и т.п.
Были созданы метафорические карты из 80 фотографий.
Главное, что можно исследовать с помощью метафорических карт «Дерево как образ человека» — самовосприятие, образ Я, самооценка. Попросив клиента выбрать карточку с изображением дерева, которая представляет его на данный момент, вы можете дать ему возможность подумать о том, каким он себя
видит: сильным или слабым, здоровым и цветущим или сломленным и увядающим. Посмотрев на карточку можно увидеть какое время года , какие корни у дерева. Каким человек себя видит? Каким он хотел быть? Каким по его представлению, его видят окружающие?
Что получат участники:
-смогут исследовать образ своего Я;
-смогут с новой, ресурсной точки зрения воспринять роль социальной среды в своей жизни;
-раскрыть свой потенциал, который помогает справляться с проблемными ситуациями
По окончанию занятия проводился аутотренинг, где педагоги с закрытыми глазами представляли себя деревом, какие корни у них и т.д.
- Песочная терапия.
Жизненный путь маленького человека как начинается с песочницы.
Песок будит желание создавать миниатюрную картину мира. Человек – творец жизненного сюжета, сменяющегося каждый раз новыми событиями.
С помощью игрушечных фигурок ребенок приобретает опыт разрешения жизненных ситуаций. На начальной стадии этот опыт остается на бессознательном уровне, но со временем мы можем увидеть отражение игры в жизни.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность .
В-третьих, в играх с песком развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
4. Архетипические карты «Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей» .
Знание архетипов оказывает человеку большую помощь. Он перестает быть в жизни «слепым котенком». Он знает закономерности развития жизненных событий, все ловушки, возможные испытания. Он предупрежден об искушениях и вооружен инструментами преодоления трудностей.
Колода устроена по следующему принципу:
— все 50 карт разделены на две больших группы — созерцательные архетипы и драматические архетипы,
— каждая из этих двух групп разделена на пять блоков с названиями архетипов,
— каждый из этих десяти блоков разделен на пять конкретных сюжетов.
К «Созерцательным» Универсальным архетипам отнесены:
— Дорога
— Творец
— Помощник
— Сезонность
К «Драматическим» Универсальным архетипам отнесены:
— Авгиевы конюшни
— Тело боли
— Доброе сердце — холодное сердце
— Распутье
— Божественное вымя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогической деятельности: "Педагогические условия развития представлений об образе человека в детском рисунке на основе портретной живописи"
Представляю презентацию работы проводимой с детьми по развитию представлений детей об образе человека на основе портретной живописи и научное исследование по этой теме....
Перспективное планирование по ИЗО-деятельности "Тематические матрицы: деревья, композиция, животные, человек"
Предлагаем Вашему вниманию перспективное планирование по образовательной деятельности "Художественное творчество" (по ИЗО-деятельности). Здесь Вы можете найти перспективные планы всех возрас...
Выразительный образ человека в изобразительной деятельности старших дошкольников
Выразительный образ человека в изобразительной деятельности старших дошкольников...
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «Роль дерева в жизни человека»
Развивать умение детей видеть в окружающей его обстановке предметы, похожие на круг...
Консультация для педагогов: «Технология формирования образа человека в работах детей».
«Не умею рисовать человека!» Кому из нас, воспитателей, не знакомы эти слова? Действительно, попробуй изобразить человека, когда не знаешь, как приступить к этому...
Беседа на прогулке «Деревья в жизни человека».
Беседа на прогулке «Деревья в жизни человека»....