Консультация для педагогов "Опыт работы в использовании арт - терапии"
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
В консультации представлен опыт работы по использованию арт - терапии в младшей группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ох, трудна ж работа воспитателя,
Но за это есть награда - детский смех!
И глаза, такие чистые и ясные ,
Смотрят в душу,
Что ты дашь в ответ?
Что же я могу дать своим воспитанникам? Я могу научить их быть уверенными в себе, доверять людям, уметь выражать свои чувства и эмоции, понимать настроение окружающих, сопереживать. Только с положительной самооценкой и свободой в выборе деятельности ребенок может быть счастливым, сможет преодолевать возникающие трудности.
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…» (п.1.6 ФГОС ДО)
Как порой сложно не просто воспитывать ребенка, а быть ему другом, человеком, которому он может доверять. Я использую в работе инновационные технологии. Только в комфортной среде, в интересных непринужденных играх, в постоянном общении с педагогом и воспитанниками ребенок откроется, уйдут замкнутость, тревожность, повышенная обидчивость, раздражительность, страхи, агрессивность и прочие психологические проблемы.
День мы начинаем с утреннего сбора Что это такое? Детям нужна подзарядка духовная, моральная, то есть нужно зарядиться друг от друга, дать заряд друг другу. Как мы это делаем? Мы садимся в круг, достаточно тесный. Для чего? Потому что детям иногда даже сложно поздороваться: кто-то стесняется, у кого то настроение плохое, кто-то не выспался. И когда мы собираемся, то стараемся взять друг друга за руки. Передается мягкий предмет. Взяв его, ребенок рассказывает о своем настроении, делится проблемами, впечатлениями, учится высказывать свои мысли и слушать других. Утренний сбор объединяет детей, учит общаться друг с другом, поднимает настроение, дает положительный эмоциональный заряд. Педагогу утренний сбор помогает распознать возникшие проблемы воспитанников и направить свою работу на их коррекцию.
Для решения психологических трудностей у малышей использую арт- терапию, которая дает отличные результаты.
Очень деятелен и хорош способ лечения сказкотерапией. Просто беседуя по прочитанной сказке, ребенку внушается на бессознательном уровне, что такое добро, что такое зло, прививаются правила поведения в той или иной ситуации, пути выхода из сложившихся проблем. Специальные терапевтические сказки помогают устранить конкретные эмоциональные негативные состояния. Так, у нас в группе «живет» кукла. Выявив у ребенка какую либо трудность в духовном плане, я провожу с ним игру «Помоги кукле». Кукла рассказывает сказочную историю, которая таит в себе проблему малыша и просит о помощи. Ребенок, не замечая, додумывая сказку с положительным концом, сам ищет пути решения своих же трудностей. Проигрывая в сказке свои же проблемы, воспитанник избавляется от них. Обычно провожу такую форму работы индивидуально. Наедине с персонажем ребенку легче открыться, поделится своим эмоциями и оставить свои проблемы в сказке.
Хороший результат дает придумывание сказки. Детям раздаются готовые персонажи, а они сообща сочиняют сказочные истории. Так воспитанники учатся слушать друг друга, высказываться, работать в команде и выражать проблемы своей группы, находить пути их решения .
Мы еще сказки прорисовываем Ребенку дошкольного возраста еще тяжело проговаривать свои эмоции, чувства, ощущения, а рисунок позволяет выразить на листе накопившийся внутренний зажим. Предлагаю детям нарисовать любимого героя, персонажа в представлении своего эмоционального состояния. Я даю направление, а ребенок действует.
Применяю в своей деятельности театротерапию с элементами психогимнастики. Ролевые игры и сценки с нестандартными условиями помогают выплескать детям наружу весь свой внутренний негатив. Отображая на лице страх или гнев, малыши стараются отобразить их в максимальном проявлении. Проживая тревожное состояние в игре, ребенок избавляется от него в реальности. Психогимнастика не дает отрицательным переживаниям дорасти до патологического уровня.
В своей практике я использую песочную терапию. Игры с песком – это естественная и доступная для каждого малыша форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного внутреннего мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать особенности поведения и развития детей. Мы рисуем на песке, делаем следы, встречаемся ладошками под песком, тактильно контактируя друг с другом. Ненавязчиво зарождается симпатия между малышами.
Ребенок любит действовать с материалами, с которыми он не взаимодействует каждый день. Поэтому занятия по нетрадиционному рисованию так увлекают детей, отвлекают от негативных эмоций, раскрепощают застенчивых, успокаивают гиперактивных, веселят грустных. В изотерапии ребенок самовыражается, избавляется от психологических комплексов. «У меня красиво получилось?» - этот вопрос задают все дети, занимаясь продуктивной деятельностью. В этом вопросе читается потребность ребенка в похвале, в любви, желание быть полезным для окружающих. И именно рисуя нетрадиционной техникой, ребенок никогда не ошибется, и у него всегда все «красиво получится». Больше всего моим воспитанникам нравится рисовать ладошками, пальчиками, мыльными пузырями. Ну а что же может быть увлекательнее испачканных краской ладошек и пальчиков, переливающих всеми цветами радуги мыльных пузырей, которые еще оставляют красивые следы на бумаге.
Лечение творчеством - такое сладкое лекарство, от которого дети никогда не откажутся и всегда готовы вовремя принять. У этого лекарства много «вкусов»: оно - интересное, увлекательное, доступное, забавное, ненавязчивое, веселое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843526-1478295536.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»
Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/28/picture-800926-1674920150.jpg)
Консультация для родителей по теме" Использование су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей по использованию су-джок технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1241591-1587621209.jpg)
Консультация: «Предоставление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
Цель:Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:Познакомить педагогов...
Консультация: «Нетрадиционные логопедические технологии. Использование песочной терапии в работе учителя - логопеда»
Использование песочной терапии в работе логопедаЛогопедические игры в песочной стране.Артикуляционные упражнения.Развитие фонематического слуха и восприятия.Пропедевтика и коррекция лексико – гр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/24/picture-818381-1474728634.jpg)
Консультация для воспитателей «Мастерская малышариков» - использование арт терапии в детском саду.
Арт терапия – представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, ис...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-964808-1509285354.jpg)
Консультация "Использование песочной терапии в работе воспитателя"
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/19/picture-1355725-1634621910.jpg)
Консультация для родителей «Использование песочной терапии в логопедической работе»
Игры на песке- одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности и воображение детей. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей....