Консультация: «Предоставление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
консультация по художественной литературе
Цель:
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Задачи:
- Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
- Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
- Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:
- Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
- Используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
- Игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
Первым, кто рассмотрел игру как ведущим видом деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель.
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
«Дары Ф.Фребеля» – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Технология «Дары Фрёбеля» – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Наши дошкольные группы дошкольные группы оборудованы разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фребеля».
Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности детей.
«Дары Фрёбеля» применяется на групповых занятиях, индивидуальных занятиях, а так же на режимные моменты.
Фребель верил, что все эти игровые материалы наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности. Первоначально он разработал только несколько видов образовательных материалов, позднее их количество возросло до 20. Сегодня на рынке детских пособий обычно встречается четырнадцать видов материалов Фребеля с точно такими же образовательными функциями. Мы применяем в работе 6 даров.
«Дары Фрёбеля»
Первый дар: «Шерстяные мячики». Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый шар — мяч на ниточке. Развиваются умения различать цвета, ребенок знакомится с пространственными отношениями, утверждениями и отрицаниями, геометрическими фигурами. Фребель считал шар «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности.
Второй дар: «Основные тела». С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и устойчивостью является противоположностью шара.
Шар рассматривается Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной или вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.
Третий дар: «Куб из кубиков». Кубик, который был разделен на восемь кубиков. Посредством этого дара, ребенок, получает представление о целом и составляющих его частях («ложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.
Четвертый дар: «Куб из брусков» .Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.
Пятый дар: «Кубики и призмы». Куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики». Кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Использование «Даров Фребеля» помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме приведенных шести даров в дальнейшей работе можно использовать дополнительный строительный материал (арки и т. д.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.
Исходя из их предназначения можно выявить несколько определенных концепций общего развития детей на раннем этапе
Концепция творчества. Главная цель состоит в том, чтобы дети естественным путем приобщились к процессу работы с материалами и приобрели навыки различных комбинаций.
Концепция эквивалентности. Самая важная составляющая реагирования по отношению к предмету — это понимание его характеристик без влияния внешних видимых изменений. Материалы Фребеля могут развивать эту концепцию посредством реального действия.
Концепция логических способностей. Логические способности и умение делать выводы необходимо формировать на начальных стадиях развития. Материалы Фребеля помогут детям развить эту способность на практике.
Концепция правил и порядка. Вынимая материалы из ящиков и убирая их обратно, дети приучаются к организации и порядку. Более того, демонстрация всех форм требует, чтобы дети сосредоточились на правилах симметрии.
Концепция правил и порядка. Вынимая материалы из ящиков и убирая их обратно, дети приучаются к организации и порядку. Более того, демонстрация всех форм требует, чтобы дети сосредоточились на правилах симметрии.
Развитие социальных и коммуникативных способностей. Образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия — следовательно, в дальнейшем дети будут лучше понимать правила и законы общества.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми я использую, для:
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
-развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», мы применяем игры по следующим направлениям:
- социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;
- познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»; «День защитника отечества»;
- речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
- художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
- Обеспечение эмоционального благополучия через:
–непосредственное общение с каждым ребенком;
–уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-неселективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной т.д.);
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими и социальными слоями;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников.
Использование даров Фребеля
Фребелевские «дары» (геометрические формы: шар, куб, цилиндр), Фребелевские работы (плетение, вышивание, рисование и т. п.) дают богатый материал семье и детскому саду для того, чтобы занять детей полезной работой и игрой.
Большое место в системе Фребеля занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрирует ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождает свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.
Литература:
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками
Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в гр...
Из опыта работы: презентация «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
Цель:Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:•Познакомить пед...
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...
Консультация для воспитателей: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании для создания условий индивидуализации образовательного процесса...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми средней группы.
Приоритетным направлением системы образования является технологизация образовательного процесса. Освоение детьми технических наук требует определенной подготовки. Включение технического творчества в о...
"Использование игрового набора "Дары Фребеля"в коррекционно - развивающей работе с дошкольниками"
С игровым набором "Дары Фребеля" я познакомилась относительно недавно, но сразу увидела многофункциональность и мобильность. Этот игровой набор дает возможность реализовывать ...