Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Методы и принципы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reabilitatsiya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 95.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие «реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» можно рассматривать в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность.
Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели — восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия на ребенка.
Социальная реабилитация как конечный результат — это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.
Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения. Социально-реабилитационная деятельность — это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.
Содержание, средства в достижении поставленных целей, направленность воздействий в реабилитационной практике обуславливаются, прежде всего, спецификой развития ребенка с ограниченными возможностями.
Обязательным условием социально-реабилитационного процесса является, во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабилитационный процесс, во-вторых, осуществляется он в неразрывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.
В ходе медицинской реабилитации ребенок проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, восстановление и развитие физиологических функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей его организма с целью обеспечения в дальнейшем условий для возвращения к активной самостоятельной жизни.
Психическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями предполагает проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).
В процессе педагогической реабилитации с помощью системы методов и приемов обучения, воспитания и развития решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального). Кроме того, в этом процессе ребенок усваивает основы научных знаний и вырабатывает соответствующие навыки и умения, постигает опыт человеческих отношений и жизни в обществе; азы бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессиональных отношений); правовых стереотипов поведения.
В тесной связи с медицинской, психологической и педагогической реабилитацией находится процесс социальной адаптации.
Формирование готовности к проведению максимально возможной социальной адаптации обеспечивается созданием системы комплексной реабилитации, осуществляемой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации каждого ребенка.
Она может быть представлена в виде трех основных этапов: адаптационно-диагностического, коррекционного и интеграционного, в каждом из которых реализуются свои специфические задачи. На первом этапе проводится диагностика личностного развития ребенка, определяются его реабилитационный потенциал и оптимальные режимы коррекционно-воспитательной работы с ним. Второй этап подчинен организации и проведению реабилитации ребенка и обучению родителей реабилитационным технологиям. На третьем этапе подводятся итоги комплексной реабилитации за определенный промежуток времени и определяются пути интеграции ребенка в социальную среду.
Система комплексной реабилитации
В программу реабилитации входит как работа с детьми, так и работа с родителями.
В работу с родителями включены следующие виды деятельности: психологическая диагностика, психологическая реабилитация и консультация, помощь в организации занятий с ребенком дома, распространение и обмен опытом.
Программа реабилитации представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, культурологических и других мероприятий, проводимых с участием родителей и направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений в развитии детей, на максимально полную и раннюю их адаптацию в социальную среду, формирование положительного отношения к жизни и труду.
В социально-реабилитационной деятельности можно выделить следующие основные принципы: гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка; психологической комфортности.
Принцип гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса предполагает необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всего социально-реабилитационного процесса формированию личности ребенка, ориентированной на отношения достоинства. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека.
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность оказания помощи ребенку в условиях социально-реабилитационного процесса. Его суть в том, что, во-первых, началу собственно социально-реабилитационных воздействий обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования ребенка, на основе которого составляется первичное заключение об уровне его развития, и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация плана социально-реабилитационных мероприятий требует постоянного контроля динамики изменений личности, ее поведения, деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в программу социальной реабилитации, вовремя изменять и дополнять методы и средства воздействия.
Принцип нормативности развития ребенка. Реализация названного принципа предполагает обязательный учет особенностей возрастного развития ребенка и происходящих изменений на всех этапах процесса социальной реабилитации. Наряду с понятием «возрастная норма» в социально-реабилитационной практике широко используется понятие «индивидуальная норма», что позволяет вносить коррективы в программу социальной реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка, специфики и тяжести дефекта и самостоятельного пути развития.
Принцип опоры на ведущую деятельность. Процесс социальной реабилитации на разных возрастных этапах ребенка должен соответствовать ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа (игра, учение, общение) и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями (самооценка, самосознание и др.)
Принцип обучения деятельности предполагает активизацию детей с целью овладения детьми различными видами деятельности, начиная от простейших предметно-практических действий до сложных действий в познавательной сфере.
Принцип развития предполагает выделение не только ведущего дефекта, но и вторичных нарушений, оценку причин их возникновения и прогнозирования последствий, ориентирует на целостное развитие личности ребенка. Процесс социальной реабилитации должен быть нацелен на то, чтобы каждому ребенку были созданы такие условия, в которых он мог бы максимально реализовать не только свой интеллект, способности, активность, а, прежде всего, личность.
Принцип овладения культурой. Использование данного принципа в процессе социальной реабилитации состоит в том, что ребенок, включаясь в систему предлагаемых форм воздействия, осваивает нормативные способы действий в окружающем мире и социальной среде.
Принцип опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка. У каждого ребенка, даже если у него имеются значительные проблемы в развитии, есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление можно и погасить, если с ним обращаться с помощью упреков и нотаций, и усилить, если взрослый вовремя заметит даже малейшие положительные изменения в поведении или деятельности ребенка.
Принцип психологической комфортности предполагает создание в социально-реабилитационном процессе доверительной, раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы, с опорой на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности.
Главная задача всех лиц, работающих с ребенком, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность.
Основными направлениями реабилитационного процесса являются: организаторская деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерская работа.
Цель диагностики психического и личностного развития ребенка — выяснение с помощью психодиагностических средств сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Основными этапами психодиагностического обследования являются: сбор данных; обработка и их интерпретация; вынесение решения — установление психологического диагноза и определение на его основе прогноза развития.
Психологическая диагностика — неотъемлемая часть процесса реабилитации. Ее результаты необходимы для:
— составления социально-психологического портрета ребенка, имеющего ограниченные возможности (психологического диагноза);
— выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности;
— определения содержания и форм реабилитационной работы, выбора средств и форм психологической коррекции и личностного развития ребенка;
— установления обратной связи, сигнализирующей об изменениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса реабилитации.
Развивающая работа ориентирована на развитие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Ее содержание вытекает из целей и задач социальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребенка. Реализация этой программы осуществляется путем включения ребенка в различные формы общения и деятельности. Это могут быть: специальным образом организованная с учетом развивающего эффекта игровая, обслуживающая, трудовая, учебная деятельность, специальные развивающие занятия. В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приобретается определенный духовный и эмоциональный опыт.
Психокоррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями в развитии ребенка. Основным ее инструментарием являются коррекционные методики и технологии, которые позволяют моделировать ситуации, в которых наиболее полно задействуются сферы личности ребенка, нуждающиеся в исправлении. Психокоррекционная работа осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой. Выбор названных форм и подбор коррекционных методик определяется конкретными задачами, поставленными перед каждым ребенком.
Главной задачей психолого-педагогического просвещения является приобретение детьми определенных знаний и навыков, которые призваны помочь им успешно взаимодействовать с другими людьми, повысить мотивацию жизнедеятельности, активность.
Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации.
Охрана здоровья ребенка — важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий. Важно добиться, чтобы ребенок осознал, что результаты его выздоровления и развития находятся в прямой зависимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиенических навыков, физической тренированности организма. В задачу оздоровительной работы входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребенка.
В рамках социально-диспетчерского направления предполагается решение следующих задач:
— определение характера проблемы и возможностей ее решения;
— поиск службы или специалиста, способного оказать ребенку помощь;
— подготовка необходимой сопроводительной документации;
— отслеживание результатов взаимодействия ребенка со специалистом;
— осуществление психологической поддержки ребенку во время его взаимодействия со специалистом;
— контроль за организацией помощи ребенку в условиях образовательного учреждения.
К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), психологической помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством — музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия); предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, необходимые для ребенка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.).
В практике социальной реабилитации постоянно возникают ситуации, когда ребенок не может самостоятельно справиться с проблемами, возникающими на жизненном пути, и ему необходима соответствующая помощь. В зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей жизненной ситуации такая помощь может быть оказана специалистом по социальной реабилитации, психологом или психотерапевтом, а при наличии психопатологии — врачом-психиатром.
В понятие «психологическая помощь» могут быть включены следующие ее виды: профилактическая и консультативная помощь, психологическая коррекция и психотерапия. Во всех названных видах помощи содержится психологический аспект, поскольку так или иначе она осуществляется в процессе общения и взаимодействия ребенка и взрослого.
Психопрофилактика в социально-реабилитационной деятельности преследует цель сохранения, улучшения и укрепления психического здоровья детей и подростков. К видам психопрофилактической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия.
Наряду с рассмотренными видами помощи в практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством). Игротерапия — метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается, благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Применение игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, сверхконформности и сверхпослушании, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.
Арттерапия — терапия искусством. Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия.
Рисование — творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.
Танцевальная терапия применяется при работе с детьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии — развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется в основном в групповой работе. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне.
Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ребенка, для того, чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения.
Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Основная форма организации социальной реабилитации детей — реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условиях реабилитационного центра. Оно может осуществляться в индивидуальной или групповой формах. В первом случае взаимодействие осуществляется один на один с ребенком при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае специалист работает с группой детей, которые взаимодействуют не только с ним, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.
Индивидуальное взаимодействие удобно тем, что быстрее снимаются психологические барьеры, которые могут возникать у ребенка в присутствии других детей. В то же время оно не эффективно в выработке навыков общения и межличностного взаимодействия. Противопоказаниями для организации процесса социальной реабилитации в условиях группы могут быть сильно выраженная эмоциональная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность ребенка, трудный характер, низкий уровень интеллектуального развития.
Кроме реабилитационных занятий, которые могут проходить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилитационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и т. д.
Все направления и формы реабилитации детей направлены на то, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не была только личным делом семей и не заслоняла им весь мир.
Коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, наряду с развивающей работой, является основным направлением в социальной реабилитации детей. Однако, чтобы она была эффективной, важно соблюдать следующие требования и условия, предъявляемые к ее проведению.
Во-первых, она должна опираться на глубокие знания закономерностей психического развития ребенка вообще и знаний специфики дизонтогенеза, вызванного тем или иным болезненным процессом и его последствиями в частности.
Во-вторых, содержание коррекционной работы должно определяться особенностями сензитивных периодов возрастного развития, необходимостью формирования тех психических новообразований и качеств личности, которые на данном этапе наиболее актуальны.
В-третьих, коррекционную работу необходимо осуществлять на основе специальных программ, которые разрабатываются применительно к каждому ребенку и к каждой возрастной группе с учетом специфики заболевания или вызвавшего нарушения дефекта. При этом программа должна учитывать «зону ближайшего развития» ребенка, потребности и мотивы, побуждающие его к активности, особенности культурной и социальной среды, в которой он воспитывается, ведущий вид деятельности, присущий данному возрастному этапу, и уровень его сформированности. Необходимо стремиться к тому, чтобы коррекционные занятия осуществлялись в естественных для ребенка условиях.
В-четвертых, в ходе организации коррекционной работы необходимо соблюдать доступность, преемственность и последовательность в формах и методах ее проведения.
И, наконец, чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы и этап собственной реабилитации, т. е. набора мероприятий по поддержанию медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенного возрастными и личностными особенностями ребенка и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности. Программа считается выполненной, если достигнута полная социальная адаптация субъекта — бывший ребенок-инвалид, став взрослым, создал свою семью и интегрировался в общество, или же специалистами государственной службы медико-социальной экспертизы установлено, что весь имеющийся у ребенка реабилитационный потенциал полностью исчерпан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство - залог успеха социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Статья основана на опыте работы воспитателя в реабилитационном центре....
" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)
Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...
Использование нетрадиционного оборудования для реабилитации и адаптации к социальным условиям детей с ограниченными возможностями здоровья
Представлено нетрадиционное оборудование для детей с ОВЗ (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра). Оборудование могут изготовить родители и использовать в домашних усл...
Специальная индивидуальная программа реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (паталогия атастический церебральный паралич, ЗПР, ЗРР) в условиях дошкольного образовательного учреждения
СодержаниеЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………3Пояснительная записка &helli...
Гидромассаж в комплексе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие физической активности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, двигательных возможностей и моторных навыков, повышение физической работоспособности создает основу для его более у...
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
Что ещё может помочь адаптации ребёнка в социуме, включению его в общественную деятельность? Это – создание благоприятного психологического комфорта и формирование предметно-развивающей среды, о...
Консультация. "Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья". 01.04.2024г
Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. О пользе плавания написаны тысячи статей, в которых рассказывается о благотворном влиянии этого вида спорта на здоровье чело...