картотека игр с кинетическим материалом для педагога-психолога
картотека по коррекционной педагогике

Банникова Татьяна Галимьяновна

Используйте кинетический песок, чтобы развивать у детей творческую активность, любознательность,сенсорное восприятие, кругозор. При работе с песком у воспитанников формируется усидчивость, навыки

практического экспериментирования с различными предметами. В игре дети используют формочки, и это помогает закреплять у них элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. Кинетический песок способствует развитию мелкой моторики у вос-

питанников. Дети сжимают, прихлопывают, трамбуют его, надавливают на песок пальцами, защипывают – это способствует развитию указательных пальцев, щипкового захвата. Также занятия с кинетическим песком способствуют развитию речи – дошкольники разыгрывают сюжеты игр и рассказывают о них.

Песок благоприятно воздействует на эмоциональное состояние воспитанников. Игры с ним успокаивают и расслабляют детей, поэтому его полезно использовать в периоды стресса и возрастных кризисов. Также следует использовать кинетический песок при работе с детьми с особыми образовательными потребностями, гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как организовать работу с кинетическим песком

Отведите специальное место, чтобы хранить кинетический песок – например, полку в шкафу. Храните песок в герметичном контейнере, чтобы в него не попала пыль или влага. Если песок намокнет на занятии, дайте ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре. Следите, чтобы дети мыли руки перед играми с песком и после них. Чтобы воспитанники вспоминали об этом самостоятельно, используйте карточки-схемы. На карточках изобразите правило с помощью

иллюстраций: ребенок моет руки, вытирает, играет. Проводите игры с песком на пластмассовом подносе. В играх используйте камешки, трафареты, массажные мячи, мозаики, детали конструктора.

Как вводить новые игры и усложнять их

На первом этапе работы с кинетическим песком познакомьте детей с его свойствами. Проведите игры «ладошка здоровается с песочком», «кулачки здороваются»,

Совет

Используйте простые игры с кинетическим песком в работе с детьми от двух лет и постепенно усложняйте их с более старшими детьми«пальчики здороваются». Попросите детей прикоснуться

к песку ладонью правой руки, левой руки, обеими руками. Потом попросите их зажать песок в кулачок правой руки, левой руки, обеих рук. Далее предложите детям дотронуться до песка поочередно от большого пальца к мизинцу и наоборот. В играх «ручки радуются песку» и «пианино» предложите детям перетереть песок сначала между ладошками, потом между пальцами, а затем поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. При этом следите, чтобы была задействована вся рука: кисти рук мягко поднимались и опускались.

Попросите детей собрать песок в кучку, слепить комочки, колбаску, оставить отпечатки от массажных мячей. Постепенно усложняйте задачи. Оставьте отпечаток на песке с помощью знакомого детям предмета и спросите их, что за предмет мог его оставить. Оставьте два

отпечатка и попросите воспитанников объяснить, чем они отличаются. В конце каждого занятия на первом этапе спрашивайте детей, какие игры им понравились больше всего и почему. Просите их комментировать, какой песок на ощупь и что с ним можно делать.

Когда дети познакомятся со свойствами кинетического песка, начинайте вводить игры с игрушками. Игрушку подбирайте в зависимости от сюжета игры. Например, попросите детей спрятать зайчика от медведя за «сугробом», построить для него «горку» или «нору», слепить «орехи» для белочки, проложить «дорогу» для волчонка к елке с помощью разноцветных бусин.

Используйте готовую картотеку упражнений для зимы:

 

ПАДАЕТ СНЕЖОК

Цели: развивать тактильную чувствительность, регулировать мышечное напряжение.Ребенок медленно, а затем быстро высыпает

песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь, как будто посыпает землю снегом. В теплое время года ребенок может изображать не снежок,

а дождик.

СПРЯЧЬ ЗАЙКУ ОТ МИШКИ

Цели: стабилизировать эмоциональное состояние, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику.

Педагог-психолог предлагает ребенку помочь зайчику спрятаться от медведя или волка за забором. Ребенок строит забор из конструктора или счетных палочек. Чтобы усложнить задачу, педагог-психолог про-

сит ребенка построить большой забор из палочек сначала синего цвета, затем красного и зеленого.

ПРОЛОЖИ ТРОПИНКУ К ЕЛОЧКЕ

Цели: развивать мелкую моторику рук, глазомер. Педагог-психолог выставляет две фигурки друг напротив друга – например, зайца

и елку. Затем он рисует пальцем или выкладывает из мозаики начало дорожки от одной фигурке к другой и предлагает ребенку ее продолжить.

НАЙДИ ОТЛИЧИЕ

Цели: развивать умение концентрировать  внимание на деталях, мелкую моторику. Ребенок изображает на кинетическом пес-

ке несложную картинку с помощью круглых и квадратных формочек – с их помощью удобно изобразить снеговика, домик. Ребенок показывает картинку взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает

несколько деталей и просит ребенка сказать,что изменилось. Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Игра подходит для занятий индивидуально и с группой детей.

СНЕЖНАЯ ГОРКА

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение. Педагог-психолог предлагает ребенку слепить горку для персонажа. Важно, чтобы ребенок смог слепить спуск с горки.

ЕДУТ САНКИ И КОНЬКИ

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение. Педагог-психолог предлагает детям скользить ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями – как

коньки, затем проводить ладонями параллельно в разных направлениях – как санки и лыжи.

УКРАСЬ ЕЛОЧКУ

Цели: развивать память, мелкую моторику. На гладкой поверхности ребенок оставляет отпечаток формочки «елка». Педагог-психолог предлагает ребенку украсить ее пуговицами, мозаикой, отпечатками палочки, карандаша, пальцев. Чтобы усложнить задание, педагог-психолог предлагает ребенку украсить елку пальцами сначала правой,

затем левой руки, затем поочередно, начиная с большого пальца.

ОСТАВЬ СЛЕДЫ НА СНЕГУ

Цели: развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику. Педагог-психолог предлагает ребенку вспомнить, как люди и животные оставляют следы на снегу. Ребенок изображает: как тяжело

ходят медвежата – для этого он кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок; как прыгают зайчики – кон-

чиками пальцев ударяет по поверхности песка в разных направлениях; как ползут змейки – пальцами проводит по поверхности и делает ее волнистой; бегут паучки –двигает пальцами, имитирует насекомых.

Далее педагог-психолог предлагает ребенку сделать следы более четкими с помощью формочек.

ПОМОГИ ЗАЙКЕ СОГРЕТЬСЯ

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение. Педагог-психолог предлагает ребенку игровую ситуацию: «помоги зайке, ему холодно зимой, сделай для него норку». Ребенок де-

лает для персонажа домик из песка и «заселяет» в него жильца. Чтобы в домиках было светло, педагог-психолог предлагает ребенку сделать в стенах дырочки-окна пальцем или палочкой.

ПОВЕСЬ БУСЫ НА ЕЛКУ

Цели: развивать восприятие, глазомер.Педагог-психолог показывает ребенку изображение елочки и просит украсить ее бусами. Ребенок последовательно выкладывает «бусы» на песке с помощью мелких цветных камушков, ракушек, фасоли.

СЛЕПИ СНЕГОВИКА

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, речь.

Педагог-психолог просит ребенка слепить снеговика из песка. Чтобы усложнить задачу, педагог-психолог напоминает ребенку сюжет

сказки про колобка, делит песок на маленькие комки – «муку», «масло», «сметану», затем предлагает замесить тесто, слепить колобка и обыграть персонаж.

НАРИСУЙ СНЕЖИНКИ

Цели: развивать мелкую моторику рук, речь. Педагог-психолог предлагает ребенку прокатить по песку предметы с разной поверхностью – гладкий мяч, мяч с шипами. Далее педагог-психолог просит ребенка рассмотреть отпечатки и сказать, какие из них похо-

жи на снежинки, какие – на снежные хлопья, какие – на длинные сосульки.

СЫГРАЙ В СНЕЖКИ

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, речь.

Педагог-психолог предлагает ребенку оставить следы ладошек, пальцев, круглых формочек на песке, при этом надавливать на песок сильно. Затем ребенок сравнивает отпечатки, определяет, какие из них малень-

кие, какие – большие.

ПРИГОТОВЬ УГОЩЕНИЕ

Цели: развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику, глазомер.

Педагог-психолог предлагает ребенку приготовить праздничное угощение. Ребенок с помощью формочек лепит печенье, пластико-

вой палочкой разрезает «колбасу» из песка, руками «выпекает» пирожки – перекидывает тесто из одной ладони в другую. Затем ребе нок «угощает» кукол. Чтобы разнообразить игру, педагог-психолог предлагает ребенку использовать формы для выпечки, кулинар-

ные высечки, скалку.

ПРАЗДНИЧНАЯ СКАТЕРТЬ

Цели: закрепить представления о свойствах песка, развивать творческую активность. Педагог-психолог предлагает ребенку укра-

сить «праздничную скатерть», «салфетку», «коврик для котенка». Для этого ребенок использует камешки, ракушки и пуговицы.

ОРЕШКИ ДЛЯ БЕЛОЧКИ

Цели: развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику, речь. Педагог-психолог показывает ребенку, как из песка сделать орешки, чтобы покормить белочку. Ребенок лепит орешки и разыгрывает, как кормит белочку.

ПРОЙДИ ЛАБИРИНТ

Цели: развивать память и внимание, глазомер .Педагог-психолог лепит или рисует лабиринт. У входа в лабиринт педагог-психолог располагает персонаж – игрушку, которой необходимо его пройти. У выхода из лаби-

ринта он размещает награду для персонажа: игрушечное угощение, клад или другого персонажа. Ребенок «проходит» лабиринт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для педагога-психолога ДОУ

Консультации для родителей...

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

материалы работы педагога-психолога по адаптации дошкольников к условиям ДОУ

Подборка материалов по сопровождению родителей воспитанников, адаптирующихся к условиям дошкольного учреждения включает в себя родительские собрания, памятки, консультации для родителей...

Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Составители: Аксютенко О.С., Боровская З.Н., Грязева Н.М., Княжевская И.В., Концевая О.Ю., Лишаева Л.А., Лукашова Н.В., Серкова М. А. В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и о...

Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Сборник  методических материалов  для  педагога-психолога  в системе дошкольного образования(в соответствии с требованиями  ФГОС ДО)...

Методическая разработка «На поиски настроения» ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ (сборник практических материалов) для педагогов-психологов, работающих с детьми дошкольного возраста)

Данное методическое пособие посвящено проблеме обеспечения физического, психоэмоционального и морального комфорта, создания психоэмоционального климата детей  дошкольного возраста и предназначено...