картотека игр с кинетическим материалом для педагога-психолога
картотека по коррекционной педагогике
Используйте кинетический песок, чтобы развивать у детей творческую активность, любознательность,сенсорное восприятие, кругозор. При работе с песком у воспитанников формируется усидчивость, навыки
практического экспериментирования с различными предметами. В игре дети используют формочки, и это помогает закреплять у них элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. Кинетический песок способствует развитию мелкой моторики у вос-
питанников. Дети сжимают, прихлопывают, трамбуют его, надавливают на песок пальцами, защипывают – это способствует развитию указательных пальцев, щипкового захвата. Также занятия с кинетическим песком способствуют развитию речи – дошкольники разыгрывают сюжеты игр и рассказывают о них.
Песок благоприятно воздействует на эмоциональное состояние воспитанников. Игры с ним успокаивают и расслабляют детей, поэтому его полезно использовать в периоды стресса и возрастных кризисов. Также следует использовать кинетический песок при работе с детьми с особыми образовательными потребностями, гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека игр с кинетическим песком | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать работу с кинетическим песком
Отведите специальное место, чтобы хранить кинетический песок – например, полку в шкафу. Храните песок в герметичном контейнере, чтобы в него не попала пыль или влага. Если песок намокнет на занятии, дайте ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре. Следите, чтобы дети мыли руки перед играми с песком и после них. Чтобы воспитанники вспоминали об этом самостоятельно, используйте карточки-схемы. На карточках изобразите правило с помощью
иллюстраций: ребенок моет руки, вытирает, играет. Проводите игры с песком на пластмассовом подносе. В играх используйте камешки, трафареты, массажные мячи, мозаики, детали конструктора.
Как вводить новые игры и усложнять их
На первом этапе работы с кинетическим песком познакомьте детей с его свойствами. Проведите игры «ладошка здоровается с песочком», «кулачки здороваются»,
Совет
Используйте простые игры с кинетическим песком в работе с детьми от двух лет и постепенно усложняйте их с более старшими детьми«пальчики здороваются». Попросите детей прикоснуться
к песку ладонью правой руки, левой руки, обеими руками. Потом попросите их зажать песок в кулачок правой руки, левой руки, обеих рук. Далее предложите детям дотронуться до песка поочередно от большого пальца к мизинцу и наоборот. В играх «ручки радуются песку» и «пианино» предложите детям перетереть песок сначала между ладошками, потом между пальцами, а затем поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. При этом следите, чтобы была задействована вся рука: кисти рук мягко поднимались и опускались.
Попросите детей собрать песок в кучку, слепить комочки, колбаску, оставить отпечатки от массажных мячей. Постепенно усложняйте задачи. Оставьте отпечаток на песке с помощью знакомого детям предмета и спросите их, что за предмет мог его оставить. Оставьте два
отпечатка и попросите воспитанников объяснить, чем они отличаются. В конце каждого занятия на первом этапе спрашивайте детей, какие игры им понравились больше всего и почему. Просите их комментировать, какой песок на ощупь и что с ним можно делать.
Когда дети познакомятся со свойствами кинетического песка, начинайте вводить игры с игрушками. Игрушку подбирайте в зависимости от сюжета игры. Например, попросите детей спрятать зайчика от медведя за «сугробом», построить для него «горку» или «нору», слепить «орехи» для белочки, проложить «дорогу» для волчонка к елке с помощью разноцветных бусин.
Используйте готовую картотеку упражнений для зимы:
ПАДАЕТ СНЕЖОК
Цели: развивать тактильную чувствительность, регулировать мышечное напряжение.Ребенок медленно, а затем быстро высыпает
песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь, как будто посыпает землю снегом. В теплое время года ребенок может изображать не снежок,
а дождик.
СПРЯЧЬ ЗАЙКУ ОТ МИШКИ
Цели: стабилизировать эмоциональное состояние, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику.
Педагог-психолог предлагает ребенку помочь зайчику спрятаться от медведя или волка за забором. Ребенок строит забор из конструктора или счетных палочек. Чтобы усложнить задачу, педагог-психолог про-
сит ребенка построить большой забор из палочек сначала синего цвета, затем красного и зеленого.
ПРОЛОЖИ ТРОПИНКУ К ЕЛОЧКЕ
Цели: развивать мелкую моторику рук, глазомер. Педагог-психолог выставляет две фигурки друг напротив друга – например, зайца
и елку. Затем он рисует пальцем или выкладывает из мозаики начало дорожки от одной фигурке к другой и предлагает ребенку ее продолжить.
НАЙДИ ОТЛИЧИЕ
Цели: развивать умение концентрировать внимание на деталях, мелкую моторику. Ребенок изображает на кинетическом пес-
ке несложную картинку с помощью круглых и квадратных формочек – с их помощью удобно изобразить снеговика, домик. Ребенок показывает картинку взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает
несколько деталей и просит ребенка сказать,что изменилось. Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Игра подходит для занятий индивидуально и с группой детей.
СНЕЖНАЯ ГОРКА
Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение. Педагог-психолог предлагает ребенку слепить горку для персонажа. Важно, чтобы ребенок смог слепить спуск с горки.
ЕДУТ САНКИ И КОНЬКИ
Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение. Педагог-психолог предлагает детям скользить ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями – как
коньки, затем проводить ладонями параллельно в разных направлениях – как санки и лыжи.
УКРАСЬ ЕЛОЧКУ
Цели: развивать память, мелкую моторику. На гладкой поверхности ребенок оставляет отпечаток формочки «елка». Педагог-психолог предлагает ребенку украсить ее пуговицами, мозаикой, отпечатками палочки, карандаша, пальцев. Чтобы усложнить задание, педагог-психолог предлагает ребенку украсить елку пальцами сначала правой,
затем левой руки, затем поочередно, начиная с большого пальца.
ОСТАВЬ СЛЕДЫ НА СНЕГУ
Цели: развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику. Педагог-психолог предлагает ребенку вспомнить, как люди и животные оставляют следы на снегу. Ребенок изображает: как тяжело
ходят медвежата – для этого он кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок; как прыгают зайчики – кон-
чиками пальцев ударяет по поверхности песка в разных направлениях; как ползут змейки – пальцами проводит по поверхности и делает ее волнистой; бегут паучки –двигает пальцами, имитирует насекомых.
Далее педагог-психолог предлагает ребенку сделать следы более четкими с помощью формочек.
ПОМОГИ ЗАЙКЕ СОГРЕТЬСЯ
Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение. Педагог-психолог предлагает ребенку игровую ситуацию: «помоги зайке, ему холодно зимой, сделай для него норку». Ребенок де-
лает для персонажа домик из песка и «заселяет» в него жильца. Чтобы в домиках было светло, педагог-психолог предлагает ребенку сделать в стенах дырочки-окна пальцем или палочкой.
ПОВЕСЬ БУСЫ НА ЕЛКУ
Цели: развивать восприятие, глазомер.Педагог-психолог показывает ребенку изображение елочки и просит украсить ее бусами. Ребенок последовательно выкладывает «бусы» на песке с помощью мелких цветных камушков, ракушек, фасоли.
СЛЕПИ СНЕГОВИКА
Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, речь.
Педагог-психолог просит ребенка слепить снеговика из песка. Чтобы усложнить задачу, педагог-психолог напоминает ребенку сюжет
сказки про колобка, делит песок на маленькие комки – «муку», «масло», «сметану», затем предлагает замесить тесто, слепить колобка и обыграть персонаж.
НАРИСУЙ СНЕЖИНКИ
Цели: развивать мелкую моторику рук, речь. Педагог-психолог предлагает ребенку прокатить по песку предметы с разной поверхностью – гладкий мяч, мяч с шипами. Далее педагог-психолог просит ребенка рассмотреть отпечатки и сказать, какие из них похо-
жи на снежинки, какие – на снежные хлопья, какие – на длинные сосульки.
СЫГРАЙ В СНЕЖКИ
Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, речь.
Педагог-психолог предлагает ребенку оставить следы ладошек, пальцев, круглых формочек на песке, при этом надавливать на песок сильно. Затем ребенок сравнивает отпечатки, определяет, какие из них малень-
кие, какие – большие.
ПРИГОТОВЬ УГОЩЕНИЕ
Цели: развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику, глазомер.
Педагог-психолог предлагает ребенку приготовить праздничное угощение. Ребенок с помощью формочек лепит печенье, пластико-
вой палочкой разрезает «колбасу» из песка, руками «выпекает» пирожки – перекидывает тесто из одной ладони в другую. Затем ребе нок «угощает» кукол. Чтобы разнообразить игру, педагог-психолог предлагает ребенку использовать формы для выпечки, кулинар-
ные высечки, скалку.
ПРАЗДНИЧНАЯ СКАТЕРТЬ
Цели: закрепить представления о свойствах песка, развивать творческую активность. Педагог-психолог предлагает ребенку укра-
сить «праздничную скатерть», «салфетку», «коврик для котенка». Для этого ребенок использует камешки, ракушки и пуговицы.
ОРЕШКИ ДЛЯ БЕЛОЧКИ
Цели: развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику, речь. Педагог-психолог показывает ребенку, как из песка сделать орешки, чтобы покормить белочку. Ребенок лепит орешки и разыгрывает, как кормит белочку.
ПРОЙДИ ЛАБИРИНТ
Цели: развивать память и внимание, глазомер .Педагог-психолог лепит или рисует лабиринт. У входа в лабиринт педагог-психолог располагает персонаж – игрушку, которой необходимо его пройти. У выхода из лаби-
ринта он размещает награду для персонажа: игрушечное угощение, клад или другого персонажа. Ребенок «проходит» лабиринт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для педагога-психолога ДОУ
Консультации для родителей...
Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть
Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...
материалы работы педагога-психолога по адаптации дошкольников к условиям ДОУ
Подборка материалов по сопровождению родителей воспитанников, адаптирующихся к условиям дошкольного учреждения включает в себя родительские собрания, памятки, консультации для родителей...
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Составители: Аксютенко О.С., Боровская З.Н., Грязева Н.М., Княжевская И.В., Концевая О.Ю., Лишаева Л.А., Лукашова Н.В., Серкова М. А. В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и о...
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования(в соответствии с требованиями ФГОС ДО)...
Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Применение метода в решении задач коррекционной работы...
Методическая разработка «На поиски настроения» ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ (сборник практических материалов) для педагогов-психологов, работающих с детьми дошкольного возраста)
Данное методическое пособие посвящено проблеме обеспечения физического, психоэмоционального и морального комфорта, создания психоэмоционального климата детей дошкольного возраста и предназначено...