Игротерапия как метод коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Игры в детском саду для детей страшего дошкольного возраста, нарпаленные на коррекцию неконструктивного поведения, помогают детям выплеснуть гнев, снять мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное "созидающее" русло, настроить на спокойный, позитивный лад. Эти гры можно проводить в качестве физкультурной минутки на занятии, во время свободной деятельности детей, в перерывах между занятиями или вечером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konfer.docx | 65.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игротерапия как метод коррекции
неконструктивного поведения
детей старшего дошкольного возраста»
Богданова Евгения Викторовна,
воспитатель
МБДОУ Детский сад №1 «Теремок
компенсирующего вида
г. Олекминска
Аннотация
Игры в детском саду для детей старшего дошкольного возраста, направленные на коррекцию неконструктивного поведения, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад.
Дети выполняют определенные упражнения для того, чтобы утомить мышцы; а утомленные мышцы автоматически, без сознательных усилий, сами собой расслабляются. Остаётся лишь внимательно наблюдать за процессом расслабления. Эти игры можно проводить в качестве физкультурной минутки на занятии, во время свободной деятельности детей, в перерывах между занятиями или вечером.
Актуальность
Современные дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное. Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.
Формирование произвольного поведения является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста в работе педагога – психолога социально – реабилитационного центра. Произвольное поведение ребенка – это поведение осмысленное и инициативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. В произвольном поведении инициатива действовать определенным образом, поступать, так или иначе, принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Благодаря этой способности реактивное поведение ребенка превращается в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуации, а «над ней».
Отклоняющееся, неконструктивное поведение проявляется в агрессивности, капризах, несдержанности, гиперактивности и т. п. Основными причинами неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста считают: особенности нейродинамических свойств; дефицит родительского внимания; стиль взаимоотношений со сверстниками; недостаток двигательной активности и физической нагрузки.
Изучив научные источники, стало известно, что для обозначения отклоняющегося поведения авторы используют самые разные термины. На основании работ Вайнер М. Э., Мурашовой Е. В., Волковой-Гаспаровой Е, Широковой Г. А., Лютовой Е. К., Мониной Г. Б., Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М. и др., посвященных неконструктивному поведению, была проведена сравнительная характеристика различных типов неконструктивного поведения.
М.Э. Вайнер классифицирует неконструктивное поведение на шесть типов: 1. Импульсивное; 2. Демонстративное; 3. Протестное; 4. Агрессивное; 5. Недисциплинированное; 6. Конформное (пассивное, застенчивое).
Впервые термин «игротерапия» начали использовать в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания. М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. М. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному. Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах.
Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в данном возрасте деятельности – игре.
Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. По определению М. И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
В работе с детьми используются игры для коррекции разных типов неконструктивного поведения дошкольников. Каждая игра состоит из:
- Название игры / Общее направление коррекции
- Возраст:
- Цель: - желаемые изменения в поведении; - приобретаемые умения, опыт; - изменение психоэмоциональных состояний (снятие тревожности, позитивное самовосприятие и т.п.)
- Игровой реквизит:
- Ход игры:
- организация игры воспитателем;
- игровые действия участников.
Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы
Игра «Зоопарк»
Цель: снятие эмоционального напряжение, овладения способами произвольного эмоционально насыщенного поведения;
Возраст: от 4 лет
Игровой реквизит: просторная игровая площадка.
Ход игры: По команде педагога дети с помощью мимики, пантомимики, жестов, интонации изображают того или иного животного. Команды можно повторять и давать с различным временным интервалом. Примеры изображаемых животных:
- Зайчики — дети прыгают
- Лошадки — дети ударяют ногой об пол
- Раки* — дети пятятся спиной назад
- Птицы* — дети бегают, раскинув руки в стороны
- Аист — дети стоят на одной ноге, поджав другую
- Лягушка* — дети скачут вприсядку
- Курочки — дети ходят, высоко поднимая согнутые в коленях ноги.
Животные, отмеченные звездочкой, изображаются детьми только в том случае, если в группе достаточно места.
Игра "Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Возраст: от 5 лет.
Игровой реквизит: не требуется.
Ход игры: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.
Игры, направленные на формирование опыта самоорганизации и управления познавательными процессами
Игра «Танграм»
Цель: желаемые изменения в поведении; приобретаемые умения, опыт; изменение психоэмоциональных состояний (снятие тревожности, позитивное самовосприятие и т.п.); развитие образного и дивергентного мышления.
Возраст: от 5 лет.
Игровой реквизит: Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Ход игры: Используя все 7 частей головоломки, плотно присоединяя их друг к другу, ребенок составляет различные изображения по образцам и по собственному замыслу.
Составление фигуры из двух-трех элементов, например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру;
Складывание фигурок по заданному примеру, с использованием всех 7 элементов головоломки.
Игра «Канон»
Цель: развитие внимания и контроля импульсивности.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй - второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз. Желательно, чтобы дети играли молча.
Игры, направленные на овладение способами культурного общения
Игра «Дрозды»
Цель: формирование доброжелательной атмосферы в группе и овладение способами проявления позитивного отношения к партнеру.
Возраст: от 5 лет.
Игровой реквизит: не требуется.
Ход игры: Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия: Я дрозд (показывают на себя). И ты дрозд (показывают на своего партнера). У меня нос (дотрагиваются до своего носа). У тебя нос (дотрагиваются до носа своего партнера). У меня губки сладкие (дотрагиваются до своих губ). У тебя губки сладкие (дотрагиваются до губ своего партнера). У меня щечки гладкие (гладят свои щеки). У тебя щечки гладкие (гладят щеки своего партнера). Мы с тобой два друга (обнимаются) Любим мы друг друга (обнимаются повторно).
Игра «Привет, привет!»
Цель игры: формирование доброжелательной атмосферы в группе и овладение способами проявления позитивного отношения.
Возраст: от 5 лет
Игровой реквизит: не требуется
Ход игры: Дети стоят в кругу, взрослый напевает или читает речитативом следующие строчки (а дети инсценируют все что могут):
Носики, привет, привет (2 раза).
Щечки, привет, привет (2 раза).
Мы в ладошки хлоп, хлоп.
Веселее хлоп, хлоп (2 раза).
Голова, привет, привет (2 раза).
Ушки, привет, привет (2 раза).
Кружимся, кружимся.
Весело мы кружимся (2 раза).
Плечики, привет, привет (2 раза).
Локотки, привет, привет (2 раза).
Мы в ладошки хлоп, хлоп,
Веселее хлоп, хлоп (2 раза).
Животы, привет, привет (2 раза).
Спинки, привет, привет (2раза).
Раз шагнем, два шагнем, три шагнем,
Коленочки, привет, привет (2 раза).
Пяточки, привет, привет (2 раза).
Мы в ладошки хлоп, хлоп,
Веселее хлоп, хлоп.
Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения. Коррекция способов выражения эмоций и снятие психоэмоционального напряжения”
Игра «Обзывалки»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Возраст: от 4 лет.
Игровой реквизит: мячик.
Ход игры: Предлагается передавая мячик друг другу, обзывать друг друга необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
Игра "Два барана"
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Возраст: от 5 лет.
Игровой реквизит: не требуется.
Ход игры: воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.
Игра "Тух-тиби-дух"
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
Возраст: от 5 лет.
Игровой реквизит: не требуется.
Ход игры: "Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться
Игра «Волшебные шарики»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Возраст: от 5 лет.
Игровой реквизит: небольшой пластмассовый или резиновый шарик.
Ход игры: дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.
Игры, направленные на развитие умения сопереживать другому
Игра «Щепки плывут по реке»
Цель: развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Возраст: от 5 лет.
Игровой реквизит: аудиозапись со спокойной музыкой.
Ход игры: Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга они берега. Один ребенок - щепка. Он медленно "проплывает" между "берегами". "Берега" мягкими прикосновениями помогают "щепке". Говорят ей ласковые слова, называют по имени. "Щепка" сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
Игра «Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Возраст: от 5 лет.
Игровой реквизит: не требуется.
Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
Игры, направленные на повышение самооценки, формирование позитивного самовосприятия и опыта уверенного поведения.
Игра «Рисуем свою гордость»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Возраст: 6 – 7 лет.
Игровой реквизит: лист А4, фломастеры, карандаши.
Ход игры: Ведущий предлагает каждому из детей следующее задание: «Подумай, в каких случаях ты гордишься собой? Что ты чувствуешь при этом в своём теле? Как ты дышишь? Как ты держишь голову и спину?
Нарисуй картинку, которая показывает, как ты гордишься собой. Можешь нарисовать свою гордость, как ты ее представляешь, или самого себя в этот момент, как ты горд. Возможно, ты хочешь нарисовать то, что хорошо умеешь или любишь делать, или то, как ты помогаешь другим или, преодолевая себя, делаешь что-то трудное…» (10-15 мин.).
После этого дети собираются в четверки, показывают друг другу рисунки и обсуждают их. Спросите детей, как они себя чувствовали, когда показывали друг другу свои рисунки. Как обстоит дело в их семьях – могут ли дети демонстрировать домашним свою гордость? Разделяют ли родители их чувства?
Предложите детям выступить перед группой, всем свои рисунки и рассказать, чем они гордятся. После каждого рассказа группа встает и аплодирует. Этот маленький ритуал поможет усилить групповую сплоченность. Обсудите с детьми значение гордости.
- почему так важно позволять себе испытывать гордость?
- когда гордость превращается в хвастовство?
- что хорошего и что плохого в том, что мы сравниваем себя с другими?
Игра «Я могу»
Цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.
Возраст: 5 – 7 лет.
Игровой реквизит: не требуется.
Ход игры: взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.
Игры, направленные на коррекцию демонстративного поведения
Игры, направленные на включение в группу, деятельность которой строго регламентирована
Игра ««Молчу-шепчу-кричу»
Цель: научить действовать в условиях групповой регламентируемой деятельности.
Возраст: от 5 лет.
Игровой реквизит: не требуется.
Ход игры: педагог показывает знак, о котором заранее договорился с детьми, а дети и выбирают одно из действий. Например, если педагог прикладывает палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если педагог положил руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте, поднимает руки вверх, то дети могут разговаривать громко, кричать и бегать.
Игра «Царевна Несмеянна»
Цель: научить действовать в условиях групповой регламентируемой деятельности.
Возраст: от 5 лет.
Игровой реквизит: «трон» Царевны Несмеянны.
Ход игры: взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.
Игры, направленные на освоение социально-одобряемых способов привлечения внимания окружающих
Игра «Конкурс хвастунов»
Цель: научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
Возраст: 6 – 7 лет.
Игровой реквизит: награды победителям конкурса.
Ход игры: ведущий объявляет о том, что проводит конкурс хвастунов. Нужно лучше всех похвастаться. А хвастаться мы будем не собой, а своим соседом слева. Ведь, это так приятно, иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на соседа, подумайте, какой он, что в нем хорошего, чем он может понравиться?
Игра ««Волшебная нить»
Цель: научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Возраст: 6 – 7 лет.
Игровой реквизит: клубок ниток.
Ход игры: дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивает, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игры, направленные на развитие эмпатии, интереса и внимания к другим людям
Игра «Волшебные очки»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Возраст: 6 – 7 лет.
Игровой реквизит: очки.
Ход игры: Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
Игра «Ролевое проигрывание ситуаций»
Цель: развитие эмпатии, знакомых средств поведения.
Возраст: 6 – 7 лет.
Игровой реквизит: не требуется.
Ход игры: воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) товарищ в группе сидит грустный, у него заболела мама;
4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
Игры, направленные на коррекцию гиперактивного поведения
Игры, направленные на развитие внимания
Игра ««Дорисуй узор»
Цель: развитие концентрации внимания.
Возраст: от 4 лет.
Игровой реквизит: нарисованное полотенце, коврик, картина, шарф и т.п. с узорами, нарисованными лишь на одной половине.
Ход игры: предложить детям посмотреть внимательно на шарф и нарисовать (продолжить) этот узор на второй половине шарфа.
Игра ««Четвёртый лишний»
Цель: развитие концентрации внимания, речи и логического мышления.
Возраст: 5 – 7 лет.
Игровой реквизит: набор картинок.
Ход игры: показать ребёнку карточку, попросить найти «лишний» предмет, т.е. тот, который не сочетается с другими по каким-то признакам, и попросить его объяснить, почему он так думает. Если у ребёнка возникают затруднения, задать ему наводящие вопросы.
Игры, направленные на формирование контроля импульсивности
Игра «Сигнал!»
Цель: развитие внимания, умения контролировать импульсивные действия
Возраст: 5 – 7 лет.
Игровой реквизит: не требуется.
Ход игры: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: определенным словом или жестом, или порядком жестов. Давайте потренируемся: реакция на сигнал «ГОВОРИ» «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!» и т. д.».
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
Игра «Речка-берег»
Цель: развитие внимания, умения контролировать импульсивные действия
Возраст: 5 – 7 лет.
Игровой реквизит: длинная веревка или канат.
Ход игры: на полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Дети встают с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит «Берег!», то все перепрыгивают назад. Если ведущий кричит «Берег!» дважды, дети, которые перепрыгнули в «Речку», выбывают из игры.
Игры, направленные на развитие усидчивости
Игра «Найди одинаковые фигуры»
Цель: развитие усидчивости, внимания.
Возраст: 5 – 7 лет.
Игровой реквизит: рисунки с фигурами
Ход игры: ребенку предлагается рассмотреть рисунок, на котором из всех фигур есть 2 (усложнить до 3-4х) одинаковые. Ребенку нужно внимательно рассмотреть рисунок и найти их.
Игра «Маленький жук»
Цель: развитие усидчивости, внимания.
Возраст: 5 – 7 лет.
Игровой реквизит: бланки с таблицей.
Ход игры: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.
Таким образом, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.
Литература:
- Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: учебное пособие/ М.Э. Вайнер. – Москва: Издательство «Педагогическое общество России» , 2004 г.- 96 с.
- Гаспарова Е.М. Упрямство и капризы. // Дошкольное воспитание. 1989. № 1. – 76-83.
- Гаспарова Е.М. Застенчивый ребенок. // Дошкольное воспитание. 1989. № 3. – С. 71-78.
- Гаспарова Е.М. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. 1989. № 8. – 99-104.
- Гаспарова Е.М. Режиссёрские игры дошкольников с отклонениями в поведении. // В кн.: Игра и развитие личности дошкольника. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – С. 94-107.
- Кляйн М., Развитие одного ребёнка. - Москва: "Государственное издательство", 1925.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.
- Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гипердинамический и гиподинамический синдромы/ Мурашова Е.В. – 2-е изд., доп. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 256 с.
- Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Чистякова М.И. Психогимнастика /М.И. Чистякова. – М.: Профиздат, 1990. – 128 с.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...
Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Данный проект направлен на формирование у дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в к...
Статья"Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
"Игротерапия как метод развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста"
Успехи сверстников могут вызывать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ре...
Игра- эффективный метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Иговая терапия является одним из эффективных методов коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность- ведущая в данном возрасте, поэтому действенность этого метода в бо...
«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»
Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратить...
Методы коррекции неконструктивного поведения детей
Для коррекции неконструктивного поведения детей в методическом арсенале, помимо игры, имеется система специфических и неспецифических методов....