Музыкально-игровая деятельность в ДОУ как средство интеграции в группах комбинированного направления
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
консультация о роли взрослых в организации музыкально-игрового взаимодействия "особых" детей и здоровых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_muz.zanyat._v_gruppah_kombinirov_napravleniya.docx | 16.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-игровая деятельность в ДОУ
как средство интеграции в группах
комбинированного направления.
С созданием отечественной системы ранней помощи, развитием интеграции и реализацией гуманистических идей воспитания личности дети – дошкольники с ограниченными возможностями здоровья получили возможность посещать не только специальные учреждения, но и ДОУ комбинированного вида.
Наиболее приемлемой организационной формой общения «особых» детей с нормально развивающимися сверстниками является интеграция, т.е. систематическое объединение детей в разных видах деятельности.
Социализация ребенка, как в норме, так и при наличии отклонений в развитии, происходит в процессе взаимодействия и интереса к общению с другими детьми.
Причем общение с ровесниками является необходимым условием благополучного развития любого ребенка, так как контакты друг с другом дают детям дополнительные впечатления, сильные эмоциональные переживания, развивают подражательные способности.
У нормально развивающегося ребенка такая потребность формируется быстро, а вот у детей с ограниченными возможностями здоровья она не возникает спонтанно: нужны специальные занятия, стимулирующие интерес и доброжелательное отношение к сверстникам; способствующие эмоционально-положительным контактам между детьми; развивающие инициативные действия, направленные друг на друга.
Большую тревогу вызывает неумение «особого» ребенка играть вместе с другими детьми, безразличное отношение их к сверстникам или негативно-агрессивные действия при попытках установления контакта с ними, нежелание делиться игрушками, лакомствами.
Музыка является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия, а музыкально-игровая деятельность – идеальным плацдармом для постоянной интеграции. Причем, педагог может специально создавать (а также использовать спонтанно возникающие) ситуации, в которых становятся неизбежными совместные действия детей.
Стремление вовлечь ребенка в ситуацию игры необходимо сочетать с атмосферой радостного оживления, доброжелательностью и лаской. Очень важно соблюдать дистанцию общения, которую устанавливает сам ребенок. Если музыкальный руководитель внимательно отнесется к таким «мелочам», то у дошкольника обязательно возникнет чувство доверия к нему, которое станет основой для развития их взаимодействия: появится возможность «заразить « ребенка положительными эмоциями, пережить совместно с ним новые ощущения, тонизирующие радостное настроение. В результате дистанция общения постепенно сократится.
Не следует забывать о роли взрослых в организации музыкально-игрового взаимодействия. Ведь огромное значение для развития общения детей со сверстниками имеет активность воспитателя и присутствующих мам. В этом очень помогают совместные праздники и развлечения. Например, праздник, посвященный дню 8 Марта. Здесь дети поют, танцуют, играют вместе с мамами. А усвоенный музыкальный репертуар, взрослые затем могут использовать, играя со своими детьми в группе или дома.
Музыкально-двигательные игры, пляски, упражнения всегда сопровождаются эмоциональным подъемом и благотворно влияют на развитие любого ребенка, в том числе, с ограниченными возможностями.
Поэтому, подбирать игры, стимулирующие двигательную активность, нужно с таким расчетом, чтобы дети могли в них участвовать независимо от степени нарушения. При этом движения должны быть простыми и выполняться в удобном темпе. А чтобы избежать перегрузок, активные двигательные игры нужно чередовать со спокойными.
Таким образом, музыкально-двигательные игры развивают взаимодействие детей, стимулируют появление интереса к сверстнику, а также способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, совершенствованию моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, эмоций, формированию представлений о связи музыки и движения, развитию ритмического слуха.
Нет ничего более увлекательного для ребенка, чем веселая, познавательная игра с любимыми игрушками. Сюжетные игрушки очень привлекательны для ребенка. С их помощью он может воспроизводить основные действия, «отыгрывать» социальный опыт. Но не всегда ребенок с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно умеет это сделать. Овладеть действиями с сюжетными игрушками ему помогает не только взрослый, но и нормально развивающиеся сверстники.
Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особый интерес, так как сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является сильным стимулирующим фактором для активизации внимания, развития эмоций. Сначала совместно со взрослым, а затем подражая здоровым сверстникам, «особый» ребенок начинает выполнять действия со знакомыми персонажами (мишка пляшет, спит, кушает и т. д.).
В структуру описанных направлений органично вплетаются Дидактические игры. Они помогают детям различать свойства и качества предметов, развивают слуховое внимание, память, восприятие, дают представление о некоторых свойствах музыки, о связи музыки и движения (музыка тихая – ноги тихо топают, музыка громкая - ноги громко топают, музыка «побежала» и ножки побежали).
Музыкально-дидактические игры просты и доступны детям с ограниченными возможностями, они приносят огромную пользу, стимулируя их психическое развитие в процессе взаимодействия со здоровыми сверстниками. Играя, дети проявляют выдержку, терпение по отношению к сверстнику, учатся не толкаться, не отбирать у товарища понравившуюся игрушку. Все действия обязательно сопровождаются доброжелательными жестами, мимикой, словами.
Итак, интеграцию детей дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников можно успешно осуществлять на музыкальных занятиях. Если содержание игр-занятий системно и они проводятся регулярно, то в результате дети начинают доверять взрослым, охотно отвечают на инициативу других детей, не только играют рядом, но и часто действуют вместе с ровесниками, проявляют выдержку и терпение, при встречах все чаще проявляют радость.
Результат – в процессе совместных музыкально-игровых ситуаций постепенно происходит формирование маленького коллектива сверстников, которые доброжелательно относятся друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР
Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе комбинированной направленности № 9 (5-6 лет) ( дети с нарушением опорно-двигательного аппарата) « Волшебный мир посуды »
МАДОУ детский сад комбинированного вида № 128 К О Н С П Е К Тнепосредственной образовательной деяте...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей младшей группы комбинированной направленности № 8 «Тюльпанчик» Тема: «Кто живет в лесу?»
Конспект организованной образовательнойдеятельности по развитию речидля детей младшей группы комбинированной направленности № 8 «Тюльпанчик»Тема: «Кто живет в лесу?»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие» в группе комбинированной направленности для детей 6 – 7 лет Тема: «Геометрические фигуры»
1.Учить зрительно, распознавать фигуры, величины, воспроизводить и восстанавливать их по представлению, описанию, пользоваться линейкой, шаблонами и трафаретами2.Формировать представление о прямом, ос...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...
Календарное планирование воспитательно – образовательной деятельности на летний период 2021 года в группе комбинированной направленности детей 5 – 6 лет
Цель: это создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса воспитанников.Сохранять и укреплять физическое и п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
комплексная программа учителя-логопеда с детьми старшей группы ДОУ для детей с ТНР...