Методическая разработка НОД учителя-логопеда с детьми подготовительной группы "Фруктовые истории"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В методической разработке НОД "Фруктовые истории" показано использование современных образовательных ресурсов в работе учителя-логопеда ДОО. Таких как: Световые столы, "Фиолетовый лес" Воскобовича, интерактивное оборудование. Материал предназначен для учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей, студентов педагогических ВУЗов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД учителя - логопеда с детьми с ТНР

«Фруктовые истории»

Тема: «Фрукты. Звуки и буквы «К Т».

Учитель-логопед: Гаврилова Полина Юрьевна

Возраст: подготовительная группа

Цель НОД: развитие и коррекция речи детей.

Задачи НОД:

Коррекционно- образовательные:

- учить детей образовывать относительные прилагательные;

- формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы;

Коррекционно-развивающие:

- закреплять знания детей об изменениях в природе осенью;

- развивать и активизировать словарный запас по теме «Фрукты»;

- упражнять в согласовании существительных с относительными прилагательными;

- упражнять в умении определять количество слогов в словах;

- развивать слуховое внимание;

- закреплять умение детей характеризовать звуки «К», «Т»;

- закреплять в памяти зрительный образ букв «К», «Т»;

- развивать фонематические процессы: умение определять первый, последний звук, последовательность звуков в слове, выполнять звуковой анализ слов;

- развивать мелкую моторику;

- развивать когнитивные процессы;

- учить детей дифференцировать на слух звуки «К-Т», выделять их из слов.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и внимательность к природе;

- воспитывать у детей умение выслушивать других ребят, не перебивая их.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Дидактический материал: интерактивная игра «Поварята» в программе AktivInspire; картинка с изображением корзины фруктов, предметные картинки с изображением фруктов: абрикос, слива, персик, груша, киви, банан, ананас, яблоко, манго, лимон, апельсин; математические планшеты по количеству детей и схемы букв «К», «Т» к ним; световые столы, звуковые осенние символы для световых столов (красные, зелёные яблочки, желуди, синие капельки), «Фиолетовый лес» Воскобовича.

Ход НОД.

Орг момент. Дети заходят в кабинет.

Логопед: ребята, доброе утро. Как вы думаете, какое сейчас время года? Почему вы так решили?

Дети называют признаки осени, в т.ч.: «Осенью созревают овощи и фрукты.»

Основная часть.

Логопед: Молодцы, ребята, садитесь на стулья около доски (дети садятся в полукруг перед интерактивной доской). Как вы думаете, что можно приготовить из фруктов?

Дети: из фруктов можно приготовить фруктовый салат, пюре, выжать сок,  сварить варенье и компот.

Интерактивная игра «Поварята»

Логопед: давайте поиграем. Посмотрите, это - банка, в неё мы нальём варенье. Это – стакан, в него мы нальём компот. Из абрикосов я сварю абрикосовое варенье (картинка переместить в банку). А вы что приготовите?

Дети по-одному подходят к доске, выполняют задание (перемещают фрукты в банку или стаккан) и рассказывают о своих действиях.

Логопед: у вас получились очень вкусные варенья и компоты. Давайте пройдём на ковёр и сядем на подушки.

Дети садятся в полукруг перед ковролином, на котором изображена корзинка с фруктами.

Логопед: Посмотрите, какая красивая корзинка с фруктами. Мне нравится виноград (отхлопывает слово по слогам ВИ-НО-ГРАД). В слове Виноград 3 слога.

Дети называют картинки, определяют количество слогов в других словах.

Логопед: а теперь наша любимая игра «Овощи- фрукты»

Динамическая пауза. Игра «Овощи-Фрукты»: Логопед называет разные виды овощей и фруктов. Если назван фрукт, то дети встают во весь рост, вытягивают руки вверх, как ветки у фруктовых деревьев. Если назван овощ, то дети садятся на корточки, как овощи на грядке.

Логопед: Какие вы внимательные! Давайте сядем за столы. Кто скажет, какой первый звук в слове «Компот»? Как мы произносим звук «К»? Дайте характеристику звуку «К».

Ответы детей: звук «К» согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: давайте возьмём планшеты и выложим на них букву «К».

Дети индивидуально выполняют задание на планшетах.

Логопед: Скажите, какой последний звук в слове «Компот»? Как мы произносим звук «Т»? Дайте характеристику звуку «Т».

Ответы детей: звук «Т» согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: давайте возьмём планшеты и выложим на них букву «Т».

Дети индивидуально выполняют задание на планшетах.

Логопед: Давайте поиграем. Игра «Поймай звук». Мы разделимся на 2 команды. Первая команда ловит в ладоши звук «Т», вторая «К». Я буду называть слова. Начинаем: кокос, персик, томат, вкус, таз, тумба, яблоко, стол.

Дети слушают и «ловят» в ладоши нужный звук.

Логопед: вы хорошо справились, молодцы. А теперь мы с вами отправляемся в студию цветного песка.

Дети заходят в студию и садятся за световые столы.

Подготовка к работе. Дети хором читают стихи, выполняя соответствующие движения

Речь

Движение

Песок в кучку соберу

Собирают перед собой небольшую горку песка

И ладошкой проведу

Проводят ладошкой, снимая верх горки

Глажу-глажу я песок

Разглаживают песок по столу, таким образом, чтобы свет был виден сквозь тонкий слой песка

Как тетрадный листок

Карандаш всегда со мной

Вот любимый пальчик мой

Показывают указательный палец

Логопед: есть очень вкусный фрукт (демонстрация картинки с изображением КИВИ), посмотрите на него. Кто знает, как он называется?

Дети: это киви.

Логопед: Скажите, какой первый звук в слове КИВИ? Давайте дадим ему характеристику. Каким цветом мы его обозначим?

Дети: первый звук в слове КИВИ – «К’». Он согласный, мягкий, глухой. Обозначаем зелёным цветом. (Таким же образом проводится полный звуковой анализ слова КИВИ).

Логопед: Посмотрите, перед вами в коробочках лежат красные, зелёные яблочки и синие капельки. Какие звуки мы обозначаем красным, синим, зелёным  цветом?

Дети: красным цветом обозначаем гласные звуки, синим – согласные твёрдые, зелёным – согласные мягкие.

Логопед: теперь при помощи этих осенних кристаллов мы выложим схему слова КИВИ.

Дети выкладывают схему.

Итог занятия

Логопед: молодцы, все справились. Наше занятие подходит к концу. Какие звуки мы с вами проходили? Вспомним слова со звуком «к», со звуком «т». Сегодня все постарались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: «Приемы коррекции и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, ассоциации) у детей с тяжелыми нарушениями речи "

Лексическая тема :" МОЯ РОДИНА - РОССИЯ" (  занятие № 1 "Реки"  для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом : ТНР  - ОНР П уровня речевого развития.) ЦЕЛЬ:  коррекция ...

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме:"Развитие ФВ и обучение навыкам послогового чтения детей дошкольного подготовительного возраста с ТНР »

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕЗЕНТАЦИИ "ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТНР"ЦЕЛЬ: закрепление навыков послогового  чтения; обогащение активного словаря детей;ЗАДАЧИ:Коррекционно-образовательная: - закреп...

Методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника."

Предоставляется методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного...

Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"

Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....