Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике
В статье предлагаются рекомендации по проведению физкультурно – оздоровительной работы, с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий в ДОУ. Представлены материалы, которые помогут организовать занятия, игры, упражнения, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Аннотация
В статье предлагаются рекомендации по проведению физкультурно – оздоровительной работы, с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий в ДОУ. Представлены материалы, которые помогут организовать занятия, игры, упражнения, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей с ОВЗ.
Ключевые слова
Коррекционно - восстановительные мероприятия, дошкольники, здоровье, физическая культура, комплекс упражнений, дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья ), физкультурные занятия, двигательная активность.
В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с (ОВЗ) ограниченными возможностями здоровья. Мы наблюдаем огромное количество дошкольников с нарушением речи, с задержкой психического развития, дети инвалиды.
Дошкольное учреждение – создаёт максимально комфортные условия для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психологических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме. Очень важно создавать условия для улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством спорта и физической активности – главной задачей является необходимость сформировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развитие способностей к преодолению физических нагрузок и психологических барьеров, которые очень препятствуют полноценной жизни ребёнка, формирование функций разных систем и органов вместо нарушенных или отсутствующих.
Очень важным компонентом в работе с детьми является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами.
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий по физическому воспитанию, показывает, что при систематической работе уже на ранних этапах обучения можно добиться существенных результатов. И чтобы наши дети смогли хорошо учиться в школе, жить нормально в коллективе, адаптироваться в обществе, мы должны приложить максимум совместных усилий при оказании помощи детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития.
В детском саду занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки [1,с.218 ]. Ни один ребёнок от занятий не освобождается и каждый получает нагрузку, которая соответствует его состоянию здоровья. Все занятия, проводимые инструктором, индивидуальные и фронтальные, носят игровой характер и не причиняют вред здоровью ребёнка.
Практика доказывает, что при правильной организации физкультурных занятий можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки:
- закрепление представлений детей об окружающем мире;
- ориентироваться в пространстве;
- обогащать словарь детей;
- закреплять количество и счёт;
- классифицировать предметы по цвету, форме, величине и др.
Дети с ОВЗ нуждаются в повышенной двигательной активности. Педагогические воздействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья детей, в этом и заключается специфика занятий по физической культуре[8,с.24]. Главным условием подготовки ребёнка к жизни, это исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей.
Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья носят коррекционно-развивающую направленность. Именно поэтому на каждом занятии основными задачами являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, укрепление мышечного корсета и активизация вегетативных функций.[6,с.7 ]. Чтобы работа давала результат в данном направлении, педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать, работать в системе с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с мед.работником, логопедом, психологом, воспитателями.
На своих занятиях инструктор по физической культуре должен обязательно проводить диагностику (мониторинг) степени физического развития в начале и конце учебного года[5,с.38]. По выявленным результатам входной диагностики мы узнаём основные проблемы развития дошкольника, и создаём образовательный маршрут.
В детском саду применяются разнообразные формы работы на занятиях: индивидуальные (облегченное задание для вновь поступившего ребенка в данную группу, либо с более тяжелым диагнозом); систематические (основные виды движений и гимнастики, повторяющиеся на протяжении месяца); соревновательные и игровые (внутри группы). Одни формы организуются инструктором по физической культуре самостоятельно, другие после обсуждения и рекомендаций с другими специалистами[3,с.86 ]. На протяжении всего занятия обязательно присутствуют воспитатели и специалист (логопед, психолог и др.), которые участвуют в процессе занятия.
Все оздоровительные мероприятия должны быть направлены на своевременную коррекцию возникающих отклонений и на сохранение имеющегося потенциала здоровья.
Занятия по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития.
Список использованной литературы:
1.Веракса Н.Е., Комарова Т.С. Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- 2014.
2.Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.
3. Гаврючина Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с
4. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 9.
5. Маханёва М.Д ., Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999. – 88с.
6. Моргунова О.Н., Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
7. Подольская Е.И., Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет – Волгоград: Учитель, 2011.
8. Хамитова Л.М., Развитие координации движений и крупной моторики на занятиях по физкультуре. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2010г.
© Ярая Е.Н., 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сюжетно-ролевых игр в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми дошкольного возраста (из опыта работы).
Роль физического воспитания в образовательном процессе очень велика. Для улучшения качества занятий физической культуры мы решили использовать сюжетно-ролевые игры....
Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми ОВЗ
Раздел коррекциорнной работы с детьми ОВЗ в рабочую программу инструктора по физической культуре....
Семинар для воспитателей "Особенности методики проведения занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста"
В семинаре обсуждается современное занятие по физическому воспитанию детей. Обсудили все этапы занятия, методику проведения разных частей занятий....
Работа инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический ме...
Работа инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС
Статья о работе инструктора инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС...
Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.
Правильная организация воспитательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и соци...