Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_osnovnyh_otkloneniy_v_povedenii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 44.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста
Категории трудных дошкольников | Причины трудностей | Общие рекомендации по работе с ребенком, эффективные способов коррекции поведения |
застенчивость и замкнутость |
Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. |
Основная трудность в работе с тревожными и застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу - через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на малыше, так как это только смутит его. |
Тревожность | Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. |
Основная трудность в работе с тревожными и застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу - через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на малыше, так как это только смутит его. В работе с тревожными детьми используют игры-драматизации. |
Агрессивные дети | Неприятие детей родителями. Безразличие или враждебность со стороны родителей Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Подсознательное ожидание опасности Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка | Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действия родителей Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. - работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; для этого рекомендуется использовать следующие игры: «мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров». - обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим. Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «Посчитал до десяти я и решил», «Гнев на сцене», «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои сказок). - прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта. 1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка. 2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более - к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
|
Гиперактивные дети | Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют: - генетические (наследственная предрасположенность); - биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); - социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания). |
При работе с такими детьми педагогу необходимо помнить - они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться. - очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между педагогами, родителями и детьми. - организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним можно составить «правила поведения», распорядок дня, в соблюдении которых проявлять одновременно гибкость и упорство. - чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. - гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером. -вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. -система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. |
Задержка психического развития |
| Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д. Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий - синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности: сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам; выкладывание фигурок из круп; игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д. Будет полезным ребенку играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д. Родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР. Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий (с психологом, логопедом, педагогом) в реальную повседневную жизнь ребенка. |
Социальная дезориентация | Она может возникать вследствие умственной отсталости, аутизма, задержки психического развития. Иногда исходной причиной этого психологического синдрома становится нераспознанный взрослыми сенсорный дефект (в частности, снижение слуха). | В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого взрослые, воспитывающие ребенка, должны предельно четко продумать и сформулировать предъявляемые к нему требования. Они должны быть простыми, однозначными и понятными ребенку (при умственной отсталости следует ориентироваться на правила поведения, в норме соответствующие более младшему возрасту). Запретов должно быть немного. Большие возможности для коррекции социальной дезориентации предоставляет сюжетно-ролевая игра. Значительную помощь может оказать также обсуждение с ребенком рассказов и сказок, выяснение того, кто из персонажей поступил хорошо, а кто - плохо. Для старших дошкольников важно включить в обсуждение и вопрос о том, насколько плох тот или иной поступок («очень плохой», «не очень хороший» и т. п.). |
Литература
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-96с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
- Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок /Филипп Зимбардо, Ширли Рэдл; пер. с англ. Е. Долинской. - М.: ACT Астрель, 2005. – 294.
- Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 191 с.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 186 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. /Общ. ред. А. С. Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга - М.: Прогресс, 1987. - 424 с: ил.
- Система работы педагога с трудными дошкольниками: учебное пособие /сост. И.Ю. Троицкая – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. – 70 с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды нарушений поведения в дошкольном возрасте
Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, ...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
«Культура поведения детей дошкольного возраста, как основной фактор нравственного воспитания».
Одной из основных задач нравственного воспитания выступает формирование культуры поведения. Культура поведения дошкольника есть совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведен...
Памятка "Основные правила культурного поведения ребенка дошкольного возраста"
Информация для родителей об основных правилах культурного поведения, личной гигиены, аккуратности и опрятности ребенка дошкольного возраста...
«Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»
laquo;Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»...
«Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»
Контрольная работа содержащая в себе:Характеристика раннего возраста детей.Физиолого-гигиенические основы воспитания детей младшего и раннего возраста.Психолого-педагогические основы воспитания детей ...
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...