«Культура поведения детей дошкольного возраста, как основной фактор нравственного воспитания».
статья (старшая группа)
Одной из основных задач нравственного воспитания выступает формирование культуры поведения. Культура поведения дошкольника есть совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_povedeniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «солнечный зайчик»
Статья
Тема: «Культура поведения детей дошкольного возраста, как основной фактор нравственного воспитания».
Подготовила: воспитатель Чернова А. В.
Смоленск 2018
Одной из основных задач нравственного воспитания выступает формирование культуры поведения. Культура поведения дошкольника есть совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Структура культуры поведения ребенка включает в себя: культурно-гигиенические навыки, культуру общения, культуру деятельности. Культурно-гигиенические навыки - есть существенная составляющая часть культуры поведения. Требованиями гигиены и нормами человеческих отношений продиктовано необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды и обуви. Культурно-гигиенические навыки - это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви. В дошкольном детстве дети должны усвоить определенные навыки туалета, навыки умывания, навыки одевания и раздевания, навыки и правила культуры еды (принимать пищу сидя за столом, есть с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами). У детей старшего дошкольного возраста уже должны быть сформированы устойчивые привычки культурно-гигиенических навыков. Культура общения – есть знание правил общения и умение соотнести их с определенной ситуацией. Культура общения детей дошкольного возраста регламентирует нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Под культурой общения понимается освоение ребенком культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи. Также она предусматривает развитие у детей умения понимать внешнее выражение всевозможных эмоциональных состояний людей, с учетом переживаемых ими чувств и эмоций, а затем выбирать подходящие способы поведения и общения. Детей старшего дошкольного возраста подводят к пониманию того, что обязательные качества культуры общения - вежливость, деликатность, тактичность, общительность, приветливость, доброжелательность. Культура деятельности - есть соблюдение дошкольниками элементарных правил организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментами и материалами, соблюдения норм сотрудничества, ответственности, организованности. Культура деятельности дошкольника просматривается в его поведении на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст - возраст появления воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями, иначе говоря - произвольности. В процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников у детей формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, а также преодолевать возникающие трудности. Дети овладевают умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель. Ребенок дошкольного возраста учится управлять памятью и мышлением. Управлять процессом запоминания и припоминания дошкольник может, достигнув порога четырехлетнего возраста. Ребенок начинает ставить перед собой специальную задачу запомнить поручение понравившееся ему. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными. Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности не имеется возможности выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, через призму способности владеть и управлять собой. Контроль и учет педагогом важного новообразования старшего дошкольного есть основа формирования культуры у старших дошкольников. В период дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Для дошкольника старшего возраста характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении несколько ограничены. Формированием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно. Приучение старших дошкольников к культурному поведению от случая к случаю не даст устойчивых результатов. Результат использования методов будет эффективным при соблюдении следующих требований:
- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка и не нарушающим его прав
- метод должен быть реально осуществимым и логически завешенным. Каждый метод должен быть весомым и значимым
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства его реализации
- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации
- методы воспитания необходимо применять тактично
- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества
- проектируя и подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка
- применение методов нравственного воспитания требует от педагога терпения и терпимости
- преобладание методов, предполагающих обучение ребенка различным способам действия
- применение методов в комплексе, во взаимосвязи.
Формирование личности дошкольника процесс целостный. Организация жизнедеятельности детей, пример взрослых, его требования и педагогическая оценка конкретной воспитательной ситуации все воздействует на ребенка и его внутренний мир. Начиная работу по формированию культуры поведения, педагог, обязан знать, какие правила, старшие дошкольники знают и выполняют и в чем имеют пробелы. К старшему дошкольному возрасту у детей формируется комплекс навыков, который помогает им проявлять культуру поведения. Навыки и привычки - это автоматизированные действия, благодаря которым человек совершает многие поступки быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания. Процесс выработки навыков происходит в жизни ребёнка ежедневно. Дошкольники учатся следить за своими вещами, внешним видом. Учатся выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами, вести себя в соответствии с нормами и правилами общения, с учетом ситуации общения: дома, в детском саду, на улице, со знакомыми людьми, с незнакомыми людьми. Все это выступает основанием для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста. У детей дошкольного возраста формируются первичные этические инстанции, такие как моральное сознание и моральные оценки, которые помогают формировать моральную регуляцию поведения. Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки дают возможность экономить силы, а также достигать лучшего результата в достижении поставленной цели. Исходя из вышесказанного, в работе с дошкольниками необходимо обращать особое внимание на их выработку. Для этого деятельность в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована таким образом, чтобы старшие дошкольники постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений, систематически упражнялись в совершении положительных поступков.
Этапы процесса формирования навыков культурного поведения:
1) Устанавливается определенный круг требований, вычленяются конкретные способы действий, «образы поведения», подлежащие усвоению детьми; формирование опыта культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни.
2) Происходит объединение отдельных действий, навыков и закрепление их. 3) Происходит закрепление формируемых навыков, применение их в разнообразных условиях.
Первый этап связан с выработкой положительного эмоционального отношения к деятельности, которая связана с культурой поведения, к детскому саду, группе, научение необходимым способам действий и упражнение в них. На данном этапе используется система упражнений, игр-занятий, показы способов действий, «образа поведения» в повседневной жизни, играх.
Второй этап направлен на закрепление навыков, обусловливает их усвоение. Здесь широко используются упражнения, игры-инсценировки, бытовая деятельность, обобщенные указания, этические беседы, использование фотопособий, художественной литературы.
На третьем этапе происходит закрепление культурного поведения в различных условиях (упражнения в различных ситуациях, контроль, пример). При формировании культуры поведения дошкольников необходимо придерживаться определенных этапов:
1) Упражнение в поощряемом обществом поведении для накопления опыта
2) Объяснение детям, как и в каких ситуациях, необходимо себя вести так, чтобы получить одобрение со стороны взрослых и сформировать у них предвосхищение. Методика предвосхищения выступает в роли стимула к достойному поведению. На данном этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от хорошего поведения и проводится работа, направленная на осознание детьми значимости правил культурного поведения.
Список литературы:
1. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. - М., 1996.- 142 с.
2. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учеб. пособие / С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева, Л. Л. Шашкова; Шадр. гос. пед. ин-т. — 2-е изд., испр. и доп. — Шадринск. 2011. — 217с. 3. 3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
4. Шевцова, Д. В. Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / Д. В. Шевцова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. - С. 77-80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »
Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...
Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.
Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт...
«Нравственное воспитание, формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Главное в дошкольном возрасте заложить основы для формирования энергичного, достойного и полезного обществу человека. Помочь ребенку, увидеть и понять мир, в котором он живёт....
Культура поведения детей дошкольного возраста и ее воспитание
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.Многие учёные, занимающиеся пробл...
Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкол...
Педагогическое сопровождение воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Актуальной задачей в настоящее время является в...
Презентация "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста"
изуизучение и анализ психолого- педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения де...