«Использование нетрадиционного оборудования как способ развития тактильно-двигательного восприятия детей с ОВЗ».
методическая разработка по коррекционной педагогике
Большое значение для развития чувственного опыта ребенка дошкольного возраста имеет развивающая предметно-пространственная среда, которая окружает его на протяжении всего времени пребывания в ДОУ. Подбор нетрадиционного оборудования для развития тактильно-двигательного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya_kashirina.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нетрадиционного оборудования как способ развития тактильно-двигательного восприятия детей с ОВЗ».
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания, окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развития познавательных способностей.С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка.
Большое значение для развития чувственного опыта ребенка дошкольного возраста имеет развивающая предметно-пространственная среда, которая окружает его на протяжении всего времени пребывания в ДОУ. Поэтому согласно ФГОС ДО пункта 3.3.4 РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также соответствовать интересам и возрасту детей [2].
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения ребенка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Под тактильным восприятием подразумевают— получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами. Ребенок узнает предмет на ощупь, а в дальнейшем у него формируется захват кисти рук, регулируется сила захвата, улучшатся тонус мышц, что делает движения рук более точными [3].
У детей с нарушением речи процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия, в том числе тактильно-двигательного. Снижена скорость узнавания объектов на ощупь. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на распознавание свойств и качеств предметов. Требуется большее количество проб при решении наглядно-практических задач. Из-за низкого уровня анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных частей предмета, определении их пространственного расположения. Влияет на это недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной сформированности тактильных ощущений, т. е. когда ребенок испытывает затруднения в процессе узнавания предметов на ощупь [1].
Принимая во внимание неоспоримое влияние РППС на всестороннее развитие всех анализаторных систем ребенка я, в своей работе, уделяю особое значение пополнению развивающей предметно-пространственной среды нетрадиционным оборудованием, с помощью которого осуществляется не механическая тренировка движений, а систематическое развитие тактильного-двигательного восприятия и ощущений, как базиса для развития познавательной, продуктивной деятельности, формирования жизненной компетенции у детей с ОВЗ. В процессеразвития тактильного восприятия активизируются познавательные процессы, а также расширяется активный словарь ребенка.
Цель: создание РППС способствующей развитию тактильно-двигательного восприятия детей с ОВЗ.
Задачи:
- подбор нетрадиционного оборудования для развития тактильно-двигательного восприятия;
- развитие у детей с нарушениями речи тактильно-двигательного восприятия, мелкой моторики рук;
Для реализации поставленных цели и задач мной было подобрано нетрадиционное оборудование, такое как:
лего-конструктор разного размера,
морские ракушки разной формы, размера и фактуры;
пуговицы разной формы и фактуры;
воздушно пузырчатая пленка.
Далее, на основе имеющегося оборудования мной были разработаны игровые упражнения, направленные на развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с речевыми нарушениями.
Игровые упражнения с Лего-конструктором
- «Найди нужную деталь»
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, внимания, обогащение словаря.
В процессе игры ребенку предлагается на ощупь определить и достать из непрозрачного мешочка деталь конструктора с необходимым количеством звеньев и описать ее.
- «Посчитай сколько?»
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, закрепление количества и счета.
Ребенок ощупывает предлагаемую конструкцию из деталей, считает их с закрытыми глазами.
Игровые упражнения с ракушками
- «Поиск клада»
Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук, самомассаж, обогащение словаря.
Ребенку предлагается найти маленькую ракушку в коробке с большими ракушками на ощупь, описать свои тактильные ощущения в процессе поиска.
- «Морская Золушка»
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, речи, воображения.
В процессе игры ребенок на ощупь сортирует гладкие и фактурные ракушки (крупные и мелкие, плоские и округлые), описывает свои действия и ощущения.
Игровые упражнения с пуговицами
- «Перегонки»
Цель: развитие ловкости и мелкой моторики рук, регулировка силы нажатия.
Упражнение состязательного характера, где нескольким детям предлагается прокатить пуговицы на ребре путем нажатия.
- «Найди нужную»
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, внимания, закрепление сенсорных эталонов «форма» и «размер», закрепление счета.
По аналогии с игрой «Найди нужную деталь» дети ищут на ощупь в непрозрачном мешочке пуговицу с заданными свойствами.
Игровые упражнения с пузырчатой пленкой
- «Найди и сосчитай»
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, закрепление количества и счета.
Ребенку предлагается, не глядя, найти и сосчитать все лопнувшие пузырьки на полотне пленки.
- «Кто быстрей»
Цель: Развитие ловкости рук, тактильного восприятия.
Упражнение состязательного характера, в котором детям предлагается на скорость лопнуть все пузырьки на полотне пленки.
- «Наши ножки»
Цель: развития тактильного восприятия стоп, профилактика плоскостопия.
В ходе упражнения ребенок прокатывает деревянную палочку под пупырчатой пленкой.
Любая игра будет эффективной, если ребенок в ней заинтересован. В ходе подготовки к игровым упражнениям могут возникнуть трудности в подборе нетрадиционного оборудования. Для решения этой проблемы мной были разработаны консультации для родителей «Значение развития тактильно-двигательного восприятия для ребенка с общим недоразвитием речи» (октябрь 2019 г.), а также проведен мастер-класс «Нетрадиционное оборудование как способ развития тактильно-двигательного восприятия детей с нарушениями речи» (декабрь 2019). В результате проведенных мероприятий родители моих воспитанников получили информацию по сенсорному развитию детей, а также приняли активное участие в пополнение РПППС группы нетрадиционным оборудованием для развития тактильно-двигательного восприятия.
Таким образом, в результате проделанной работы РППС пополнилась нетрадиционным оборудованием, родители получили необходимую информацию о значимости тактильно-двигательного восприятия в процессе всестороннего сенсорного развития своих детей и приняли участие в оснащении РППС, а дети получили возможность в непринужденной игровой форме познакомиться с новыми для них предметами, которые можно использовать в увлекательных, интересных играх.
Литература:
- Бобык С. С. Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Образование и воспитание. — 2018. — №3. — С. 11-14.
- Честнова Н. Ю. Как обустроить детский сад. — Ростов-на-Дону: Феникс, — 2007, —256 с.
- Шокурова Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей// Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — с. 84-86.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья: Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста
« Развитие тактильно-двигательной активности у детей...
Родительское собрание(всеобуч) в подготовительной группе «Пчёлка» «Использование нетрадиционного оборудования в физическом развитии дошкольников»
Методическая разработка. Конспект родительского собрания по физическому развитию с элементами мастер-класса....
Использование нетрадиционного оборудования,как средства развития двигательной активности детей раннего возраста
Аннотация«Жизнь требует движенийАристотель В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной активности детей.Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей раннего возра...
Родительское собрание(всеобуч) «Использование нетрадиционного оборудования в физическом развитии дошкольников 6-7 лет»
Тема: «Использование нетрадиционного оборудования в физическом развитиидошкольников 6-7 лет»Цель: показать родителям значимость здорового образа жизни, продолжать охранять и укреплять здор...
Использование нетрадиционного оборудования для физического развития в детском саду.
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из бросового материала. Посредством использования нестандартного оборудования, наряду с дви...
Использование нетрадиционного оборудования для физического развития и закаливания детей.
Использование нетрадиционного оборудования для физического развития и закаливания детей....
« Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста».
laquo; Развитие тактильно-двигательной активности у детей дош...