Использование современных здоровьесберегающих технологий в процессе развития дошкольников с ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109 ».

Тема: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в процессе развития дошкольников с ТНР».

                                                            Выполнила воспитатель:

                                                                Фролова Т.В.

                                                 

                                                  Воронеж

                                                   2019г.

Введение.

Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

I. Что же включают в себя понятия здоровье и здоровьесберегающие технологии? Слайд 2.

Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий Слайд 3.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветомтехнологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

II. Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в средней группе  у детей сТНР.

У детей моей группы обнаруживается сочетание нарушения речи, развития психических процессов (память, внимание, мышление) и эмоциональной сферы. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Для этого я использую  коррекционные здоровьесберегающие технологии. Слайд 4.

В нашей группе созданы условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме, оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня .

Цель коррекционных здоровьесберегающих технологий: снятие психоэмоционального напряжения детей.

Сказкотерапия.

Использую для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого использую  настольный театр, пальчиковый театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Слайд 5

Технологии музыкального воздействия

Широко использую  музыку для сопровождения НОД детей (изодеятельность, конструирование, ознакомлению с окружающим миром, а также в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие, создаёт положительный эмоциональный фон (снятие фактора тревожности); стимулирует двигательные функции; развивает и корректирует двигательные процессы

(ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности; растормаживает речевые функции. Слайд 6.

Арттерапия

Использую в работе приёмы изотерапии, такие как: красочная живопись с помощью пальцев,  рисование по мокрой бумаге, пластилинография,   ( отпечатки рук на прохладном, теплом песке (в тёплое время года).

Такие упражнения помогают снять у детей нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма. Слайд 7.

Игротерапия

Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация. Я использую игры  на прогулке, в групповой комнате – со средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения. Слайд8.

Релаксация  

  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения и этюды на расслабление определенных частей тела и всего организма. Для этой работы использую спокойную, классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Слайд 9.

Логоритмика.

Систематически вводя элементы логоритмики я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, а это совершенствует координацию движений, способствует развитию артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.

Речевые упражнения стараюсь подбирать так, чтобы дети могли соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Слайд 10.

Психогимнастика.

Чтобы научить детей сдерживать, контролировать свои эмоции, я использую  упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Упражняем детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Слайд 11.

III. Вывод:

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе способствуют:

снижению уровня заболеваемости;

развитию общей и мелкой моторики,

повышению речевой активности;

улучшению внимания, памяти, восприятия;

умению видеть, слышать, рассуждать;

коррекции поведения и преодолению психологических трудностей;

снятию эмоционального напряжения и тревожности:

https://www.maam.ru/images/icons/filetypes/file.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий в процессе социализации дошкольников в условиях школы-интерната»

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Госуда...

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

Использование современных образовательных технологий в процессе развития детей.

Статья об использовании современных образовательных технологий в процессе развития детей....

«Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка имеет три раздела: 1) "Игра" в педагогике (определение, задачи, классификации);2) Пение как вид деятельностпи на музыкальных занятиях в ДОУ;3) Игровые тех...

: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками».

Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ...

Использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 1. Валеологические песенки-распевки;2. Дыхательная гим...