Использование современных здоровьесберегающих технологий в процессе развития дошкольников с ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu.docx | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109 ».
Тема: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в процессе развития дошкольников с ТНР».
Выполнила воспитатель:
Фролова Т.В.
Воронеж
2019г.
Введение.
Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
I. Что же включают в себя понятия здоровье и здоровьесберегающие технологии? Слайд 2.
Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий Слайд 3.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
II. Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в средней группе у детей сТНР.
У детей моей группы обнаруживается сочетание нарушения речи, развития психических процессов (память, внимание, мышление) и эмоциональной сферы. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Для этого я использую коррекционные здоровьесберегающие технологии. Слайд 4.
В нашей группе созданы условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме, оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня .
Цель коррекционных здоровьесберегающих технологий: снятие психоэмоционального напряжения детей.
Сказкотерапия.
Использую для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого использую настольный театр, пальчиковый театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Слайд 5
Технологии музыкального воздействия
Широко использую музыку для сопровождения НОД детей (изодеятельность, конструирование, ознакомлению с окружающим миром, а также в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие, создаёт положительный эмоциональный фон (снятие фактора тревожности); стимулирует двигательные функции; развивает и корректирует двигательные процессы
(ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности; растормаживает речевые функции. Слайд 6.
Арттерапия
Использую в работе приёмы изотерапии, такие как: красочная живопись с помощью пальцев, рисование по мокрой бумаге, пластилинография, ( отпечатки рук на прохладном, теплом песке (в тёплое время года).
Такие упражнения помогают снять у детей нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма. Слайд 7.
Игротерапия
Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация. Я использую игры на прогулке, в групповой комнате – со средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения. Слайд8.
Релаксация
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения и этюды на расслабление определенных частей тела и всего организма. Для этой работы использую спокойную, классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Слайд 9.
Логоритмика.
Систематически вводя элементы логоритмики я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, а это совершенствует координацию движений, способствует развитию артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.
Речевые упражнения стараюсь подбирать так, чтобы дети могли соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Слайд 10.
Психогимнастика.
Чтобы научить детей сдерживать, контролировать свои эмоции, я использую упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Упражняем детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Слайд 11.
III. Вывод:
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе способствуют:
снижению уровня заболеваемости;
развитию общей и мелкой моторики,
повышению речевой активности;
улучшению внимания, памяти, восприятия;
умению видеть, слышать, рассуждать;
коррекции поведения и преодолению психологических трудностей;
снятию эмоционального напряжения и тревожности:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных образовательных технологий в процессе социализации дошкольников в условиях школы-интерната»
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Госуда...
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...
Использование современных образовательных технологий в процессе развития детей.
Статья об использовании современных образовательных технологий в процессе развития детей....
«Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка имеет три раздела: 1) "Игра" в педагогике (определение, задачи, классификации);2) Пение как вид деятельностпи на музыкальных занятиях в ДОУ;3) Игровые тех...
: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками».
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ...
Использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 1. Валеологические песенки-распевки;2. Дыхательная гим...