Статья: " Как игры и экскурсии по ПДД помогают развиваться и социализироваться детям с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике
Использование игр и проведение экскурсий для развития и социализации детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование игр и проведение экскурсий для развития и социализации детей с ОВЗ. | 473.19 КБ |
statya_o_pdd.docx | 473.19 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
"Как игры и экскурсии по Правилам дорожного движения
помогают развиваться и социализироваться детям с ОВЗ"
Ознакомление детей с ОВЗ с правилами дорожного движения - одно из важнейших работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах, дорогах. Ознакомление проводится систематически, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания дети «пропускали» через продуктивную деятельность, а затем реализовывали в играх и в повседневной жизни. Например, в ЦССВ "Сколковский" занимаются все воспитанники центра. Рассказываем, в какие игры можно играть с детьми в домашних условиях и на улице, ходить на экскурсии, читать книги о Правилах дорожного движения, оформлять стенды и уголки по ПДД.
Каждому человеку дано свое место на улице: транспортным средствам определена мостовая и проезжая часть, а пешеходы могут передвигаться по тротуару или на обочине дорог, существует определенный порядок, который регламентируется по строгому закону, под названием «Правила дорожного движения».
Главными помощниками водителя и пешехода являются дорожные знаки. Они предупреждают, запрещают, предписывают и информируют всех участников дорожного движения. Необходимо изучать знаки и пользоваться их подсказками. Помощником знаков является дорожная разметка. Благодаря ей пешеходы и водители понимают, где им можно переходить дорогу, обгонять другой автомобиль и многое другое.
Улицы крупных городских инфраструктур заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами и троллейбусами, и поэтому необходимо помнить, что переходить дорогу нужно по обозначенной белыми полосами переходной дорожке или подземному переходу. Если же такого нет, то переходить лучше на перекрестке, который занимает главное место на улице. На перекрестках движением управляет светофор, который имеет три цвета - красный, желтый, зеленый. Как уже известно, проезжать на велосипед и проходить можно только тогда, когда горит зеленый свет. При загорании красного фонаря на светофоре, нужно постоять и нельзя ни при каких условиях переходить проезжую часть. Желтый же свет дает предупреждение о том, что движение скоро начнется или закончится. И пока он горит, проезжая часть улицы должна быть свободной, а машинам нужно затормозить. Стрелки, расположенные на светофоре, показывают водителям, в какую сторону им можно совершить поворот. Порой на улицах стоит регулировщик, который взмахом руки останавливает машины и приглашает пешеходов к переходу улицы.
Знание и соблюдение правил дорожного движения делают вашу жизнь безопасной.
Вот несколько занятий и экскурсий, в которых используются игры , которые помогают детям с ОВЗ развиваться, адаптироваться и социализироваться.
Занятие № 1
Цель: Упражнять знания детей о названиях зданий на улице, проезжей части, тротуаре, обочине, правила поведения на улице, и правилах перехода улицы, сигнала светофора, виды транспорта.
Учить детей различать дорожные знаки.
Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.
Воспитывать в детях чувство ответственности, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения
Демонстрационный материал: макет микрорайона, дорожные знаки («наземный переход, подземный переход, запрещение переходного движения, дети»),лото, пазлы.
Дидактическая игра: «Чего не стало?».
Педагог объясняет правила игры: перед вами стоят дорожные знаки, вы
закрываете глаза, а я убираю один дорожный знак, вы должны отгадать и назвать дорожный знак, который я убрала.
- Назовите дорожный знак, который я убрала?
(дети, переход, пешеход – ответы учащихся).
Молодцы, правильно все отгадывали.
Физкультурная минутка.
Дидактическая игра: «Расставь знаки».
Педагог объясняет правила игры: нарисованный плакат без дорожных
знаков, необходимо их расставить на плакате.
Вова, что это? (это наземный пешеходный переход)
Какой дорожный знак нужно поставить? ( наземный пешеходный переход).
Дидактическая игра «Нарисуй знаки».
Педагог объясняет правила игры: необходимо не только нарисовать дорожные знаки, но и правильно их назвать.
Евгений, какой дорожный знак ты рисуешь? (дети) и т.д.
Подвижная игра «Переходный пешеход».
Педагог объясняет правила игры: Кирилл, Саша – вы будите
пешеходами. На какой знак переходит дорогу пешеход? (на зелёный свет
светофора). Владимир будет водителем автобуса. На какой дорожный знак
автобус стоит? ( на красный свет светофора). Кто правильно соблюдал
дорожные знаки и правильно вел себя на улице, тот получит награду -
«Образцовый пешеходный переход».
Дидактическая игра «Письмо»
Педагог объясняет правила игры: нам прислали письмо, но здесь не все
слова написаны, поэтому письмо непонятно. Здесь необходимо работать со
словами: тротуар, обочина, проезжая часть. И вставить их в пустые места.
Ребенок выходит к доске и вписывает нужное слово в текст.
« Письмо »
Правило дорожного движения обязательно для всех – и для ……
(пешеходов), и для водителей. Каждый ученик должен знать ……
(правила) дорожного движения, ведь от этого зависит его жизнь.
Всем и каждому известно, что переходить дорогу нужно в положенном месте, на …… (пешеходных переходах), на …… (зелёный) свет.
В школу я хожу пешком, приходится переходить несколько дорог. На
улице есть ……(светофор), поэтому перейти её несложно, если будешь соблюдать правила. На улице Ташкентская, есть светофор, перейти её не
сложно. Но на улице Вяземская перейти практически невозможно, хотя
там есть ……(знак) пешеходный переход. Его специально сделали, потому что там находится школа №811, и знак там есть, предупреждающий, что
рядом ……(дети) – надо быть осторожнее.
Правила дорожного движения обязаны для всех.
Если ты соблюдаешь ……(правила), ты считаешься воспитанным, культурным человеком.
Пешеходы и водители, будьте внимательны и уважайте друг друга!
Давайте, будем культурными и воспитанными. Будем соблюдать нормы поведения в общественных местах и на проезжей части!
Загадки про транспорт:
«Сам не едет, не идёт, Не подержись – упадет,
А педали пустишь в ход – Он помчит тебя вперёд.
(велосипед)
Силач на четырех ногах. В резиновых сапогах
Прямиком из магазина. Притащил на пианино.
(грузовик)
Дом на улице идёт, На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках.
(автобус)
Эй, не стойте на дороге! Мчит машина по тревоге
А зачем ей так спешить? Как зачем? Пожар тушить!
(пожарная машина)
Игра: « Цвета».
Правила игры: на листе нарисован светофор, нужно разукрасить
глаза светофора в нужный цвет.
Игра: "Скажи правильно "
Машина (ехать); троллейбус (идти);
автобус (сигналить); трамвай (звенеть);
самолет (лететь); корабль (плыть);поезд (гудеть)
Игра: «Назови, какой, какая, какое?»
Шина из резины – кабина из железа -
руль из пластмассы - сиденье из кожи -
кузов из дерева - фургон из брезента –
«Сосчитай до 5»
Один автобус, два автобуса, ……, пять автобусов (колесо, трамвай)
Экскурсия на перекресток № 1
Цель: обогащать знания о перекрестке дороги, как делится дорога (проезжая часть, тротуар), как переходить перекресток, светофор; развивать внимание, умение наблюдать за процессом передвижения машин и людей; развивать мышление, устанавливая причинно-следственные и пространственно-временные отношения между потребностью человека и его действиями; вызывать эмоциональный отклик на проявление профессиональных умений водителей; воспитывать эстетические чувства в понимании красоты перекрестка дороги и его гармонии с окружающим.
ХОД ЭКСКУРСИИ:
Дети выходят за территорию центра.
Педагог:
- Ребята, разве можно ходить по дороге?
- Почему нельзя? (По дороге едут машины).
- А мы кто? (Пешеходы).
- Где двигаются пешеходы? (По тротуару).
- По какой стороне тротуара мы с вами пойдем? (По правой).
Педагог: Ребята, мы с вами подошли к перекрестку. Перекрестком называют пересечение нескольких дорог и движение транспорта здесь очень оживленное. Давайте познакомимся с правилами перехода через дорогу на перекрестке. Как необходимо двигаться? (прямо, по пешеходному переходу или светофору).
О чем, рассказывают разные цвета светофора? (Красный - стоять, Желтый - внимание, Зеленый - можно идти).
- Сейчас мы с вами дождемся зеленого сигнала светофора и начнем переходить через улицу по специально размеченной полосе, которая называется пешеходный переход. Вы знаете, как необходимо вести себя при переходе через дорогу? (быть внимательным, не торопиться, не бегать, не вести беседы друг с другом).Переходим улицу. Дети объясняют, нужно найти на обочине дороги специальный знак «Пешеходный переход», посмотреть налево, убедиться, что рядом нет машин, дойти до середины дороги, посмотреть направо, и продолжить путь. Но маленьким детям, это можно делать, только в сопровождении взрослых.
Педагог:Какое главное правило для детей мы с вами еще не вспомнили? (Играть, кататься на велосипедах, самокатах и роликах можно только и строго отведенных для этого жизнь опасности). Правила, о которых мы говорили во время прогулки: 1 - правила для пешеходов;
2- правила перехода через дорогу; 3- о местах для детских игр.
Подготовила: учитель - дефектолог Л. В. Суворова
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
"Как игры и экскурсии по Правилам дорожного движения
помогают развиваться и социализироваться детям с ОВЗ"
Ознакомление детей с ОВЗ с правилами дорожного движения - одно из важнейших работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах, дорогах. Ознакомление проводится систематически, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания дети «пропускали» через продуктивную деятельность, а затем реализовывали в играх и в повседневной жизни. Например, в ЦССВ "Сколковский" занимаются все воспитанники центра. Рассказываем, в какие игры можно играть с детьми в домашних условиях и на улице, ходить на экскурсии, читать книги о Правилах дорожного движения, оформлять стенды и уголки по ПДД.
Каждому человеку дано свое место на улице: транспортным средствам определена мостовая и проезжая часть, а пешеходы могут передвигаться по тротуару или на обочине дорог, существует определенный порядок, который регламентируется по строгому закону, под названием «Правила дорожного движения».
Главными помощниками водителя и пешехода являются дорожные знаки. Они предупреждают, запрещают, предписывают и информируют всех участников дорожного движения. Необходимо изучать знаки и пользоваться их подсказками. Помощником знаков является дорожная разметка. Благодаря ей пешеходы и водители понимают, где им можно переходить дорогу, обгонять другой автомобиль и многое другое.
Улицы крупных городских инфраструктур заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами и троллейбусами, и поэтому необходимо помнить, что переходить дорогу нужно по обозначенной белыми полосами переходной дорожке или подземному переходу. Если же такого нет, то переходить лучше на перекрестке, который занимает главное место на улице. На перекрестках движением управляет светофор, который имеет три цвета - красный, желтый, зеленый. Как уже известно, проезжать на велосипед и проходить можно только тогда, когда горит зеленый свет. При загорании красного фонаря на светофоре, нужно постоять и нельзя ни при каких условиях переходить проезжую часть. Желтый же свет дает предупреждение о том, что движение скоро начнется или закончится. И пока он горит, проезжая часть улицы должна быть свободной, а машинам нужно затормозить. Стрелки, расположенные на светофоре, показывают водителям, в какую сторону им можно совершить поворот. Порой на улицах стоит регулировщик, который взмахом руки останавливает машины и приглашает пешеходов к переходу улицы.
Знание и соблюдение правил дорожного движения делают вашу жизнь безопасной.
Вот несколько занятий и экскурсий, в которых используются игры , которые помогают детям с ОВЗ развиваться, адаптироваться и социализироваться.
Занятие № 1
Цель: Упражнять знания детей о названиях зданий на улице, проезжей части, тротуаре, обочине, правила поведения на улице, и правилах перехода улицы, сигнала светофора, виды транспорта.
Учить детей различать дорожные знаки.
Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.
Воспитывать в детях чувство ответственности, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения
Демонстрационный материал: макет микрорайона, дорожные знаки («наземный переход, подземный переход, запрещение переходного движения, дети»),лото, пазлы.
Дидактическая игра: «Чего не стало?».
Педагог объясняет правила игры: перед вами стоят дорожные знаки, вы
закрываете глаза, а я убираю один дорожный знак, вы должны отгадать и назвать дорожный знак, который я убрала.
- Назовите дорожный знак, который я убрала?
(дети, переход, пешеход – ответы учащихся).
Молодцы, правильно все отгадывали.
Физкультурная минутка.
Дидактическая игра: «Расставь знаки».
Педагог объясняет правила игры: нарисованный плакат без дорожных
знаков, необходимо их расставить на плакате.
Вова, что это? (это наземный пешеходный переход)
Какой дорожный знак нужно поставить? ( наземный пешеходный переход).
Дидактическая игра «Нарисуй знаки».
Педагог объясняет правила игры: необходимо не только нарисовать дорожные знаки, но и правильно их назвать.
Евгений, какой дорожный знак ты рисуешь? (дети) и т.д.
Подвижная игра «Переходный пешеход».
Педагог объясняет правила игры: Кирилл, Саша – вы будите
пешеходами. На какой знак переходит дорогу пешеход? (на зелёный свет
светофора). Владимир будет водителем автобуса. На какой дорожный знак
автобус стоит? ( на красный свет светофора). Кто правильно соблюдал
дорожные знаки и правильно вел себя на улице, тот получит награду -
«Образцовый пешеходный переход».
Дидактическая игра «Письмо»
Педагог объясняет правила игры: нам прислали письмо, но здесь не все
слова написаны, поэтому письмо непонятно. Здесь необходимо работать со
словами: тротуар, обочина, проезжая часть. И вставить их в пустые места.
Ребенок выходит к доске и вписывает нужное слово в текст.
« Письмо »
Правило дорожного движения обязательно для всех – и для ……
(пешеходов), и для водителей. Каждый ученик должен знать ……
(правила) дорожного движения, ведь от этого зависит его жизнь.
Всем и каждому известно, что переходить дорогу нужно в положенном месте, на …… (пешеходных переходах), на …… (зелёный) свет.
В школу я хожу пешком, приходится переходить несколько дорог. На
улице есть ……(светофор), поэтому перейти её несложно, если будешь соблюдать правила. На улице Ташкентская, есть светофор, перейти её не
сложно. Но на улице Вяземская перейти практически невозможно, хотя
там есть ……(знак) пешеходный переход. Его специально сделали, потому что там находится школа №811, и знак там есть, предупреждающий, что
рядом ……(дети) – надо быть осторожнее.
Правила дорожного движения обязаны для всех.
Если ты соблюдаешь ……(правила), ты считаешься воспитанным, культурным человеком.
Пешеходы и водители, будьте внимательны и уважайте друг друга!
Давайте, будем культурными и воспитанными. Будем соблюдать нормы поведения в общественных местах и на проезжей части!
Загадки про транспорт:
«Сам не едет, не идёт, Не подержись – упадет,
А педали пустишь в ход – Он помчит тебя вперёд.
(велосипед)
Силач на четырех ногах. В резиновых сапогах
Прямиком из магазина. Притащил на пианино.
(грузовик)
Дом на улице идёт, На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках.
(автобус)
Эй, не стойте на дороге! Мчит машина по тревоге
А зачем ей так спешить? Как зачем? Пожар тушить!
(пожарная машина)
Игра: « Цвета».
Правила игры: на листе нарисован светофор, нужно разукрасить
глаза светофора в нужный цвет.
Игра: "Скажи правильно "
Машина (ехать); троллейбус (идти);
автобус (сигналить); трамвай (звенеть);
самолет (лететь); корабль (плыть);поезд (гудеть)
Игра: «Назови, какой, какая, какое?»
Шина из резины – кабина из железа -
руль из пластмассы - сиденье из кожи -
кузов из дерева - фургон из брезента –
«Сосчитай до 5»
Один автобус, два автобуса, ……, пять автобусов (колесо, трамвай)
Экскурсия на перекресток № 1
Цель: обогащать знания о перекрестке дороги, как делится дорога (проезжая часть, тротуар), как переходить перекресток, светофор; развивать внимание, умение наблюдать за процессом передвижения машин и людей; развивать мышление, устанавливая причинно-следственные и пространственно-временные отношения между потребностью человека и его действиями; вызывать эмоциональный отклик на проявление профессиональных умений водителей; воспитывать эстетические чувства в понимании красоты перекрестка дороги и его гармонии с окружающим.
ХОД ЭКСКУРСИИ:
Дети выходят за территорию центра.
Педагог:
- Ребята, разве можно ходить по дороге?
- Почему нельзя? (По дороге едут машины).
- А мы кто? (Пешеходы).
- Где двигаются пешеходы? (По тротуару).
- По какой стороне тротуара мы с вами пойдем? (По правой).
Педагог: Ребята, мы с вами подошли к перекрестку. Перекрестком называют пересечение нескольких дорог и движение транспорта здесь очень оживленное. Давайте познакомимся с правилами перехода через дорогу на перекрестке. Как необходимо двигаться? (прямо, по пешеходному переходу или светофору).
О чем, рассказывают разные цвета светофора? (Красный - стоять, Желтый - внимание, Зеленый - можно идти).
- Сейчас мы с вами дождемся зеленого сигнала светофора и начнем переходить через улицу по специально размеченной полосе, которая называется пешеходный переход. Вы знаете, как необходимо вести себя при переходе через дорогу? (быть внимательным, не торопиться, не бегать, не вести беседы друг с другом).Переходим улицу. Дети объясняют, нужно найти на обочине дороги специальный знак «Пешеходный переход», посмотреть налево, убедиться, что рядом нет машин, дойти до середины дороги, посмотреть направо, и продолжить путь. Но маленьким детям, это можно делать, только в сопровождении взрослых.
Педагог:Какое главное правило для детей мы с вами еще не вспомнили? (Играть, кататься на велосипедах, самокатах и роликах можно только и строго отведенных для этого жизнь опасности). Правила, о которых мы говорили во время прогулки: 1 - правила для пешеходов;
2- правила перехода через дорогу; 3- о местах для детских игр.
Подготовила: учитель - дефектолог Л. В. Суворова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка помогает развивать речь детей.
Общеизвестно воздействие сказки на умственное и эстетическое развитие ребенка. Огромно ее воспитательное значение, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоциями, учит слуша...
Игры помогают развивать речь
Дидактические игры для развития речи старщих дошкольников...
Научная творческая статья"Сказки помогают развивать речь"
Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает в первые годы жизни разобраться в таких ...
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет, которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму.
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет, которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму....
Как пальцы помогают развивать речь.
консультация...
Наши пальчики помогают развивать речь
Данная работа выполнена на двух языках: русский и татарский. Презентация оснащена яркими картинками и схемами расстановки пальцев.Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенств...
консультация для родителей тема: мнемотехника помогает развивать...
КонсультацияМнемотехника помогает развивать память, образное мышление и т.д.Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он в...