Сказка помогает развивать речь детей.
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Придумай много красивых слов
Цель: обогатить речь детей прилагательными, научить строить предложения с однородными членами.
Описание. После рассказывания русских народных сказок о животных «Кот, петух и лиса», «Хвосты», «Лиса и журавль», «Лиса и рак» малышам предложите рассказать о лисе, помогите им вопросом: «Какая лиса?» Слова, которые будут придумывать дети, обозначайте кружками. Ответ на вопрос посоветуйте начинать со слова лиса. Детям постарше предложите рассказать о волке из сказки « Лисичка- сестричка и Серый волк». Ребятам старшего дошкольного возраста можно предложить придумать сложные слова, но предварительно объясните, как эти слова образуются. Например: Если у лисы черный нос, то она черноносая. В этой игре побеждает тот, кто придумает последнее слово.
Отгадай загадки
Цель: учить детей правильно строить предложения с использованием союза потому что.
Описание. Предложите детям отгадать загадку и объяснить отгадку.
А дорога далека, Красна девица грустна, Ах, ты, Петя- простота,
А корзина нелегка! Ей не нравится весна, Сплоховал немножко,
Сесть бы на пенек, Ей на солнце тяжко, Не послушался кота,
Съесть бы пирожок! Слезы льет бедняжка! Выглянул в окошко!
Свой ответ посоветуйте начать со слов: Это сказка называется …, потому что …
Побеждает тот, кто лучше всех объяснит загадку.
Расскажи сказку
Цель: развитие связной речи.
Описание. После чтения небольших по содержанию сказок « Пузырь, соломинка и лапоть» или « Крылатый, мохнатый да масляный» предварительно побеседовав о сказке, преложите детям пересказать ее. К рассказу сказки можно совместно с ребенком подготовить модели геометрических фигур, которые помогут детям в пересказе. Пусть Пузырь будет голубой круг, Соломинка – коричневая полоска, Лапоть – желтый овал. В сказке « Крылатый, мохнатый да масляный»: Воробей – коричневый треугольник, Мышонок – серый круг, а Блин – большой желтый круг. Побеждает тот, чей пересказ больше понравится.
Используя сказку, поиграйте с детьми в речевые упражнения, способствующие и интеллектуальному развитию.
- «Повтори названия всех героев по порядку» из сказок «Теремок», «Лесные хоромы», «Рукавичка», «Колобок». Многократно слушая эти сказки, ребенок привыкает к тому, что герои появляются всегда в строго определенном порядке. Идея упорядоченной последовательности чрезвычайно важна для усвоения абстрактного представления о числовой последовательности.
- « Объясни пословицы из сказок»: у страха глаза велики, крепкую дружбу и топором не разрубишь, не плюй в колодец - пригодится воды напиться. Рассуждая о пословицах, ребенок учиться понимать иносказательность языка, следовательно, у него развивается логика.
- «Скажи наоборот». Медведь тяжелый, а комар…; лиса умная, а волк …; Хаврошечка трудолюбивая, а сестры …; Василиса Премудрая красивая, а баба Яга …; Кощей Бессмертный злой, а Иван – царевич …; Заяц робкий, а Петушок … Это упражнение в игровой форме знакомит детей с антонимами.
- « Вспомни вежливые, старинные слова из сказок» (сынки любезные, батюшка, хитра, красна девица; здравствуй, добрый молодец) Данное упражнение знакомит детей с правилами вежливости, с отношением говорящего эти слова к герою, что способствует формированию социально – культурного стереотипа речевого общения.
- «Объясни выражения»: голову повесил; утро вечера мудренее; пошел, куда глаза глядят; залился горькими слезами.
Сравни героев
Цель: учить понимать нравственный образ героя, идеалы мужского и женского поведения, воплощенные в главных героях сказок.
Описание. Предложите сравнить детям образ бабы Яги из сказки «Царевна – лягушка» и «Гуси – лебеди». Нарисуйте ее вместе с детьми, вспомните ее описание в сказках. «На печи, на девятом кирпиче, лежит баба Яга – костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос». Вот наглядный образ бабушки. Но, обсуждая ее характер в разных сказках, помогите детям понять, что не везде баба Яга злая, она еще и помощница, и гостеприимная хозяйка. Подведите детей к пониманию того, что люди бывают разные, а внешность обманчива.
Рассмотрите женские образы в сказках. Дети, а особенно девочки, с удовольствием нарисуют Елену Прекрасную, Василису Премудрую, Хаврошечку.
Поговорите с детьми об этих сказочных образах. И у детей сложится представление о женском поведении и внешнем виде, принятом на Руси. Девушка должна быть красивая, умная, мудрая, уметь показать себя в обществе, трудолюбивая.
Противоречивы мужские образы в русских сказках. Детям можно предложить рассмотреть образ Ивана – царевича. Отметить его смелость, терпение, упорство, умение добиваться заданной цели.
В этом задании не стоит искать победителей, так как герои сказок вызывают разную оценку.
Пантомимика
Цель: изображение отдельных эмоциональных состояний.
Описание. Восприятие сказки развивает воображение ребенка, обогащает его эмоции, поэтому предложите элементы психогимнастики по содержанию сказки, разыграйте вместе с ребенком пантомимические этюды на изображение отдельных эмоциональных состояний, черт характера персонажей: как обхитрила лиса зайца в сказке «Заюшкина избушка», как прощалась с коровой Хаврошечка.Знакомство со сказкой приводит к тому, что дети с большим желанием начинают играть в сказку, драматизируют ее с использованием различных видов театра. У детей развивается активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связная речь, в игре дети учатся общаться, происходит их социально - личностное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры помогают развивать речь
Дидактические игры для развития речи старщих дошкольников...
Научная творческая статья"Сказки помогают развивать речь"
Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает в первые годы жизни разобраться в таких ...
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет, которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму.
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет, которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму....
Как пальцы помогают развивать речь.
консультация...
Консультация для родителей "Волшебные свойства сказки, которые развивают речь детей"
Консультация для родителей "Волшебные свойства сказки, которые развивают речь детей"...
Программа развития мелкой моторики дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Пальцы помогают развивать речь»
Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи с и расширение кругозора детей....
НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: «В гостях у сказки «Три медведя» Образовательная область: Речевое развитие Цель: развивать речь детей через дидактические игры по содержанию сказки " Три медведя
НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: «В гостях у сказки «Три медведя»Образовательная область: Речевое развитиеЦель: развивать речь детей через дидактические игры п...