Кинезиологические упражнения для развития детей
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Современные кинезиологические упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologicheskie_uprazhneniya_dlya_razvitiya_detey.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
С какими детьми проводить кинезиологические упражнения или «гимнастику мозга»
Дети с нарушениями в физическом и психическом развитии невнимательны, забывают сложные инструкции и последовательность заданий, отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита мелкая моторика рук, нарушена координация движений.
Моторное развитие ребенка тесно связано с его психоэмоциональным состоянием и влияет на интеллектуальные способности. Чтобы у детей с ограниченными возможностями здоровья корректировать и развивать интеллектуальные способности, используйте кинезиологические упражнения.
Несколько видов упражнений входят в гимнастику мозга: растяжка, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, тренировка тонких движений рук, массаж, релаксация. Для определенных диагнозов необходимо выбрать подходящие.
Растяжка нормализует тонус мышц. Снимая тоническое напряжение, растяжки способны активизировать соответствующие структуры головного мозга. Эффективны при работе с детьми с СДВГ.
Дыхательные упражнения улучшают активность мозга, ритм сердца, пульсацию сосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Эффективны при коррекционно-развивающей работе с детьми с СДВГ.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, активизируют процесс обучения.
Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Многим детям легче мыслить, когда они ходят, покачивают ногой, постукивают карандашом по столу. В результате движений простраиваются нейронные сети, которые позволяют закрепить новые знания. Эффективны при работе с детьми с задержкой психического развития.
Массаж ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, которые расположены на ушной раковине и соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове. Мочки ушей энергетически связаны с мозгом. Когда массируется и стимулируется правая мочка, активизируется левое полушарие мозга, левая мочка – правое полушарие. Массаж ушей помогает сосредоточиться, это полезно для обучения на занятиях.
Упражнения для релаксации расслабляют, снимают напряжение. Эффективны при работе с детьми церебральным параличом, нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Упражнения для развития визуальной и слуховой памяти
- Выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите.
- Закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, как будто ловите солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливами цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
- Сядьте удобно, ноги врозь, расслабьте колени. Обнимите руками голову, касаясь правой рукой левого уха и наоборот. Пальцами выдвигайте затылок вперед. Закройте глаза и положите голову на руки. Раскачиваясь из стороны в сторону, глубоко дышите, помещая голову в «колыбель».
- Кончики выпрямленных вместе пальцев правой руки подведите к основанию мизинца левой руки с слегка сжатым кулаком. В следующий миг сожмите, наоборот, пальцы правой руки, растяните пальцы левой руки и подведите кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Выдох через рот при каждой смене рук.
- Возьмите буквы, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева. Необходимо ощупать букву, назвать ее и записать. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3-4 букв на основе их осязания.
- Сложите большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижмите их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение сделайте для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца. Затем кончиком большого пальца сильно надавите на основание каждого пальца с наружной и внутренней стороны. Одновременно двумя руками промашите в воздухе в зеркальном отражении.
Упражнения на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия
- КОЛЕЧКО. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке.
- КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе.
- ЛЕЗГИНКА. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций.
- УХО-НОС. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
- ЗМЕЙКА. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль кинезиологических упражнений в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Кинезиологические упражнения...
Использование кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста «Веселая кинезиология». Мастер - класс для родителей и детей
Мастер - класс нацелен на знакомство родителей воспитанников с ролью кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста. В ходе мероприятия родители старших дошкольников знакомятся с к...
Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений...
"Использование кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста"
Гимнастика мозка для дошкольников...
Консультация для педагогов ДОУ: " Применение кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей «Внедрение инновационной технологии «Кинезиологические упражнения для развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Внедрение инновационной технологии «Кинезиологические упражнения для развития детей дошкольного возраста»...
: «Использование кинезиологических упражнений для развития детей раннего возраста»
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук, является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того,...