"Использование кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Проскурякова Наталья Анатольевна

Гимнастика мозка для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста"

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников

План мастер-класса:

1. Теоретическая часть - знакомство с теорией метода кинезиологии, как одним из способов здоровьесберегающей технологии.

2. Практическая часть – применение на практике кинезиологических упражнений с педагогами.

Ход:

Кинезиология – наука о движении человека изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - знание, т. е. наука о развитии головного мозга через движение.

 

«Прикладная кинезиология» - это методика применения тестирования мышечного тонуса в процессе диагностики и лечения с целью общего оздоровления  немедикаментозными методами, вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году врачом Джорджем Гудхартом.

 

Пол Деннисон – основатель образовательной кинезиология (данное направление предназначено для педагогов)

В 1982 г. Деннисон разработал программу восстановления координации и включил в нее наряду с детьми в том числе и взрослых. Образовательная кинезиология это программа под названием "Гимнастика мозга"  в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения, в частности чтения, письма, математики, запоминания.

 Деннисон со своей женой, очень много практиковал с детками, которым в обычных школах ставили диагноз «слабоумие».  И практиковал успешно, доказав что любого ребенка можно «включить».

Основатель прикладной кинезиологии в России считается · профессор,  доктор медицинских наук Васильева Людмила Федоровна заведующая кафедрой мануальной терапии Российского Государственного Медицинского Университета. 

 Дети познают окружающий мир через личные ощущения и движения. Впрочем, и взрослые новые знания получают через органы восприятия тоже. Всё движется эмоциями – работа мозга, внимание,  память, восприятие, усердие, собранность и прочее. Поэтому и  процесс обучения подвластен эмоциям и движется по спирали.

 Кинезиология, это наука, которая помогает восстановить баланс ребенку, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие. В условиях дисбаланса (стресса) приток крови к коре головного мозга либо блокируется, либо ухудшается, что приводит к плохой взаимосвязи между собой двух полушарий и к  непроизвольному отключению некоторых органов чувств. В результате ребенку тяжело думать и действовать одновременно.

С помощью упражнений  можно решить ряд проблем, улучшить сообразительность, память и внимание, навыки письма, счета и чтения, раскрыть творческие способности и внутренний потенциал.

 Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас раньше учили нужно вначале подумать, а потом сделать. Так вот, можно иначе, если речь идет о методах в кинезиология. Начните вначале работать руками, ногами и телом, как умные мысли сами начнут посещать  вашу голову.

 Суть упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга. Правое полушарие отвечает за гуманитарные науки, образное мышление, творческий подход,  координацию движений и пространственное восприятие.

Левое полушарие отвечает за математический и аналитический склад ума, речь, за восприятие слуховой информации, постановку целей и проработку четких программ.

 Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информации между полушариями. Если нарушается проводимость энергии через нервные волокна, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышлять и не делать. Обычно блокируется именно левое полушарие и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.

 Цель упражнений «Гимнастика мозга»:

-  Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;

-Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания

- Развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;

-Устранение дислексии (сложности развития навыков чтения) стресса

-Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста

- Синхронизация работы полушарий

 Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

- Основным требованием к использованию данных упражнений является четкое выполнение движений.

-  Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.

-  Заниматься ежедневно.

- Занятия должны быть ненавязчивыми, оформлены в виде игры.

-  Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

- Одно упражнение должно занимать не более 2 минут.

- Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

 Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо   учитывать определенные условия:

∙ занятия проводятся утром;

∙ занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

∙ занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

∙ от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

∙ упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

∙ упражнения проводятся комплексами;

 Перекрестность — главный принцип гимнастики мозга -  главная задача  подключить оба полушария мозга, для активизации функциональных блоков.

Упражнение можно  выполнять сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя. Используя данные упражнения,           происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении в школе. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Предлагаю перейти к практической части, непосредственно к упражнениям.

 Разогреем ручки «Бумажки» двумя руками в разные стороны одновременно разрываем бумагу на две части, каждый кулачок мнет свой кусочек бумаги.

 Упражнение: «Один кулак одна ладошка»

 Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия  производились равномерно.

Один кулак одна ладошка

 Ты поменяй скорей их крошка

 Теперь ладошка и кулак

 И все быстрее делай так

Упражнение: «Оладушки»

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Мы играли в ладушки

Жарили оладушки

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем

Упражнение: (кулак - ребро - ладонь)

Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак, ладонь ребром, ладонь вниз

 Упражнение: «Лезгинка»  левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение:  «Ушко, носик» Одной рукой схватитесь за кончик носа, а другой за мочку уха. Но сделайте так, чтобы руки были крест-накрест. Делаем хлопок и меняем руки. Например, правая рука у вас была у носа, а левая у уха - хлопок - теперь правая рука у уха, а левая у носа. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение:  «Мячики»

Руки на столе ладонями вверх, педагог передает ребенку  одновременно два мяча, сначала по прямой траектории, затем поочередно и по диагонали. Ребенок повторяет эти движения синхронно за педагогом.

Упражнение:  «Разноцветные квадраты»

На столе два набора разноцветных квадратов, которые расположены  в разных местах. Ребенку предлагается закрывать ладошкой (фишкой) сразу по два квадрата одинакового цвета.

Упражнение: «Закрой картинку»»

Научить ребенка видеть на игровом поле одинаковые картинки и закрывать их одновременно двумя руками.

Упражнение:  «Межполушарная доска»

На деревянных трафаретах ребенок проходит лабиринт одновременно двумя руками.

 Упражнение:  «Классики»

Цифровые домики ребенок проходит пальчиками от большего числа к меньшему.

Упражнение:  «Стрелки»

На листе изображены стрелки в разном направлении, на разном уровне, ребенок повторяет, распределяет  внимание с одного предмета на другой,  таким образом развивает пространственное ориентирование

Упражнение:  «Найди – повтори»

 Одной рукой шагаем по точкам, второй рукой показываем нужный жест.

 Упражнение:  «Зеркальное рисование»

-Одновременно проходим траекторию изображенных линий (по нарисованному трафарету)

- Рисуем двумя руками на листе (дождик, елка, и т.д.)

 Упражнение:  «Стаканчики»

 Два стаканчика, две прищепки, рассыпать на столе ватные палочки, ребенок двумя руками одновременно их захватывает и опускает в стаканчик.

Упражнение:  «Ложки»

С двух сторон от стакана разложены по четыре ложки, в крайней лежит цветной камешек (или другой предмет), ребенок одновременно перекладывает камешек из ложку в ложку пока не дойдет до стаканчика и опустит в него предмет.

Упражнение:  «Тренажер»

Двумя руками ребенок набирает крупу ложками, вставляет их в прорези и высыпает одновременно из ложки в свой цветовой контейнер.

 Спасибо за внимание!

Желаю вам и вашим воспитанникам -  единства тела, разума и духа для достижения гармоничной счастливой жизни!

 

Список литературы:

- В. Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005 г.

- В. Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005 г.

- П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума» Пер. С.М. Масгутовой, Москва, 1997 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста «Веселая кинезиология». Мастер - класс для родителей и детей

Мастер - класс нацелен на знакомство родителей воспитанников с ролью кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста. В ходе мероприятия родители старших дошкольников знакомятся с к...

Использование кинезиологических упражнений для оздоровления детей дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений для оздоровления детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений...

Консультация: "Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста"

Развитие современного общества носит динамический характер, поэтому ключевой задачей образовательного процесса является передача детям знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешн...

Консультация для родителей «Внедрение инновационной технологии «Кинезиологические упражнения для развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Внедрение инновационной технологии «Кинезиологические упражнения для развития детей дошкольного возраста»...

: «Использование кинезиологических упражнений для развития детей раннего возраста»

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук, является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того,...