«Педагогические условия и способы поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с ОВЗ на занятиях»
статья по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuaplenie1_-_kopiya.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
учителя – логопеда Орловой О.Н.
по теме:
«Педагогические условия и способы поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с ОВЗ на занятиях»
Одним из целевых ориентиров ФГОС ДО предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность.» Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.
Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще осознанна, т. к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли.
Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Другая картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи, а именно:
• Дети с ОВЗ понимают, что отличаются от сверстников. Это формирует комплексы и снижает инициативность;
• У таких детей сложности с выполнением поставленных целей, они не могут реально оценить свои возможности, им трудно принимать самостоятельно решения.
• Из-за того, что ограничен словарный запас, нарушен лексико-грамматический строй речи, формируется страх речевой коммуникации Это не позволяет адекватно использовать речь для планирования и организации своей деятельности, интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие, подбирать слова для отображения своих чувств, мыслей, мотивов, потребностей.
Ребенок с ОВЗ в процессе обучения все время преодолевает бесконечные трудности
Хочу представить вам, как осуществляется развитие инициативы у нас в группе и на логопедических занятиях.
Волшебная коробочка.
В этой коробке находятся картинки по артикуляционной гимнастике, и картинки по изучаемой лексической теме. Так как все большинство детей хотят быть учителями, я предоставляю им возможность самим договориться и выбрать, кто сегодня займет место учителя. Выбранный детьми «учитель» проводит артикуляционную гимнастику, а когда вынимает картинку по лексической теме, например, с изображением стула, дети совместно думают, зачем эту картинку положили в коробку и что с ней можно сделать.
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
На своих индивидуальных и подгрупповых занятиях предоставила детям выбор.
Ребенок приходит на занятие и выбирает фишки. У каждой фишки есть символ, они обозначают (артикуляционную гимнастику, упражнения: для формирования воздушной струи, развития связной речи, общей, мелкой моторики и выбор с каким звуком или буквой он сегодня хотел бы познакомиться). Ребенок выбирает самостоятельно фишки и выполняет упражнения. Правильно созданные педагогические условия предоставляют детям свободу в общении и выборе деятельности, опираясь на внутренний психологический комфорт, стимулирует детей проявлять себя в разных видах деятельности, быть активным, самостоятельным.
Для развития детской инициативы и развитии речи применяю технологию «Дети волонтеры».
Для организации и реализации данной технологии «Дети-волонтёры» необходимо следующее:
- развивать навыки общения в разновозрастном коллективе;
- развивать самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей;
- создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде.
Воспитанники старшего дошкольного возраста обучают детей младшей возраста по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим одеваться».
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: нам педагогам, проявлять уважение к каждому ребенку, тогда дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, не боясь высказать своё собственное мнение в соответствии с собственными интересами и делать выбор, т. е. проявлять инициативу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности»
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жёсткие рамки принятых в обществе норм....
Презентация "Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников"
Презентация "Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников" расчитана для педагогов ДОУ....
Клубный час как форма поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников.
quot;Клубный час" - педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты....
Клубный час как форма поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников.
quot;Клубный час" - педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты....
Презентация: "Клубный час как форма поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников"
quot;Клубный час" - педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты....
Статья Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников как одно из педагогических условий успешной реализации ОПДО
В статье рассматривается опыт работы дошкольного учреждения по развитию познавательной активности воспитанников в свете реализации ФГОС ДО....
Психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников (из опыта работы)
Психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников(из опыта работы)...