Значение мелкой моторики в развитии ребёнка дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Хилкова Людмила Евгеньевна

В статье описано влияние графомоторных навыков на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motorika.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторику рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

Существует множество направлений в работе педагога, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников, одним из них является развитие графомоторных навыков.  

В данной статье подробнее остановимся на развитии графомоторных навыках у дошкольника.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук мы рекомендуем выполнять следующие упражнения:

• пальчиковую гимнастику;

• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);

• лепить из пластилина или соленого теста;

• вырезать из бумаги фигуры разной сложности;

• составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т. д. ;

• собирать пазлы, мозаику;

• конструировать из кубиков, а также лего;

• раскрашивать раскраски;

• игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм» и т. д.

Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:

1. ориентировку в собственном теле;

2. ориентировку в окружающем пространстве;

3. уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

• конструирование, выкладывание сериационных рядов;

• пальчиковые игры;

• штриховки;

• выкладывание букв и цифр из других предметов;

• работа с мелкими предметами;

• лепка;

• аппликация;

• рисование и т. д.

Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

1.Развитие зрительного гнозиса:

• контурные изображения предметов

• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.

• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.

• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно-графические способности:

Развитие графомоторных навыков.

• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.

• Рисование узоров и орнаментов,

• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

• Рисование по клеткам предметов разной сложности.

Овладение графической символизацией

• Работа по формированию графического образа букв (графемы).

• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.

Благодаря такой работе можно решить важные задачи:

1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;

2. Подготовить к овладению навыком письма.

Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Список использованных источников:

1. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду / Н. В. Новоторцева –Ярославль: ООО «Академия развития», 2012 (Педагогам ДОУ).

2. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. 71 с

3. Интернет ресурсы https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-grafomotornyh-navykov-u-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Докдад: Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста

Цель: познакомить с понятием " Значение мелкая моторика"...

Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста

Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логи...

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

«Значение мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста».

Значение мелкой моторики в развитии ребенка....

Значение мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики является одним из важных показателей речевого развития ребёнка. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики – интеллектуально и эмоционально развит, логиче...

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста"...