Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста"
статья

Мартынова Галина Степановна

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение мелкой моторики

в развитии детей дошкольного возраста

Мартынова Г.С.

МБОУ СШ №99 СП ДС «Волшебники»

В настоящее время к будущему первокласснику предъявляется ряд требований при поступлении в школу. Среди них достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника. Уровень развития мелкой моторики - один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе. Мелкая моторика - это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, в действии при этом находятся только мелкие мышцы организма.

Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка. Умение управлять руками – это та основа, которая необходима ребёнку в повседневной жизни и для развития важнейших психических процессов таких, как памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш обнаруживает свои ручки и начинает их рассматривать и изучать, затем учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления, в детском саду он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к шести-семи годам уже пробует писать. Очень важно, чтобы родители занимались с ребенком, развивали его мелкую моторику посредством специальных игрушек и заданий, выполняли пальчиковую гимнастику и упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

В период от двух до трех лет развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи ребенка. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому очень важно в этот период проводить с ним небольшие занятия. Это может быть нанизывание бус, они могут быть разного диаметра и цвета, это могут небольшие фигурки на веревочке; игры со шнуровкой, строительство башни и пирамидки; лепка из пластилина, игры с водой и крупой, закручивание и откручивание пробочек.

Дошкольники от трех до четырех лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду. Мелкая моторика в этом возрасте формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

В возрастной категории от четырех до пяти лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересны очень многие вещи: почему крутятся колёса, какой механизм у заводной собачки, почему загорается лампочка.

Любознательность и стремление к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Дошкольник уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Но стоит помнить, что в четыре года никто не заставляет кроху писать слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, можно подключать новые задания: рисование на песке, игры с песком, работа с ножницами, сначала по прямой линии, затем усложняя задания, раскрашивание мелких деталей, штриховка, обводка, аппликация.

В семь лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть психически  и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере может привести к проблемам в обучении: ребенок будет медленно писать, прикладывая при этом все усилия, быстро уставая физически и теряя интерес к учебной деятельности.

Нужно помнить, что в возрасте от шести до семи лет ребенку полезно выполнять пальчиковую гимнастику, делать массаж рук и пальцев, собирать мелкий конструктор, обводить буквы и цифры.

Не зря известный педагог В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка — на кончиках пальцев». Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети способными и подготовленными к школе, необходимо развивать мелкую моторку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мелкой моторики на развитие детей дошкольного возраста.

Содержание данной статьи позволит родителям (законным представителям) узнать об удивительной пользе двигательных упражнений и  влиянии на всестороннее развитие их детей....

Докдад: Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста

Цель: познакомить с понятием " Значение мелкая моторика"...

Консультация для родителей:"Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста "

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика,мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всейпло...

Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста

Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логи...

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...