Статья "Особенности проведения дидактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР"
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 10.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения дидактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР
Перед педагогами групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду, а также к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация нарушений развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями
Специалистам необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия учителя-дефектолога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует учитель-дефектолог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогуле, может представлять собой и основной вид деятельности.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Таким образом, основой проведения наших занятий является дидактическая игра.
Как правило при поступлении в группу компенсирующей направленности дети с ЗПР с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то детей с ЗПР надо научить этому.
Большинство детей, воспитывающихся в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой рукой подхватывать предмет и т.п.
Также детям с ЗПР для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
В целом особая роль дидактической игры в обучающем процессе группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Основная задача, стоящая перед нами состоит в том, чтобы сформировать у детей с ЗПР дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. В этом заключается ведущая коррекционная задача при воспитании детей с ЗПР.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Учитель-дефектолог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре.
Необходима доброжелательность учителя-дефектолога, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.
Роль учителя-дефектолога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, учитель-дефектолог одновременно следит за выполнением правил.
Важное условие результативного использования дидактических в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта, являются подготовительными ко всем другим разделам и должны проводиться в первую очередь.
Сначала проводятся игры на выполнение заданий практической ориентировки, затем – игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем игры, в которых дети должны опираться на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт обобщенный в слове, уметь оперировать образами-представлениями, вызванными этим словом.
Таким образом, при отборе дидактических игр, прежде всего, учителем-дефектологом должны учитываться коррекционные цели и особенности развития детей с ЗПР, что позволит достичь положительной динамики в обучении и воспитании детей, имеющих отклонения в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе"
Материал презентации имеет практическую направленность: цели дидактической игры; последовательность проведения дидактических игр;, распределение дидактических игр на неделю....
Конспект проведения дидактической игры «Плывет, плывет кораблик» для детей второго года жизни
Программное содержание: - развитие эмоциональной сферы; - сенсорное развитие;- формирование речи, мышления, внимания, памяти;- приобретение необходимых умений и навыков в бытовой и игр...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучени...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Они создаются взрослым специально в обучающих целях, когда обучение...
Особенности проведения дидактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР
Статья по теме: Особенности проведения дидактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР...
Статья на тему "Роль дидактической игры в коррекционо-воспитательном процессе"
В статье описано как дидактические игры влияют на развитие и коррекцию познавательной деятельности для детей дошкольного возраста. Ведь значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дид...
Дидактические игры в коррекционно-воспитательном процессе детей с задержкой психологического развития
Перед педагогами, работающих в специализированных учреждениях для детей дошкольного возраста, с задержкой психологического развития, стоит главная задача, подготовить их к обучения в школе и фор...