Конструктивные игры с детьми младшего дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Конструктивные игры  с детьми младшего дошкольного возраста

Конструирование – это такой вид детской деятельности, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktivnye_igry.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктивные игры
с детьми младшего дошкольного возраста

Конструирование – это такой вид детской деятельности, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

Особенность: для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.

Основная цель  по ФГОС: 

Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

   Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Конструирование – это средство всестороннего развития ребенка

  • формируются сенсорные способности
  •  развитие пространственных представлений
  •  способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, воображения                    
  •  формируется интерес к технике
  •  развивается наблюдательность
  •  игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение
  •  в процессе игры дети овладевают точным словарем ,выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.п
  •  развитие координации движений, глазомера

Игры  воспитывают у детей такие качества, как  

  •  умение ставить цель
  •  планировать свою работу
  •  подбирать необходимый материал
  •  критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей
  • развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу, умение работать в команде

При организации конструктивных игр с детьми младшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие правила

  • еще до процесса конструирования детей следует вспомнить  основные детали (кубики, бруски, пластины, призмы и т. д.). Детали демонстрируют различными гранями, и ребенок должен при этом вспомнить те плоские геометрические фигуры, которые соответствуют этим граням (например, грань куба соответствует квадрату и т. д.).
  •  Материал  должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возрасту детей.
  •  Необходимо обеспечить время в режиме дня и место для данных игр

Мелкий строительный материал и конструкторы лучше хранить в шкафу или на стеллаже доступно для детей; крупный строительный материал располагается вдали от столов, за которыми сидят любители книг, лото, т. к. строительные игры требуют большего пространства, кроме того, юные строители часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.

Обычно в группе для хранения строительного материала отводится постоянное место – строительный уголок. Детали складываются аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Дети берут материал и укладывают его после игры с помощью воспитателя

  •  Тематика построек выбирается  с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Например, во второй младшей группе – ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд, загородки для животных, птиц и т. д.; в средней группе – двухэтажные дома, пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост, железная дорога и поезд и т. д.; 

Если у ребёнка нарушена мелкая и общая моторика, координация движений и пр. то необходимо предлагать к постройке более простые образцы.

  •  Создание заинтересованности (сюрпризный или игровой момент).
  • Обыгрывание постройки.
  •  Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее.

Если воспитатель сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные детали, подать материал и т. д.

Одним из основных условий успешного конструирования является умение детей четко представить себе, что за вещь они собираются создавать. Причем конструирование будет тем успешнее, чем детальнее и точнее ребенок представляет, из каких частей эта вещь состоит, как эти части связаны между собой. Формирование такого рода представлений происходит в процессе обследования, которым руководит взрослый.

Порядок обследования предмета перед его воспроизведением:

  1. определение общей объемной формы объекта
  2. выделение основных частей объекта и определение их формы
  3. установление пространственного взаиморасположения этих частей
  4.  анализ каждой части на составляющие ее детали.

Необходимо показать и разъяснить детям, что определенная форма этих деталей обусловливает их определенные конструктивные свойства.

Так, например, все стороны куба одинаковы по форме, поэтому куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили. Грани бруска различны: его боковые грани значительно больше торцовых, поэтому брусок, положенный на любую из боковых граней, будет устойчив, а поставленный торцом, в значительной мере теряет свою устойчивость.

Детям можно показать игры, в которых особенно ясно выявляется устойчивость или неустойчивость различных деталей.

Например, несколько кирпичиков (10-15 штук) ставят на торцовую грань друг за другом с интервалом в половину длины кирпича. Затем толкают крайний кирпичик, чтобы он упал на близстоящий, тот тоже падает и валит следующий и т. д. Следует объяснить детям, что так играть можно лишь с неустойчивыми деталями - кирпичиками, пластинами.

Затем детям нужно показать, что форма одних деталей может быть воспроизведена с помощью других деталей, и дать им возможность убедиться в этом на практике. Например, приложив один к другому несколько кубиков или сложив две пластины, можно получить брусок. Две призмы образуют кубик, из восьми маленьких кубиков можно получить большой куб.

При ознакомлении ребенка с различными формами строительных деталей следует объяснить, какие из них больше подходят для одних частей построек, какие - для других, в каких случаях нужно употреблять ту или иную деталь.

Дети 4-5 лет довольно точно определяют на глаз даже небольшое различие по величине между предметами. Но если в процессе конструктивной деятельности возникает необходимость поставить два кубика на таком расстоянии друг от друга, чтобы определенный брусок точно лег на эти кубики, то дети допускают грубые ошибки - они ставят кубики или слишком близко друг от друга, и тогда конец бруска повисает в воздухе, или же слишком далеко друг от друга, и брусок не может быть положен на них.

Следовательно, определение расстояний между деталями и размера самих деталей в процессе конструирования оказывается значительно более сложным актом, чем определение величин предметов вне продуктивной деятельности. Значит следует уделить этому больше внимания.

Формы организации обучения детскому конструированию

  •  по образцу

Ребенку предлагается сложенная из определенных деталей модель какой-либо вещи (дом, самолет, грузовик). По этому образцу ребенок должен сделать точно такую же вещь. Обычно все контуры деталей, входящих в образец, хорошо видны, и ребенку нужно лишь внимательно рассмотреть предложенный образец и последовательно воспроизвести заданную конструкцию. Но для большинства детей младшего и среднего дошкольного возраста (особенно для тех, кто систематически не занимался конструированием) этого бывает еще далеко не достаточно. Дети, как правило, не умеют самостоятельно обследовать общую форму образца, последовательно расчленять его на отдельные детали и создавать вещь в точном соответствии с образцом.

Первый этап конструктивной деятельности - обследование образца.

Сначала  анализ крупных, основных частей и их взаимоотношений ,затем  анализ  более мелких частей .

Второй этап – непосредственно конструирование. Воспитатель указывает, как и в каком порядке следует это делать.

Не следует слишком долго задерживаться на этом виде конструирования и следует переходить к конструированию по образцу, не расчлененному на отдельные детали (для этой цели можно  использовать игрушечные домики, машины и т. д.), также вначале необходимо провести его обследование.

 Но нельзя ограничиваться только этим этапом, иначе будет страдать развитие творческой самостоятельности детей. Поэтому в практике часто используют свободное конструирование на какую-либо определённую тему, например постройка мостов, машин и т. д. Однако следует помнить, что обучающее влияние воспитателя при свободном конструировании очень ограниченно.

  • по образцу не расчлененному на отдельные детали
  •  по условиям

После того, как дети усвоят конструирование по образцу можно переходить к конструированию по условиям. Например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта. Задачи конструирования в данном случае носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

Для успешного развития творческих умений необходимо формировать у детей представления о различных вариантах построек, или, иначе говоря, формировать обобщенные представления о конструируемых предметах.  Для этого осваивая с детьми какую-либо новую тему, нельзя ограничиваться выполнением одной-двух построек на одном-двух занятиях. Необходимо дать детям ряд последовательно усложняющихся построек, то есть систему построек. Например, по теме "Постройка домиков" нужно предложить для конструирования целый ряд усложняющихся домиков. На это потребуется не 1-2 занятия (как обычно), а 5-6, и, таким образом, в год может быть освоено лишь 4-5 тем.

Раз, два, три - сложи детали,
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста -
То-то будет красота!
Из конструктора любого
Что ни сделай - все толково!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста через игру «Квадрат Воскобовича»

Для развития конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста  огромную помощь оказывает  развивающая игра «Волшебный квадрат». Примерное планирование заданий для детей дошкол...

Авторская программ по дополнительному образованию «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала «Строитель».»

Дети младшего возраста не умеют строить из строительного материала постройки , пользоваться природным материалом, пользоваться схемами , обыгрывать постройки ; не развито конструктивное мышление...

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей через позновательно-исследовательскую и конструктивную деятельность в младшем дошкольном возрасте

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей через познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельность вмладшем дошкольном возрасте...

Консультация для родителей "Конструктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста"

Конструирование, как вид познавательной деятельности с участием детей и родителей...

«Конструктивно-модельная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Модельно-конструктивная деятельность создаёт условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях формирования у детей элементов сотрудничества и взаимодействия. ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....

Конструктивно-модельная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Конструктивно-модельная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста...