Горбунова Т. В.Организация сопровождения детей с ОВЗ.На примере моей группы.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
В прошлом году в моей средней группе 5 детей с ОВЗ были направлены на ПМПК. Из них 3 ребенка с ТНР и два ребенка с ЗПР.
Три ребенка с ТНР по заключению ПМПК были переведены в логопедическую группу. Даша и Андрей с ЗПР остались в моей группе.
Сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе, которое включает в себя:
*Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития
*Создание условий для развития личности каждого ребёнка успешности его обучения
*Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедам, педагогами.
основные направления коррекционно-педагогической
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbunova_t._v.organizatsiya_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.na_primere_moey_gruppy.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация сопровождения детей с ОВЗ в условиях МБДОУ.
(описание конкретного опыта)
Воспитатель Горбунова Татьяна
Владимировна
В прошлом году в моей средней группе 5 детей с ОВЗ были направлены на ПМПК. Из них 3 ребенка с ТНР и два ребенка с ЗПР.
Три ребенка с ТНР по заключению ПМПК были переведены в логопедическую группу. Даша и Андрей с ЗПР остались в моей группе.
Сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе, которое включает в себя:
*Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития
*Создание условий для развития личности каждого ребёнка успешности его обучения
*Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедам, педагогами.
основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
1 Шаг. Диагностический
Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н. п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
По результатам диагностики логопеда, моих (воспитателя) личных наблюдений, характеристик, срезов, диагностик, занятий с Дашей и Андреем, а также по заключению врача-психиатра, дефектолога; из беседы, проведенной с родителями, наставником, бабушкой; на основании собранных документов и наблюдений мы получили результаты и заключения. Диагностика должна быть ранней (с первого дня пребывания ребенка в ДОУ.
2 Шаг. Консультативно-проективный этап
На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации. Специалисты, участники сопровождения на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждают варианты решения проблемы. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Второй этап консилиумной деятельности - коллегиальное обсуждение полученных результатов.
На основе комплексной диагностики и анализа проблем определяется единый индивидуальный коррекционно-развивающий образовательный маршрут ребенка.
Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности
Участники сопровождения:
- Воспитатель (моя функция): определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, поданным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций учителя, психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
- Врач: организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем, контроль за организацией питания детей, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам.
- Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим, соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур (при наличии дополнительных штатных единиц эти обязанности могут исполнять медицинские сестры по фито- и физиотерапии).
- Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования): реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала
- Представитель администрации — руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.
- Инструктор ЛФК: проведение занятий по согласованным с врачом учреждения, реализующий программу физического воспитания.
- Логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию р-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
- Социальный педагог: о6ъсктивное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, контакт с родителями.
3 Шаг. Деятельностный этап
Третьим шагом деятельности специалистов консилиума является собственно реализация решений консилиума — реализация индивидуальной образовательной программы.
В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность для всестороннего развития. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Беседа с родителями. Родители – участники процесса сопровождения.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
В нашем саду психолого-медико-педагогический консилиум-это коллектив специалистов, который реализует психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательной программой(индивидуальной). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Работа консилиума по отношению к включенному ребенку с ОВЗ, может начаться в соответствии с условиями и рекомендациями ПМПК, либо по запросу родителей (лиц их замещающих, либо (с их согласия) по запросу администрации образовательного учреждения. При этом согласие родителей в любом случае должно быть документально зарегистрировано в Карте развития заводимом на ребенка в нашем ДОУ.
Для Даши и Андрея составлены индивидуальные маршруты, индивидуальные АОП, которые реализуются в настоящее время. Сопровождение специалистов: воспитателя, психолога, музыкального работника, инструктора лФк, соц.педагога, методиста, заведующей, врачей, а также родителей дает твердую уверенность, что наши маленькие Даша и Андрей успешно освоят АОП. Но это уже будет завершающим шагом-рефлексивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам по организации сопровождения детей с ОВЗ
Создание условий для реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие в соответствии с его особенностями становится сегодня...
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Презентация о работе психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ, оформление документации. ...
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Выступление на семинаре старших воспитателей....
Организация сопровождения детей с ОВЗ и внедрение практико-ориентированных техник индивидуального обучения детей.
Внедрение практико-ориентированных техник индивидуального обучения детей с ОВЗ и их сопровождение в ДОУ....
Консультация для педагогов в ДОУ "Технология организации сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ на примере дидактических пособий «Развивающие игры В.В. Воскобовича".
Особенности игрvРазрабатываются в соответствии с интересами ребят.vКаждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет. v Многофункциональнос...
Организация сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях общеразвивающей группы ДОУ.
Цель сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации - создание условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей...