Организация сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях общеразвивающей группы ДОУ.
консультация
Цель сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации - создание условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях общеразвивающей группы ДОУ.
Цель сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации - создание условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Воспитатели – проводят планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивают индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов.
Для работы с детьми необходимо иметь специальное оборудование:
•Компьютер, интерактивная доска, магнитофон, видеофильмы, аудиозаписи по формированию целостной картины мира.
•Наглядный материал по изучаемым темам, специальная литература по обучению детей с ЗПР.
•Оборудование (модули, столы, ширмы, мольберты) должно отвечать требованиям безопасности, эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность.
Основные направления коррекционно-развивающей работы воспитателя с ребенком с задержкой психического развития
Социально – коммуникативное:
- развитие игровых умений и навыков;
- поддержание интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формирование умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Познавательное:
- развитие любознательности, познавательной активности ребенка;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- представлений об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы; формирование элементарных математических представлений.
Речевое:
- стимулирование использования речи, как средства общения;
- расширение словарного запаса;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- выполнение рекомендаций логопеда и т.д.
Художественно – эстетическое:
Реализуется через продуктивную деятельность, конструирование.
- формирование эстетического отношения к окружающему миру, элементарных представлений о видах искусства;
- развивать умение восприятия музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Развивать умение мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения; развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта; развивать поисковую деятельность по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции.
Физическое:
- развитие физических качеств;
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- развитие мелкой моторики.
3. Проведение педагогического мониторинга
Отслеживание динамических изменений в развитии ребенка с задержкой психического развития по выделенным воспитателем критериям развития ребенка.
4. Взаимодействие с другими специалистами ДОУ (музыкальный работник, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог)
5. Работа с родителями ребенка с задержкой психического развития
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком с задержкой психического развития;
- Сотрудничество с родителями ребенка с ЗПР. Информирование родителей о проводимой работе с ребенком; нацеливание родителей на закрепление полученных знаний, умений в домашних условиях; обратная связь с родителями (успехи и трудности ребенка).
Формы организации работы с детьми ОВЗ (ЗПР):
- Индивидуальные занятия - направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
- Организация предметно-развивающей среды - стимулирует развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей (Позволяет ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы).
- Взаимодействие с другими детьми в микрогруппах - способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.
- Фронтальные формы организации активности детей - для этого больше всего подходит занятие в форме круга - специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой - спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира.
- Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых.
Методы работы с детьми ОВЗ (ЗПР):
При работе с детьми ОВЗ (ЗПР) необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие формы внимания.
Такие дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны, необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Подбор упражнений с предметами разных размеров. Закрепление изученного материала в свободной и совместной деятельности.
Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи» ( Четкие понятные детям инструкции).
Обязательна церемония «прощания» после работы с педагогом, для поддержания положительного отношения. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
В качестве основного метода положительного воздействия на детей можно выделить работу с семьей этого ребенка.
Соблюдение охранительного режима (оптимальная физическая и интеллектуальная нагрузка)
Двигательные разминки, физминутки, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, релаксационные упражнения в перерывах между занятиями и на занятиях. Дыхательные упражнения.
Ограничение упражнений для шеи, резких наклонов и поворотов головы, интенсивных прыжков, активных подвижных игр.
Исключение упражнений с длительными статическим напряжением мышц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида».
Содержание взаимодействия учителя-логопеда и других специалистов в ДОУ общеразвивающего вида....
Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» (Форма организации: деловая игра «Кто хочет стать профессионалом?»).
Данная консультация предназначена для начинающих логопедов, для учителей-логопедов, которые вошли в новый трудовой коллектив. С её помощью Вы легко огласите свой регламент работы, основные трудовые об...
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.
В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....
Консультация "Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ"
Консультация для педагогов...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СЕМЕЙ
Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Это об...