Организация сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях общеразвивающей группы ДОУ.
консультация

Шишкова Наталия Николаевна

Цель сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации - создание условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях общеразвивающей группы ДОУ.

Цель сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации - создание условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Воспитатели – проводят планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивают индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов.

Для работы с детьми необходимо иметь специальное оборудование:

•Компьютер, интерактивная доска, магнитофон, видеофильмы, аудиозаписи по формированию целостной картины мира.

•Наглядный материал по изучаемым темам, специальная литература по обучению детей с ЗПР.

•Оборудование (модули, столы, ширмы, мольберты) должно отвечать требованиям безопасности, эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность.

Основные направления коррекционно-развивающей работы воспитателя с ребенком с задержкой психического развития

Социально – коммуникативное:

  • развитие игровых умений и навыков;
  • поддержание интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;
  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • формирование умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Познавательное:

  • развитие любознательности, познавательной активности ребенка;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • представлений об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы; формирование элементарных математических представлений.

Речевое:

  • стимулирование использования речи, как средства общения;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • выполнение рекомендаций логопеда и т.д.

Художественно – эстетическое:

Реализуется через продуктивную деятельность, конструирование.

  • формирование эстетического отношения к окружающему миру, элементарных представлений о видах искусства;
  • развивать умение восприятия музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Развивать умение мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения; развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта; развивать поисковую деятельность по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции.

Физическое:

  • развитие физических качеств;
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • развитие мелкой моторики.

3. Проведение педагогического мониторинга

Отслеживание динамических изменений в развитии ребенка с задержкой психического развития по выделенным воспитателем критериям развития ребенка.

4. Взаимодействие с другими специалистами ДОУ (музыкальный работник, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог)

5. Работа с родителями ребенка с задержкой психического развития

  • Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком с задержкой психического развития;
  • Сотрудничество с родителями ребенка с ЗПР. Информирование родителей о проводимой работе с ребенком; нацеливание родителей на закрепление полученных знаний, умений в домашних условиях; обратная связь с родителями (успехи и трудности ребенка).

Формы организации работы с детьми ОВЗ (ЗПР):

        

  1. Индивидуальные занятия - направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
  2. Организация предметно-развивающей среды - стимулирует развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей (Позволяет ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы).
  3. Взаимодействие с другими детьми в микрогруппах - способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.
  4. Фронтальные формы организации активности детей - для этого больше всего подходит занятие в форме круга - специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой - спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира.
  5. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня -  важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых.

Методы работы с детьми ОВЗ (ЗПР):

При работе с детьми ОВЗ (ЗПР) необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие формы внимания.

Такие дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны, необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Подбор упражнений с предметами разных размеров. Закрепление изученного материала в свободной и совместной деятельности.

Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи» ( Четкие понятные детям инструкции).

Обязательна церемония «прощания» после работы с педагогом, для поддержания положительного отношения. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

В качестве основного метода положительного воздействия на детей можно выделить работу с семьей этого ребенка.

Соблюдение охранительного режима (оптимальная физическая и интеллектуальная нагрузка)

Двигательные разминки, физминутки, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, релаксационные упражнения в перерывах между занятиями и на занятиях. Дыхательные упражнения.

Ограничение упражнений для шеи, резких наклонов и поворотов головы, интенсивных прыжков, активных подвижных игр.

Исключение упражнений с длительными статическим напряжением мышц

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида».

Содержание взаимодействия учителя-логопеда и других специалистов в  ДОУ общеразвивающего вида....

Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» (Форма организации: деловая игра «Кто хочет стать профессионалом?»).

Данная консультация предназначена для начинающих логопедов, для учителей-логопедов, которые вошли в новый трудовой коллектив. С её помощью Вы легко огласите свой регламент работы, основные трудовые об...

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СЕМЕЙ

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Это об...