Организация сопровождения детей с ОВЗ и внедрение практико-ориентированных техник индивидуального обучения детей.
материал на тему

Внедрение практико-ориентированных техник индивидуального обучения детей с ОВЗ и их сопровождение в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация сопровождения детей с ОВЗ и внедрение практико-ориентированных техник индивидуального обучения детей.

     Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

     Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка.

     В нашем дошкольном учреждении 9 детей с ОВЗ из них 3 ребёнка инвалида. 6 детей с задержкой речевого развития. Из них 2 ребенка - средняя возрастная группа,  3 - вторая младшая, 1 - подготовительная. Дети инвалиды:1- первая младшая (нитроснсорная тугоухость), 1- вторая младшая (левосторонний гемипарез, ЗПРР), 1 - подготовительная группа (ВПС оперированный). На сегодняшний день мы принимаем детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития, создаём специальные условия.

     Детям с ОВЗ сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном дошкольном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

При организации работы с такими детьми перед коллективом нашего учреждения встали следующие задачи:

• создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех дошкольников;

• помощь ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, социализации;

• развитие психолого-педагогической компетентности и  психологической культуры педагогов, родителей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации ребенка внешним службам.

   Функции сопровождения в нашем дошкольном учреждении возложены на психолого-медико-педагогический консилиум, который дает возможность педагогам и  специалистам активно взаимодействовать друг с другом.

В нашем дошкольном учреждении индивидуальное сопровождение осуществляется поэтапно:

1. Сбор и анализ информации о ребенке, имеющем ограниченные возможности здоровья;

2. Составление  индивидуального образовательного маршрута;

3. Решение поставленных задач;

4. Анализ ситуации развития ребенка, корректировка дальнейших действий.

     При поступлении ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в дошкольное учреждение педагоги знакомятся с самим ребенком и его семьей, узнают об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего воспитанника, происходит постепенное установление контакта. Изучается медицинская карта ребенка, проводится диагностическое обследование. Разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

     Индивидуальный образовательный маршрут составляется с учетом  особенностей  дошкольника (состояния здоровья, уровня физического развития, особенностей развития психических процессов, уровня усвоения программы).

Такая организация работы подходит для всех категорий детей, имеющих ограниченные возможности здоровья,  и   способствует:

1. Созданию комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в ДОУ.

2. Социализации - включению ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формированию положительных отношений в коллективе сверстников.

3. Помощи в усвоении соответствующих общеобразовательных программ.

4. Обеспечению преемственности и последовательности  разных специалистов в работе с ребенком.

5. Отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ.

6. Осуществлению взаимодействия с родителями.

     Использование практико-ориентированных технологий в индивидуальном обучении детей одна из форм быстрого обучения детей и  не обходится без сопровождения со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике и с детьми с ОВЗ является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей, у ребёнка усиливается мотивация изучения материала,  развиваются такие качества, как наблюдательность, умение воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы, умение применять полученные знания для анализа.

Практико-ориентированные технологии дают воспитателю возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию.

Технология используется как на непосредственно - образовательной деятельности с детьми так и в дополнительном образовании темы:

Окружной фотоконкурс «Вместе с книгой я расту», участие в фотоконкурсе «Мамы всякие важны», Заводоуковский городской музей, диплом победителя (1 место) 11 всероссийского конкурса проходящего в формате фестиваля международных и всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России», за выполненную и представленную конкурсную работу в номинации: «Рисунок», Участие в муниципальном конкурсе «Маленький архитектор», Диплом победителей Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» (3 место), участие в фестивале – конкурсе детских тематических проектов «Питание и здоровье» и др.

   Ежегодно детский сад выпускает в школу детей с ОВЗ и детей инвалидов. Так в прошлом году в школу пошел 1 ребенок инвалид, в этом году среди выпускников также присутствует ребенок инвалид. Дети социально адаптированы, не конфликтны.

Мы постарались создать условия к созданию и реализации предметно-развивающей среды, которая помогла организовать полноценную интеграцию «особых детей». Она включила в себя оснащение групп речевыми уголками, комнатой уединения, подборкой игр для каждого ребёнка.

 Родители с удовольствием идут на контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях. И все мы понимаем, что только благодаря внедрению комплексного подхода к решению проблем ребёнка, совместным усилиям родителей, медиков и педагогов можно достичь положительных результатов в работе с нашими детьми. Проблемы: отсутствие специалистов логопеда и психолога, недостаточные знания  воспитателей  по работе с детьми с ОВЗ (в рамках специальной  подготовки).

В заключение хотелось сказать, что с накоплением практического опыта и повышением теоретических знаний педагогов, работа по индивидуальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно совершенствуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам по организации сопровождения детей с ОВЗ

Создание условий для реализации  права  ребёнка  на  полноценное  и  свободное  развитие в соответствии с его особенностями  становится  сегодня...

Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.

Презентация о работе психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ, оформление документации. ...

Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....