Сюжетное занятие на развитие сенсомоторных качеств у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста через элементы сказкотерапии и нетрадиционной формы рисования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сюжетное занятие на развитие сенсомоторных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Мы знаем, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности (общей и ручной). Начало развитию мышления даёт рука.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем больше имеет чувствительный опыт. В старшем дошкольном возрасте сенсомоторику желательно развивать через творческий процесс.
В занятия соблюдаются следующие принципы:
- Занятие должно быть интересно для детей – для этого используется форма занятия «волшебное путешествие в сказку». Это позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Сказка на занятие может выполнять воспитательную или коррекционную функцию. Сказки подбираются по актуальной теме на данный момент.
- Должна быть новизна - использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности – пластинографию (рисование пластилином). Рисование с помощью пластилина это творческий процесс, в результате которого у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, цвета, пластики, веса, пропорции), развитие мелкой моторики, развитие внимание, воображения, образного мышления. Формируется умение созерцать творческих работ, выделять характерные детали, красивые сочетания цветов. Пластилин удобен для работы с детьми, так как обладает мягкостью, пластичностью, простотой использования, тем самым способствует снятию телесному и эмоциональному напряжению, возможность легко исправить ошибку, способствует снятию тревоги и страха сделать ошибку. Пластинография носит развивающий, профилактический и коррекционный характер.
Цель: развитие сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста через элементы сказкотерапии и нетрадиционной формы рисования.
Задачи:
- Совершенствовать координацию руки и глаз.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, творческое воображение, образное мышление.
- Развивать умение созерцать полученные картины других детей.
- Закреплять умение выделять характерные детали, красивые сочетания цветов полученных картин.
- Формировать экологическое воспитание детей.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Снять психоэмоциональное напряжение.
Оборудование:
- сухой дождь;
- музыкальное сопровождение (спокойная музыка);
- мягкий пластилин;
- картинка с изображением дерева «Дуб» на каждого участника;
- доска для лепки на каждого участника;
- салфетка для рук на каждого участника.
Ход занятия
1. Вводная часть
Ритуал приветствия. Здравствуйте ребята! Какой замечательный сегодня день! Светит ярко солнце, на улице волшебно сверкает снег. И я приглашаю вас отправиться в Сказочную страну, попасть в которую можно только с хорошим настроением. Давайте подарим, друг другу наши улыбки, чтобы у нас у всех было радостное настроение. (Психолог и ребята встают в круг и улыбаются друг другу).
Ритуал вхождения в сказку. Для того чтобы нам с вами оказаться в Сказочной стране, нам надо пройти через радужный дождик. Проходя сквозь него, представьте, что радужный дождик наполняет нас теплом и радостью. Можно, проходя под дождем, остановится, потрогать струйки дождя, зарядиться радостью, теплом и просто хорошим настроением.
2. Основная часть
Психолог. Вот мы ребята с вами оказались в Сказочной стране. А почему она так называется, как вы думаете? (Ребята дают свои ответы) В этой стране живут сказки, есть длинные, а есть короткие сказки. Есть сказки, которые вы уже знаете, а есть сказки для вас новые. И вот сейчас я предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку. (Ребята присаживают на ковер в круг и психолог рассказывает сказку, демонстрируя иллюстрации).
2.1. Сказка про маленький дубок
(автор Софья прокофьева)
Вот мы и оказались в сказочной стране. А страна называется сказочной, потому что в ней все начинается со сказки. Давайте послушаем одну интересную сказку.
Жила-была одна девочка Ойка – капризуля. Пошла Ойка в лес. А в лесу комары: вз-з-з! Вз-з-з!.. Вырвала Ойка из земли маленький дубок, сидит на пеньке, от комаров отмахивается. Улетели комары на свое болото.
- Больше ты мне не нужен, - сказала Ойка и бросила дубок на землю.
Прибежал Бельчонок. Увидел вырванный дубок и заплакал:
- Зачем ты это сделала, Ойка? Вырос бы дубок, я бы в нем себе домик сделал...
Прибежал Медвежонок и тоже заплакал:
- А я бы под ним на спинке лежал и отдыхал...
Заплакали птицы в лесу:
- Мы бы на его ветках гнезда свили...
Пришла Маша, Ойкина подружка, и тоже заплакала:
- Зачем ты это сделала? Такой хороший был дубок, я всегда на него любовалась….
Удивилась Ойка:
- Ой, ну что вы все плачете? Ведь это совсем маленький дубок. Всего на нем два листочка.
Тут сердито заскрипел старый дуб:
- Я тоже был такой маленький. Если бы вырос дубок, стал бы он высокий, могучий, как я.
Подумала Маша и сказала:
- Давайте выроем ямку и снова посадим дубок. Вот здесь, посреди полянки, здесь солнышко много.
Сбегала Ойка домой, принесла лопату. Взяла Маша лопату, выкопала ямку глубокую, широкую. Посадили Маша и Ойка дубок в ямку.
- Теперь надо дубок полить, - сказала Маша. – Совсем завял дубок, листья опустил.
Тут прилетела Серая Тучка.
- А ну, спрячьтесь все под деревьями, - сказала Серая Тучка. – Сейчас я маленький дубок дождиком полью!
Брызгнул дождик, намочил землю, намочил маленький дубок.
-Кап – кап – кап! – застучали капли. Обрадовался дубок, распрямился, поднял кверху зеленые листочки.
Работа со сказкой. Психолог задает вопросы ребятам.
- Что сделала Ойка?
- Почему расстроились животные?
- А ты ломаешь деревья, срываешь листики, рвешь цветы?
- А как можно помочь деревьям, чтобы им в лесу, в парке жилось хорошо?
- А как бы вы поступили в этой ситуации?
- Чему учит нас сказка?
2.2. Игра «Деревья».
Психолог делит ребят на две группы. Одна группа «деревья», вторая группа «ветерок».
«Деревья» поднимают руки «веточки» и закрывают глаза. «Ветерок» подбегает к «дереву» и раскачивает его «веточки» издавая звуки похожие на шум в ветвях. Затем группы меняются местами.
2.3. Пластилиновая живопись «Дубок».
Психолог. Мы с вами прослушали сказку про маленького, беззащитного дубка, но пройдет время, и наш дубок вырастит в большой, крепкий, сильный дуб. Давайте сейчас, каждый из вас, представит себе какой станет дубок и нарисует его. А рисовать мы будем необычным способом. Сегодня мы познакомимся с новым способом рисования – мы будем рисовать пластилином. (Психолог раздает листы <рисунок 1>с контуром дерева, пластилин). Вот перед вами есть картон с нарисованным контуром дуба и пластилин. По этому контуру мы будем накладывать кусочки пластилина в форме тонкой колбаски (жгутиками). И так постепенно закрасим деревья.
Чтобы начать работу, нам с вами нужно размять наши ручки.
2.4. Разминка для рук во время работы.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Это долька для чижа,
Это долька для утят,
Это долька для котят,
Это долька для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!
Психолог. А теперь, представьте, какой у вас будет дуб, каким цветом у него ствол, какая будет пышная и яркая крона…представили, теперь можно начинать выкладывать жгутиками картину как вам хочется. (Задание выполняется под тихую спокойную музыку).
Во время работы рекомендуется провести физкультминутку «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Психолог. (После выполнения задания, предлагается показать свои работы). У нас получился настоящий лес. Все деревья разные, они отличаются по цветам, размерам, но они все сильные, крепкие и могучее.
3. Заключительная часть
3.1. Ритуал выхода из сказки.
Ребята пришло время возвращаться назад, в детский сад. Давайте пройдем под «радужным дождем» и окажемся опять в нашем саду (ребята проходят под сухим дождем). Вот и закончилось наше маленькое путешествие в сказочную страну.
3.2. Рефлексия.
Поделитесь своими чувствами и ощущениями от путешествия. Что вам понравилось? Что запомнилось? Что мы сегодня с вами делали в Сказочной стране? Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр на лыжах
Актуальность данной темы состоит в том, что передвижение на лыжах оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно - сосудист...
Интерактивные игры, как форма развития универсальных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Разработала зам.заведующего Немчинова С.В....
Развитие сенсомоторных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
Статья рассказывает об опыте работы воспитателя по сенсомоторному развитию детей....
Проект "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОО"
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и...
Дидактическое игровое пособие "Волшебный куб" для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возраста
От степени развития мелкой моторики рук зависят коммуникативные и умственные способности детей. Вот именно поэтому актуальность данного игрового пособия в его многофункциональности и многогранности. О...
Развитие сенсомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию сенсомоторных умений у детей младшего дошкольного возраста со слабовидением
Конспект коррекционно-развивающего занятия...