Сюжетное занятие на развитие сенсомоторных качеств у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Плющева Варвара Владимировна

Развитие сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста через элементы сказкотерапии и нетрадиционной формы рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетное занятие на развитие сенсомоторных качеств у детей старшего дошкольного возраста

      Мы знаем, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.

      Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности (общей и ручной). Начало развитию мышления даёт рука.

      Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

      Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем больше имеет чувствительный опыт. В старшем дошкольном возрасте сенсомоторику желательно развивать через творческий процесс.

В занятия соблюдаются следующие принципы:

  1. Занятие должно быть интересно для детей – для этого используется форма занятия «волшебное путешествие в сказку». Это позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Сказка на занятие может выполнять воспитательную или коррекционную функцию. Сказки подбираются по актуальной теме на данный момент.
  2. Должна быть новизна - использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности – пластинографию (рисование пластилином). Рисование с помощью пластилина это творческий процесс, в результате которого у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, цвета, пластики, веса, пропорции), развитие мелкой моторики, развитие внимание, воображения, образного мышления. Формируется умение созерцать творческих работ, выделять характерные детали, красивые сочетания цветов. Пластилин удобен для работы с детьми, так как обладает мягкостью, пластичностью, простотой использования, тем самым способствует снятию телесному и эмоциональному напряжению, возможность легко исправить ошибку, способствует снятию тревоги и страха сделать ошибку. Пластинография носит развивающий, профилактический и коррекционный характер.

Цель: развитие сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста через элементы сказкотерапии и нетрадиционной формы рисования.

Задачи:

  • Совершенствовать координацию руки и глаз.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать внимание, творческое воображение, образное мышление.
  • Развивать умение созерцать полученные картины других детей.
  • Закреплять умение выделять характерные детали, красивые сочетания цветов полученных картин.
  • Формировать экологическое воспитание детей.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Снять психоэмоциональное напряжение.

Оборудование:

  • сухой дождь;
  • музыкальное сопровождение (спокойная музыка);
  • мягкий пластилин;
  • картинка с изображением дерева «Дуб» на каждого участника;
  • доска для лепки на каждого участника;
  • салфетка для рук на каждого участника.

Ход занятия

1. Вводная часть

Ритуал приветствия. Здравствуйте ребята! Какой замечательный сегодня день! Светит ярко солнце, на улице волшебно сверкает снег. И я приглашаю вас отправиться в Сказочную страну, попасть в которую можно только с хорошим настроением. Давайте подарим, друг другу наши улыбки, чтобы у нас у всех было радостное настроение. (Психолог и ребята встают в круг и улыбаются друг другу).

Ритуал вхождения в сказку. Для того чтобы нам с вами оказаться в Сказочной стране, нам надо пройти через радужный дождик. Проходя сквозь него, представьте, что радужный дождик наполняет нас теплом и радостью. Можно, проходя под дождем, остановится, потрогать струйки дождя, зарядиться радостью, теплом и просто хорошим настроением.

2. Основная часть

Психолог. Вот мы ребята с вами оказались в Сказочной стране. А почему она так называется, как вы думаете? (Ребята дают свои ответы) В этой стране живут сказки, есть длинные, а есть короткие сказки. Есть сказки, которые вы уже знаете, а есть сказки для вас новые. И вот сейчас я предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку. (Ребята присаживают на ковер в круг и психолог рассказывает сказку, демонстрируя иллюстрации).

2.1. Сказка про маленький дубок

(автор Софья прокофьева)

Вот мы и оказались в сказочной стране. А страна называется сказочной, потому что в ней все начинается со сказки. Давайте послушаем одну интересную сказку.

Жила-была одна девочка Ойка – капризуля. Пошла Ойка в лес. А в лесу комары: вз-з-з! Вз-з-з!.. Вырвала Ойка из земли маленький дубок, сидит на пеньке, от комаров отмахивается. Улетели комары на свое болото.

- Больше ты мне не нужен, - сказала Ойка и бросила дубок на землю.

Прибежал Бельчонок. Увидел вырванный дубок и заплакал:

- Зачем ты это сделала, Ойка? Вырос бы дубок, я бы в нем себе домик сделал...

Прибежал Медвежонок и тоже заплакал:

- А я бы под ним на спинке лежал и отдыхал...

Заплакали птицы в лесу:

- Мы бы на его ветках гнезда свили...

Пришла Маша, Ойкина подружка, и тоже заплакала:

- Зачем ты это сделала? Такой хороший был дубок, я всегда на него любовалась….

Удивилась Ойка:

- Ой, ну что вы все плачете? Ведь это совсем маленький дубок. Всего на нем два листочка.

Тут сердито заскрипел старый дуб:

- Я тоже был такой маленький. Если бы вырос дубок, стал бы он высокий, могучий, как я.

Подумала Маша и сказала:

- Давайте выроем ямку и снова посадим дубок. Вот здесь, посреди полянки, здесь солнышко много.

Сбегала Ойка домой, принесла лопату. Взяла Маша лопату, выкопала ямку глубокую, широкую. Посадили Маша и Ойка дубок в ямку.

- Теперь надо дубок полить, - сказала Маша. – Совсем завял дубок, листья опустил.

Тут прилетела Серая Тучка.

- А ну, спрячьтесь все под деревьями, - сказала Серая Тучка. – Сейчас я маленький дубок дождиком полью!

Брызгнул дождик, намочил землю, намочил маленький дубок.

-Кап – кап – кап! – застучали капли. Обрадовался дубок, распрямился, поднял кверху зеленые листочки.

Работа со сказкой. Психолог задает вопросы ребятам.

  • Что сделала Ойка?
  • Почему расстроились животные?
  • А ты ломаешь деревья, срываешь листики, рвешь цветы?
  • А как можно помочь деревьям, чтобы им в лесу, в парке жилось хорошо?
  • А как бы вы поступили в этой ситуации?
  • Чему учит нас сказка?

2.2. Игра «Деревья».

Психолог делит ребят на две группы. Одна группа «деревья», вторая группа «ветерок».

«Деревья» поднимают руки «веточки» и закрывают глаза. «Ветерок» подбегает к «дереву» и раскачивает его «веточки» издавая звуки похожие на шум в ветвях. Затем группы меняются местами.

2.3. Пластилиновая живопись «Дубок».

Психолог. Мы с вами прослушали сказку про маленького, беззащитного дубка, но пройдет время, и наш дубок вырастит в большой, крепкий, сильный дуб. Давайте сейчас, каждый из вас, представит себе какой станет дубок и нарисует его. А рисовать мы будем необычным способом. Сегодня мы познакомимся с новым способом рисования – мы будем рисовать пластилином. (Психолог раздает листы <рисунок 1>с контуром дерева, пластилин). Вот перед вами есть картон с нарисованным контуром дуба и пластилин. По этому контуру мы будем накладывать кусочки пластилина в форме тонкой колбаски (жгутиками). И так постепенно закрасим деревья.

Чтобы начать работу, нам с вами нужно размять наши ручки.

2.4. Разминка для рук во время работы.

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Это долька для чижа,
Это долька для утят,
Это долька для котят,
Это долька для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!

Психолог. А теперь, представьте, какой у вас будет дуб, каким цветом у него ствол, какая будет пышная и яркая крона…представили, теперь можно начинать выкладывать жгутиками картину как вам хочется. (Задание выполняется под тихую спокойную музыку).

Во время работы рекомендуется провести физкультминутку «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Психолог. (После выполнения задания, предлагается показать свои работы). У нас получился настоящий лес. Все деревья разные, они отличаются по цветам, размерам, но они все сильные, крепкие и могучее.

3. Заключительная часть

3.1. Ритуал выхода из сказки.

Ребята пришло время возвращаться назад, в детский сад. Давайте пройдем под «радужным дождем» и окажемся опять в нашем саду (ребята проходят под сухим дождем). Вот и закончилось наше маленькое путешествие в сказочную страну.

3.2. Рефлексия.

Поделитесь своими чувствами и ощущениями от путешествия. Что вам понравилось? Что запомнилось? Что мы сегодня с вами делали в Сказочной стране? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр на лыжах

Актуальность данной темы состоит в том, что передвижение на лыжах оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно - сосудист...

Развитие сенсомоторных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.

Статья рассказывает об опыте работы воспитателя по сенсомоторному развитию детей....

Проект "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОО"

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и...

Дидактическое игровое пособие "Волшебный куб" для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возраста

От степени развития мелкой моторики рук зависят коммуникативные и умственные способности детей. Вот именно поэтому актуальность данного игрового пособия в его многофункциональности и многогранности. О...

Развитие сенсомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и...