Основные направления психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Переяславцева Ольга Витальевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для психокоррекционной работы с детьми, имеющими  нарушения речевого развития.

Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед

МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада. Описаны основные признаки неблагополучного развития речи дошкольников и направления по преодолению нарушений личностного развития у детей данной категории.

Ключевые слова: психокоррекционная работа, речевые нарушения, психическое развитие, психолого-педагогическое сопровождение.

Число дошкольников с нарушениями речи неуклонно растёт из года в год и составляет самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Становится сложнее и характер этих нарушений.

Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка:

  • ребёнок развивается с задержкой;
  • ребёнок перенёс тяжелые заболевания;
  • у ребенка имеются неврологические заболевания;
  • ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит;
  • на просьбы взрослых не реагирует, делает вид, что он не слышал.
  • ребёнок одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
  • при решении возникающих проблем ребенок не прибегает к речи и к помощи взрослых;
  • ребенку безразлично понимают ли его окружающие. Он говорит на одном ему понятном языке.
  • речь ребенка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак неблагополучного развития речи – значит, ему необходима помощь специалистов.

В нашей стране проблемы преодоления речевых нарушений у детей решаются на базе групп компенсирующей направленности, которые призваны осуществлять коррекцию речевых нарушений у ребёнка и развивать предпосылки школьного обучения. Работа по коррекции речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.

Всем известно, что неумение общаться вследствие речевых нарушений, неумение выражать свои мысли приводит к различным комплексам в развитии ребёнка: делает его застенчивым, тревожным, иногда агрессивным.

Специфическими особенностями неречевых процессов у детей с нарушениями речи являются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Основным специалистом группы компенсирующей направленности является учитель-логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. В работе с детьми с нарушениями речи уделяется внимание развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.

Своевременное и грамотно организованное психолого - педагогическое сопровождение, осуществляемое в ДОУ педагогом-психологом по профилактике и коррекции нарушений личностного развития, имеет особую важность, так как именно этому аспекту уделяется меньше внимания другими  специалистами. В связи с этим можно утверждать, что в психокоррекционной и консультативной  работе более значимой является деятельность педагога-психолога.

Основными направлениями психокоррекционной  работы являются:

  • отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
  • коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
  • организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
  • обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

Так же, как и педагоги-психологи, все педагоги, специалисты, медики ДОУ делают все, чтобы дети с ограниченными возможностями в развитии никогда не чувствовали себя ущемленными, обиженными, обделёнными.

Выстраивая взаимоотношения с детьми, педагоги обязаны помнить, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать. Личность, с которой надо считаться.

Список литературы

  1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
  2. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Санкт-Петербург: КАРО. Год. 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Эффективность оздоровительной работы с детьми имеющими речевые нарушения в детском саду во многом обусловлена комплексным подходом к данной проблеме, участием в ней всех сотрудников детского учреждени...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....

Создание условий для психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития.

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями ...

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития

В статье представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада....

Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Пояснительная записка, система коррекционной работы в ДОУ, планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.)у детей 6-го год...

Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В материале представлены основные требования к деятельности и компетентности учителей-логопедов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Также перечислены функции педагогического общения с воспитан...