Как малышам научиться ориентироваться в окружающем пространстве?
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
В материале консультации приведены примеры игр и упражнений на пространственную ориентировку младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_mylyshi_orientiruyutsya_v_prostranstve.docx | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как малышам научиться ориентироваться в окружающем пространстве?
Уважаемые родители, предлагаем для вас первую часть, достаточно огромной и интересной темы: ориентировка в пространстве дошкольников с нарушением зрения. Кто-то из взрослых может сказать, что маленькому ребенку не так уж и важно знать, где у него правая или левая сторона тела. На самом деле, ребенок с нарушения зрения достаточно долго овладевает пространственными представлениями в отличии от обычных деток. И до школьного периода ему необходимо успеть осознать множеством таких понятий: схема собственного тела, ориентация в пространстве относительно себя, ориентация в пространстве относительно других объектов, а также взаимодействие этих объектов в пространстве и т.п. Весь комплекс умений ориентировки в пространстве – это прочная основа мыслительных процессов дошкольника и впоследствии залог успешного понимания школьных дисциплин начального звена: родного языка (звукобуквенный анализ, письмо и чтение, счет и решение простейших задач, окружающий мир). Поэтому, нужно внимательнее отнестись к этому интересному и познавательному миру вокруг себя и ребенка, и с легкостью эти знания донести до малыша. Вперед!!! Начинаем с самых маленьких!!!!
Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в маминых пестушках и потешках, в мамином массаже с песенками, от которых получают радость.
Тра-та-та, тра-та-та,
Поймал дедушка кота,
А бабушка — кошку
За левую ножку!
На слова «левую ножку» мама ласково потряхивает левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.
Или другая потешка – для деток постарше, которые уже учатся ходить и «танцевать» и топать ножкой под песенку.
Топни-ка, ножка
ПрАвая, понемножку!
Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем-переступаем правой ножкой).
Топни-ка левая –
Маменька велела!
Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем – переступаем левой ножкой)
Ай, деточка, попляши!
Твои ножки хороши! (подпрыгивание или пружинки)
Для детей чуть постарше можно использовать стихотворения и делать под них движения.
При одевании ребенка можно приговаривать строчки из этого стихотворения Елены Благининой: «Вот они – сапожки! Это – с левой ножки! Это – с правой ножки!» и просите ребенка: «Дай мне левую ручку. А теперь правую ручку»:
Е.Благинина
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они — сапожки.
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта — с правой ножки,
Эта — с левой ножки.
Вот как хорошо!
Маленьких детей мы знакомим прежде всего со словами «Вверх» — «вниз» (птичка полетела на дерево – вверх! Мячик упал вниз – бух! На качелях качаемся вверх – вниз, вверх — вниз), вперед – назад (беги ко мне, догоняю). И лишь затем ребенок сможет освоить слова «вправо» и «влево».
С малышами можно сделать простую аппликацию, которая научит ориентироваться не только в комнате, но и на листе бумаги. Например, сделать платочек или салфетку для куклы или другой игрушки.
Сделай узор на платочке.
Вам понадобится набор вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур: например, четыре красных треугольника и красные круги. Или другой набор: один зеленый круг, четыре зеленых треугольника и один зеленый прямоугольник.
Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Пусть любимая игрушка ребенка попросит малыша помочь ей и подарить точно такой же платочек.
Рассмотрите внимательно образец вместе с малышом: обведите пальчиком малыша фигурку на образце: круглая они или есть уголочки? Если есть уголочки, то сколько их — три уголочка или четыре уголочка? Как она называется? Назовите формы – это круг, а это квадрат. Опишите словами, как расположены фигуры. например: «Смотри, в серединке круг, а в уголках – квадраты. Так мы и сделаем! Разложи фигурки на своем платочке»
Самые простые орнаменты состоят из 2 фигур (например, на одном коврике, салфеточке или платочке приклеены круг и квадраты). Более сложные – из трех разных геометрических фигур. Сначала малыш выкладывает фигуры на своем платочке, и только потом приклеивает.
Когда платочек готов, подарите его торжественно игрушке, пусть она скажет малышу «Спасибо», порадуется вместе с ним.
Внимание! Это важно! Никогда малыш не должен видеть, что его рисунок или аппликация после игры выбрасывается! Если он делает свою салфеточку для куклы, то кукла должна сама взять у него аппликацию, положить ее на свой игрушечный столик как салфеточку, поставить игрушечную посуду, восхититься, какой же красивый стол стал с этой салфеточкой. Сказать, что пригласит гостей и покажет им новую салфеточку. Поблагодарить малыша. Только тогда Вашему ребенку будет и в дальнейшем интересно заниматься с Вами.
Знакомимся с мозаикой.
В самых простых играх с мозаикой мы тоже можем начать знакомить ребенка с пространством и учить ориентироваться в нем.
Игра 1. Покажите малышу детали мозаики (подойдет магнитная мозаика с геометрическими разноцветными формами или любая другая мозаика для малышей). Покажите ребенку синие детали – пусть это будет дождик. Дождик кап-кап-кап-кап – капает по крыше, по окошку, по деревьям. Пусть ребенок сделает дождик на игровом поле из синих деталек и научится заполнять деталями равномерно всё игровое поле мозаики. Вот какой дождик у нас пошел! Важно, чтобы малыш располагал детали по всему игровому полю, а не ставил кучкой где-то в центре или сбоку.
В следующий раз попробуйте разложить другие детали, придумав, что же это будет. Белые детали могут быть летающими снежинками. А желтые – осенними листочками. Красные – конфетами на столе, а крупные детали – воздушными шариками, которые летят в небо. Много мелких разноцветных деталей может быть салютом в небе.
Ребенку не так просто класть детали на мозаику – покажите ему, как сначала взять деталь двумя-тремя пальчиками и как потом прижать ладошкой к магнитному полю, чтобы фигурка «прилипла».
Игра 2. В следующих играх познакомьте малыша с понятиями «вверху» и «внизу». Сделайте вместе с ребенком из всех синих деталей «речку» внизу игрового поля. Для этого выложите широкую полосу из деталей синего цвета. Проведите по ней пальчиком ребенка – «течет речка», речка длинная — длинная. Можете сделать рядом из отдельных зеленых деталей «травку» — так же, как мы делали дождик.
А потом сделайте солнышко вверху игрового поля, собрав желтые детали в круг. Дополнительно можно собрать рядом с солнышком облачка из белых деталей.
Что вверху? Солнышко. А что внизу? Речка и травка. Так малыш начинает понимать слова «вверху» и «внизу» применительно к картинке, листу бумаги, игровому полю игры.
Игра 3. В следующей игре с мозаикой пусть полетят наши листочки – куда они летят? Вверх или вниз? Давай на них подуем – дует ветер! Куда мой листочек полетел? Вверх. А твой куда полетел? Вниз!
Когда малыш подрастет, наши листочки будут летать еще и вправо или влево. Куда твой листок полетел? Вправо! А мой сейчас полетит влево. Я подую на него. Вот! Уже летит!
В этой очень простой игре малыш начинает ориентироваться на плоскости, понимать, где верх, а где низ, видеть ограничение игрового поля его сторонами (правой и левой).
Источник:
http://rodnaya-tropinka.ru/igry-s-det-mi-uchimsya-orientirovat-sya-v-prostranstve/#ixzz4WfRm7Me6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как научить ребенка ориентироваться в ПДД
Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не ...
Как научить Незнайку ориентироваться во времени. Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.
Как научить Незнайку ориентироваться во времени.Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе. Цель: Расширить знания детей об измерен...
"Научи меня ориентироваться"
" Я не вижу, и для меня очень важно научиться ориентироваться в этом мире. Понять что такое шаг, направление (право, лево, вперед, назад).Помогите мне научиться этому.Только помни, если будешь на мен...
"Как научить ребёнка ориентироваться в клеточках?"
В консультации представлены последовательность знакомства ребёнка с клеткой и некоторые упражнения....
Если вы любите своего малыша – научитесь говорить ему «нет».
Консультация для родителей....
Если вы любите своего малыша- научитесь говорить ему "Нет"!
Малыш требует, чтобы все вокруг подчинялись его желаниям и как можно быстрее – независимо от того, насколько их желания выполнимы и соотносятся с планами окружающих. Если он не получает требуемо...
Консультация для родителей средней группы «Поможем малышу научится работать с ножницами»
Умение резать ножницами требует удивительно большого количества навыков. Чтобы правильно резать ножницами, должна происходить одновременно координация левой и правой рук, которые совершают абсолютно р...