Основные направления педагогической коррекции дошкольников с ЗПР с гиперактивным поведением
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Задержка психического развития поддаётся педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperak_zpr_3_1.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления педагогической коррекции дошкольников с ЗПР с гиперактивным поведением
Задержка психического развития поддаётся педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.
Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.
Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной деятельности. Педагогическая коррекция со старшими дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического и индивидуального развития.
Укажем основные направления коррекционной работы со старшими дошкольниками с ЗПР:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6. Коррекция и развитие речи.
7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Положительная динамика всего коррекционного процесса с дошкольниками с ЗПР с гиперактивным поведением возможна лишь при комплексном подходе, то есть при участии многих специалистов: невролога, психолога, дефектолога, социального педагога, логопеда, воспитателей.
Системная консультативная помощь всех этих специалистов необходима родителям и воспитателям в работе с гиперактивными старшими дошкольниками с ЗПР.
Необходима отдельная работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как «хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях (Мичурина Ю.А., Никулина А.А.). Важной задачей педагогов является изменение отношения близких родственников к ребенку. Матери и другим близким нужно объяснить, что улучшение состояния их ребенка зависит не только от назначаемого врачом специального лечения, даже если таковое нужно, но и в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
«Весь процесс педагогической коррекции будет эффективен лишь при условии тесного сотрудничества семьи и детского сада, которое обязательно должна включать обмен информацией между родителями и воспитателями» [37, с. 12]. Успех в коррекционной работе будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребенку дома и в детском саду: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребенка (Пасечник Л.).
Смежные специалисты, такие как психолог, дефектолог и социальный педагог должны представить воспитателям подробные сведения о природе и сути гиперактивного поведения, а также о характере специфике такого поведения у старших дошкольников с ЗПР в образовательном учреждении. Они должны знать, что работа с такими детьми должна строится на индивидуальной основе. «Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка» [10, с. 54]. Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. В течение дня предусматриваются возможности для двигательной разрядки: физического труда, спортивных упражнений, возможно танцев. М.И. Чистякова отмечает, что для таких детей полезны занятия психогимнастикой. Замечено, что изобразительная деятельность и музыка – это вспомогательные средства общения, благодаря которым облегчается возможность продуктивного контакта с гиперактивным ребенком с ЗПР (Л.Д. Лебедева).
В процессе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР с гиперактивным поведением в большинстве случаев легче корректировать недостатки в знаниях, в общих представлениях и интеллектуальных умениях, и гораздо труднее в сфере саморегуляции.
В педагогической коррекции дошкольников с ЗПР с гиперактивным поведением следует выделить три основных направления:
1) развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
2) отработку конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
3) работа с гневом и самоагрессией, контроль эмоций.
Работа педагога может осуществляться параллельно по нескольким или по одному приоритетному направлению.
Рассмотрим каждое из них.
При развитии у ребенка дефицитарных функций коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным. Когда в процессе занятий с воспитателями, с дефектологом и психологом будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно (Кошелева А.Д., Алексеева Л.С.). Например, развивая произвольное распределение внимания, необходимо снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Снижая импульсивность, не стоит работать над концентрацией внимания и ограничивать подвижность. Развивая усидчивость, можно допустить импульсивность и рассеянное внимание.
К упражнениям для развития произвольности относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определенным образом осмыслены, «перекодированы» ребенком. В процессе занятий степень произвольности может меняться. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует программы. Выполнение действий здесь носит механический характер, и степень произвольности снижается. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы. Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента.
Индивидуализированная методика коррекционных занятий с гиперактивными старшими дошкольниками с ЗПР направлена на формирование произвольной регуляции и предусматривает два основных принципа. С одной стороны, комплекс упражнений ориентирован на включение в работу мышечных групп, которые обычно используются в развернутом двигательном акте. С другой стороны, коррекционные психомоторные упражнения соответствуют этапному возрастному развитию ребенка и основываются на соблюдении последовательности овладения двигательными функциями, свойственной здоровым детям (Головко О.А.).
Методологически такая коррекция опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (А.Р. Лурия); на учение о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении (Л.С. Цветкова); на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович). Методически она базируется на адаптированный вариант нейро-психологических, телесно-ориентированных, театральных, арт-терапевтических и иных психотехник применительно к старшему дошкольному возрасту.
Процесс педагогической коррекции гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР должен включать в себя такие основанные на законах физиологии методы и приемы как: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Приведем некоторые примеры. Растяжки нормализуют гипертонус мышц. Гиперактивные дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. «Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка» [23, с. 57]. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.).
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом.
Коррекционные движения тела и пальцев (Сиротюк А.Л.) обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности, особенно когда используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела (например, ползание). Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке - голове.
Кроме того, «выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить» [23, с. 59].
Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т.е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.
Отработка конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками на начальном этапе должна осуществляться индивидуально. Здесь можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правил выполнения конкретного задания. Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности – тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях (Лютова Е.К., Монина Г.Б.).
Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:
1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
2. Парные упражнения способствуют расширению "открытости" по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его.
3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
Специальные занятия, проводимые с гиперактивными детьми, отличаются четкой, повторяющейся структурой, неизменным расположением предметов в зале, введением временного лимита на выполнение заданий, соблюдением детьми норм и правил поведения, введением системы наказаний и поощрений, соблюдением правил начала и окончания занятий.
Список литературы
- Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с украинского. — М.: Генезис, 2010.
- Семаго, Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2001. – 203с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для вузов. - М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Картотека игр и упражнений по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) являются основным контингентом логопедических групп. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей.. В комп...
Сообщение на тему: Основные направления разностороннего развития дошкольников
Основой содержания дошкольного образования определены 4 основные направления дошкольников. Образовательные области соответствующие основным линиям развития ребенка: 1. Социально-коммуникативное развит...
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Правильная дозировка нагрузок, обеспечение каждому участнику места в игре в зависимости от его индивидуальных особенностей, наблюдение за сменой ролей. Для игр-соревнований важны мотивы стремления уча...
Основные направления трудовой деятельности дошкольников
Основные направления трудовой деятельности дошкольниковДля воспитателя детского сада задачей №1 является помочь малышам познакомиться с миром взрослых. Ребята должны научиться выполнять про...
Основные направления педагогической работы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ
Консультации для педагогов и родителей, входящие в цикл семинаров по развитию театрализованной деятельсти в ДОУ, на которых можно познакомится с понятиями о театрализованной деятельности и ее значение...
Основные направления психологической коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста очень актуальна и требует комплексного, системного подхода. В данном материале рассматриваются характерологические особенности агрессивных до...
Картотека игр и упражнений по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста
в картотеке представлены варианты занятий и дидактические игры...