Как помочь детям с тнр?
презентация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_detyam_s_tnr.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии , ринолалии , легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии , алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха. - Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи . I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. “ безречевые дети”). Такие дети пользуются “ лепетными ” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолёт, самосвал, пароход. II уровень речевого развития. Кроме жестов и “ лепетных ” слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “ лябока ” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “ тевики ” вместо “снеговики”. III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак . а потом ходиля де летька , там звяна . потом асьпальки небили . потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”. IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев , воронов»).
Признаки нарушений речевого развития • снижение работоспособности; • повышенная истощаемость ; • неустойчивость внимания ; • более низкий уровень развития восприятия; • недостаточная продуктивность произвольной памяти; • отставание в развитии всех форм мышления ; • дефекты звукопроизношения ; • своеобразное поведение ; • бедный словарный запас; • низкий навык самоконтроля; • незрелость эмоционально-волевой сферы ; • ограниченны й запас общих сведений и представлений; • неудовлетворительный навык каллиграфии ; • трудности в счете через 10, решении задач .
Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом Общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Нарушение динамического и статистического равновесия /не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т.д . Затруднена мелкая моторика пальцев рук .
- Трудности в формировании пространственно- временных отношений, нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов, память мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение, не сформирован достаточный уровень логического, абстрактного мышления, но дети точно сохраняют заданный способ рассуждения и используют помощь в работе.
На базе МКДОУ «ЦРР-ДС «РИТМ» был создан ППк Задачи ППК: - выявление трудностей в освоении образовательных программ , особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; - разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; - контроль за выполнением рекомендаций ППк .
Единое коррекционно-образовательное пространство для ребенка с речевыми нарушениями
Социально-коммуникативное развитие Направлено на совершенствование и обогащение навыков игровой деятельности детей с ТНР, дальнейшее приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности. Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр во всех формах и направлениях общеразвивающей и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТНР на протяжении их пребывания в дошкольной организации стимулирует, прежде всего, речевую активность.
Познавательное развитие Обеспечивает развитие у детей с ТНР познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений. Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области по следующим разделам: 1) конструирование; 2) развитие представлений о себе и об окружающем мире; 3) формирование элементарных математических представлений.
Речевое развитие Направлено на формирование у детей с ТНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений . У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?», «Когда?», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми , вербально дополняя их.
Художественно-эстетическое развитие Организация изобразительной деятельности детей с ТНР в дошкольном возрасте являются занятия, в ходе которых у детей формируются образы-представления о реальных и сказочных объектах, развивается кинестетическая основа движений, совершенствуются операционально-технические умения, развивается анализирующее восприятие, закрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются наглядно-образное мышление, эстетические предпочтения . При реализации направления «Музыка» дети учатся эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развивают слуховое внимание и сосредоточение, музыкальный слух ( звуковысотный , ритмический, динамический, тембровый), привлекают их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Дети учатся распознавать настроение музыки, характер (движение, состояние природы и др.)
Физическое развитие В работе по физическому развитию детей с ТНР помимо образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре.
Семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей. Взаимодействие педагогов Организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь детям преодолеть страхи?
Советы родителям...
Как помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта.
Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Основным из которых является развитие мелкой мото...
"Как помочь детям стать чуткими"
Консультация для родителей и воспитателей, содержит игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстникам (вербальное общение)....
Как помочь детям с нарушениями речи подготовиться к школе.
Как помочь ребёнку с нарушениями в речи не отстать от сверстников при поступлении в школу. Данные рекомендации для родителей включают в себя специально разработанные задания, направленные на развитие ...
Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям.
Мне бы хотелось рассказать родителям о том, на что нужно обращать внимание в раннем детстве и как можно ускорить процесс коррекции нарушений речи....
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Тяга детей к огню,игре со спичками общеизвестна.Психологи доказывают,что об опасности этих игр дети знают,они различают огонь добрый и злой, огонь созидающий и разрушающий.Помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь их от беды-задача взрослых
Консультация для родителй по пожарной безопасности...