Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям.
статья по логопедии на тему
Мне бы хотелось рассказать родителям о том, на что нужно обращать внимание в раннем детстве и как можно ускорить процесс коррекции нарушений речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nailuchshiy_sposob_pomoch_detyam_-_eto_pomoch_ih_roditelyam.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям.
В настоящее время факт стремительного роста числа детей с нарушениями речи неоспорим. По оценкам некоторых специалистов 80% детей сегодня нуждаются в логопедической помощи. Поскольку речь – это продукт работы центральной нервной системы, нетрудно понять, что нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Между тем, многие родители игнорируют речевые проблемы детей, надеются, что все само нормализуется и обращаются к специалистам только перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Любое, даже самое незначительное нарушение речи не скорректированное вовремя, создаст проблемы Вашему ребенку во время обучения и, возможно, существенно ограничит выбор возможных профессий.
Мне бы хотелось рассказать родителям о том, на что нужно обращать внимание в раннем детстве и как можно ускорить процесс коррекции нарушений речи.
Сегодня активно развивается превентивная (предупреждающая развитие дефекта) логопедия, которая советует первый визит к логопеду нанести…… в 6 месяцев. Родителям важно знать, что в первые месяцы жизни ребенок нуждается в относительной тишине, среди которой множество мелких, тихих звуков и шумов: шуршание одеяла, шум дыхания, удары сердца. Эти звуки учат его прислушиваться, в дальнейшем это умение будет способствовать слышать, «вычленять» из звукового потока звуки речи, чтобы подстроить свой артикуляционный аппарат для их воспроизведения. Очень важно для речевого развития умение правильно ползать: на четвереньках с попеременным преставлением рук и ног. Мало кто знает, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, испытывают трудности обучения. Дело в том, что во время правильного ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие межполушарных связей, способствующие развитию речи.
Если к концу 5-го месяца малыш не прислушивается к музыке, к 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации, к концу 9-го у него отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослым звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего – поводы для беспокойства есть и весьма основательные. Если у ребенка с опозданием формируется все психомоторные функции (поздно сел, не ползал, плохо брал игрушки, долго молчал и т. д.) констатировать нарушения речевого развития уже возможно и начинать стимулировать развитие всех отстающих от нормы функций просто необходимо, чтобы минимизировать в дальнейшем нарушения речи. Конечно, начинать нужно с визита к невропатологу, поскольку в настоящее время существуют препараты, стимулирующие и активизирующие развитие мозга.
А теперь несколько советов родителям детей от 3-х до 7 лет.
Говорите с детьми четко, внятно, эмоционально, позитивно (Ваши слова могут сделать Вашего ребенка сильнее или слабее). Никогда не повторяйте слова, сказанные в силу различных причин ребенком неправильно. Для правильного развития детям необходимо слышать грамотную речь. Хочется заметить, что хорошая речь – это классическая речь, а не современные комиксы и мультфильмы, где все разговаривают с «кашей во рту» и только междометиями. Всегда особенно четко выделяйте окончания, поскольку в русском языке от окончаний зависит смысл сказанного. Знайте, что для расширения речевых возможностей ребенка есть 3 источника:
- постоянное общение со взрослыми, которые в идеале, находясь рядом, должны выступать в роли образца, комментирующего и объясняющего все вокруг;
- закрепление образа слова через комплекс разнообразных ощущений: зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и манипуляций с ними;
- бесконечное приобщение к литературе.
Помните, что глаголы – основа речи. Глаголы отражают в нашей речи движения, действия, а действия на современном языке – «пазлы» любой деятельности и поведения в целом. Поэтому используйте в речи больше глаголов. Есть один простой тест: чтобы оценить, насколько развита речь Вашего ребенка, задайте ему вопрос: «Что умеет делать мама?» При нормальном речевом развитии ребенок выдаст: «возраст плюс два слова». То есть если ребенку 3 года, он должен назвать 5 глаголов. Но как показывает практика, современные дети имеют очень низкий уровень развития глагольного словаря. Родители и бабушки мало читают сказок, мало разговаривают с детьми, а «псевдоинформация» в лице компьютерной субкультуры выхолащивает из повседневного обихода и образования классический русский язык.
Обязательно развивайте чувство ритма. Известно, что мозг функционирует в определенном ритме, ритм пронизывает всю нашу жизнь. Первый ритм, который воспринимает ребенок – это ритм маминого сердца. И наша речь развивается сначала в интонационно-ритмическом ключе. Поэтому хлопайте, топайте под музыку, пойте, танцуйте.
Занятия танцами не только воспитывает чувство ритма, но и развивает всю двигательную сферу, которая является фундаментом для развития речи. Хочу заметить, опираясь на свой опыт: чем лучше у ребенка развита координация, чувство ритма, чем быстрее он улавливает и может воспроизвести танцевальные и любые движения, тем быстрее и эффективнее происходит коррекция речевых нарушений.
Очень полезно качаться на качелях: это стимулирует работу мозжечка, развитию которого в последнее время неврологи придают большое значение, поскольку функция мозжечка не только в автоматизации походки и координации тела в пространстве, но и в регулировании когнитивных (умственных) функций и речи. Не зря у всех народов были люльки и колыбели, укачивая в которых мамы и бабушки пели колыбельные. Еще раз повторюсь: развитие чувства ритма, координации создает необходимый фундамент для развития и коррекции всех нарушений речи.
Помните: любые нарушения речи можно исправить или очень эффективно скорректировать! Важно не упустить время. В этом вопросе своевременность решает все! Мозг детей обладает огромными компенсаторными возможностями в силу своей пластичности. Чем младше ребенок, тем больше у него возможностей для достижения лучшего результата. От специалистов зависит многое, но не все. Огромная роль принадлежит родителям. Комплексный подход, активное участие родителей в процессе коррекции и развития речевой функции ребенка обязательно дадут результат. НЕ теряйте «золотое время» дошкольного детства»!
Меркулова Мария Васильевна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МКДОУ д/с «Ласточка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "10 способов помочь ребенку открыть свой музыкальный талант и стать настоящим композитором"
Десять советов о том, как помочь вашим детям проявить свой талант композитора....
Как помочь детям с нарушениями в поведении: причины и способы коррекции.
Дано разъяснение агрессивному и гиперактивному поведению, рекомендации по работе с детьми, представлены тренинговые упражнения по профилактике отклоняющегося поведения...
Консульация для родителей "5 способов помочь ребенку адаптироваться к садику"
Консультация для родителей детей пришедших в детский сад или собирающихся посещать его....
10 способов помочь вашему ребенку вести себя хорошо
10 способов помочь вашему ребенку вести себя хорошо...
Консультация для родителей "15 способов помочь ребенку лучше есть"
Советы родителям по поводу воспитания у детей здорового отношения к еде....
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Заикание у детей. Семь способов помочь заикающемуся ребенку.
1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, споко...