Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Каштанова Татьяна Георгиевна

Направленность: предшкольное развитие

Возраст обучающихся: 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  «Баунтовский эвенкийский  район»

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

«утверждаю»:

Зав. МАДОУ детский сад «Теремок»

Тугаринова О. В.__________________

Приказ № ___ от «____»_____2018

Дополнительная общеразвивающая  программа

«Подготовка руки к письму»

Направленность: предшкольное развитие

Возраст обучающихся: 6 лет.

Срок реализации:  7 месяцев

Автор - составитель:

 Каштанова Татьяна Георгиевна,

Воспитатель высшей категории.

п. Маловский

  1. г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Основные характеристики программы

1.1.  Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» реализуется  в соответствии с предшкольной направленностью  дошкольного образования. При помощи данной программы развивается мелкая моторика рук,  что является одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

1.2.   Актуальность программы обусловлена неразвитостью мелкой моторики пальцев руки дошкольника, недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.

В школе, на первом этапе обучения многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок плохо ориентируется в понятиях «лист», «страница», «строка»; не укладывается в общий темп работы. Всё это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса.  Поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В нашей группе уровень владения мелкой моторикой и интеллектуальной готовности к школьному обучению у всех детей разный, и чтобы дать всем детям равные стартовые возможности для поступления в школу, необходимо проводить дополнительные упражнения, на развитие мелкой моторики рук, улучшению координации движений,  укреплению кисти руки.

  1. Отличительные особенности программы. Программа «Подготовка руки к письму» модифицированная, основана на материале методического пособия  «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе» Завьяловой Н. А., Лукиной Е. В. Программа формирует технические и гигиенические навыки письма, координацию движений рук при письме. В программе учитывается принцип ведущей игровой деятельности дошкольников, что позволяет поддержать интерес к занятиям, легче освоить сложные умения и навыки.  В программу включены дидактические игры и игровые упражнения  на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе бумаги, на развитие графических движений и зрительного восприятия; упражнения на развитие координации пальцев рук. Программа дополнена занимательными физкультминутками и упражнениями для самомассажа кистей рук.
  2. Педагогическая целесообразность программы «Подготовка руки к письму определяется возможностью дальнейшего общего разностороннего развития личности ребёнка. Уделяя внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, можно стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, это является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.  
  3. Цель программы: 

Подготовка детей к обучению письму в школе.

  1. Задачи:

- Укрепление кисти руки, улучшение координации движений;

- Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;

- Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

- Овладение умением ориентироваться на  пространстве листа, строки, в элементах письма;

- развитие наглядного, образного и отвлечённого мышления детей;

- Формирование графических навыков.

  1. Возраст детей, которым адресована программа  - 6 – 6,5 лет

      Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей  ребёнка старшего дошкольного возраста.

Возрастные особенности развития детей 6 лет

                Ребенок  5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате.

       У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

        Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

        Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

        В группу набираются дети, идущие в 2019 году в школу, которым исполнилось 6 лет в количестве 16 .

  1. Формы занятий:

Занятия проводятся по подгруппам (8 детей в подгруппе)

  1. Объём программы:

2.1. Объём программы – 30 часов

2.2. Срок реализации программы – 7  месяцев.

2.3. Режим занятий – 1 раз в неделю по 30 минут.

  1. Планируемые результаты

3.1. Планируемые результаты

 Воспитанник будет знать:

-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная,

наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение

 ручки, тетради);

-правила работы с тетрадью.

Воспитанник будет уметь:

-правильно сидеть за столом во время письма;

-правильно располагать рабочую тетрадь;

-правильно держать карандаш и ручку;

-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

-проводить линии в разных направлениях;

-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

-ориентироваться на листе бумаги в клетку.

3.2. Способы и формы проверки результатов:

Знания, умения, навыки

Формы контроля

Сроки

1.

Гигиенические правила письма

Наблюдение

ноябрь февраль

2.

Правила работы с тетрадью

Наблюдение

ноябрь февраль

3.

Графические навыки

Контрольное занятие (узорная штриховка, срисовывание слов)

январь апрель

4.

Ориентировка на тетрадном листке

Контрольное занятие – графический диктант

январь

апрель

5.

Развитие мелкой моторики кистей рук

Открытка для папы «Вырезание ножницами)

Подарок маме «Бусы» (нанизывание бисера на леску).

февраль март

Таблица мониторинга

Ф. и ребёнка

Гигиена письма

Работа с тетрадью

Ориентировка на листе

Графические навыки

Мелкая моторика

штриховка

срисовывание слов

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует норме;

  1. балла – высокий уровень.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Учебно-тематический план

 

Тема

часы

теория

практика

контроль

1

Знакомство с правилами письма

1

0,5

0,5

обзорный

2

Работа на листе в клетку

12

2

10

индивидуальный

3

Упражнения на листе в линию

17

2

15

индивидуальный

Итого:

30

Тема

Задачи

содержание

Работа в тетрадях в крупную клетку

- Развитие наглядного, образного и отвлечённого мышления детей;

- Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;

- Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

Штриховка, дорисовывание, графические диктанты

Работа в тетрадях в косую линию

- Формирование графических навыков.

- Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

- Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;

Рисование узоров, элементов букв, буквосочетаний,

простых коротких слов

Работа над укреплением кисти руки

- Укрепление кисти руки, улучшение координации движений;

Пальчиковые гимнастики, разминки, пальчиковые игры, самомассаж пальцев рук.

  1. Содержание тем программы

1.Знакомство с правилами письма.

    При подготовке обучению письму необходимо соблюдать последовательность в совершенствовании движений. Важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что означает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребёнка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на столе тетрадь, а затем постоянно контролировать за выполнение  данных требований.

2.Работа на листе в клетку.

- обучение умению ставить точку на строке, с которой начинается движение, рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. Закрепление понятий «верх», «низ», «слева», «справа»,  «сбоку», «веду руку направо» и т. п.

- выполнение заданий со штриховкой (от простого к сложному): вертикальной, горизонтальной, косой, волнообразной, круговой; с разными направлениями движений руки  - слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

- написание графических диктантов. Важно хорошо ориентироваться в направлениях письма на листе в клетку.

3.Работа на листе в линию.

- Ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой.

- освоение написания элементов письменных букв.

- написание отдельных букв и слов «мама», «папа».

 В процессе обучения подчеркиваем правильное и неправильное выполнение каждого элемента.

Правила красивого письма.

- Все графические элементы должны быть одинаковой высоты и ширины.

- Элементы, выходящие за верхнюю или нижнюю строку должны заканчиваться на одном расстоянии от строки.

- Расстояние между элементами букв должно быть одинаковым.

- Прямые линии при письме должны быть ровными.

  1. Календарный учебный график.

Срок

тема

час

Форма

контроль

1

октябрь

Начертание линии из точки

1

подгруппа

индивидуальный

2

октябрь

Вертикальная штриховка свеху

1

подгруппа

индивидуальный

3

октябрь

Вертикальная штриховка снизу

1

подгруппа

индивидуальный

4

октябрь

Косая штриховка свеху

1

подгруппа

индивидуальный

5

ноябрь

Косая штриховка снизу

1

подгруппа

индивидуальный

6

ноябрь

Горизонтальная штриховка

1

подгруппа

индивидуальный

7

ноябрь

Волнообразная штриховка

1

подгруппа

индивидуальный

8

ноябрь

Волнообразная штриховка

1

подгруппа

индивидуальный

9

декабрь

Кругообразная штриховка

1

подгруппа

индивидуальный

10

декабрь

Спиралеобразная штриховка

1

подгруппа

индивидуальный

11

декабрь

Петлеобразная штриховка

1

подгруппа

индивидуальный

12

декабрь

Все виды штриховки – пейзаж

1

подгруппа

индивидуальный

13

январь

Все виды штриховки - узор

1

подгруппа

индивидуальный

14

январь

Короткая и длинная палочка

1

подгруппа

индивидуальный

15

январь

Короткая, с закруглением внизу

1

подгруппа

индивидуальный

16

январь

Длинная, с закруглением внизу

1

подгруппа

индивидуальный

17

февраль

Короткая, с закруглением вверху

1

подгруппа

индивидуальный

18

февраль

Длинная, с закруглением вверху и внизу

1

подгруппа

индивидуальный

19

февраль

Длинная, с петлёй вверху

1

подгруппа

индивидуальный

20

февраль

Длинная, с петлёй внизу

1

подгруппа

индивидуальный

21

март

Полуовалы

1

подгруппа

индивидуальный

22

март

Буквы  «О» и «о»

1

подгруппа

индивидуальный

23

март

Строчная буква «а»

1

подгруппа

индивидуальный

24

март

Строчные буквы «и», «ш»

1

подгруппа

индивидуальный

25

март

Строчные буквы «л», «м»

1

подгруппа

индивидуальный

26

апрель

Слово «мама»

1

подгруппа

индивидуальный

27

апрель

Строчная буква «п», слово «папа»

1

подгруппа

индивидуальный

28

апрель

Буква «с», слова «сам», «сом»

1

подгруппа

индивидуальный

29

апрель

Буква «у», слово «суп»

1

подгруппа

индивидуальный

30

апрель

Буква «е», словосочетание «ем суп»

1

подгруппа

индивидуальный

  1. Организационно – педагогические условия
  1. Методическое обеспечение программы

- «Методика подготовки детей к школе», Н.Г.Кувашева

- Учебно-тематически план занятий «Подготовка руки к письму»

  1. Условия реализации программы
  1. Систематическое проведение занятий - занятия проводятся в помещении группы, во 2 половину дня.

2.  Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.  Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.  Сотрудничество педагога с семьей.

Материалы, необходимые для занятий:

- разлинованная доска, маркеры,

- тетради в крупную клетку,

- тетради в косую линию,

- авторучки с держателями,

- простые карандаши.

Работа с родителями

        Работа с родителями - одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму.  

        Необходимо формировать мотивационное отношение родителей к развитию мелкой моторики руки у детей, что достигается через

- индивидуальные беседы с родителями,  

- размещение  информации о развитии мелкой моторики руки через детс

  1. Используемая литература:

  1. Останкова Ю. В. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» - Волгоград: издательство «Учитель», 2014 г. -130 стр.
  2. Кувашова Н. Г., Нестерова Е. В. «Методика подготовки детей к школе»  - Волгоград: издательство «Учитель», 2010 г. - 65 стр.
  3. Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Кузина А. Ю., Груздова И. В. «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников» -Москва: Мозаика-Синтез, 2012 г. – 64 стр.
  4. Лёвина С. А., Тукачёва С. И. «Физкультминутки»  - Волгоград: издательство «Учитель», 2016 г. -67 стр.
  5. Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г. «Пальчиковые игры и упражнения»  - Волгоград: издательство «Учитель», 2017 г. -151 стр.



Предварительный просмотр:

Разминка

Задание

Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, самомассаж пальцев.

Графический диктант

1

«Осень»

Ветер по лесу летал,                 Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый.    Загибать по одному пальчику

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.       Спокойно уложить ладони на стол

Задание

Поставь карандаш на точку и медленно веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги

Самомассаж

Гимнастика для глаз

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

«Мытьё рук»

Графический диктант Зигзаг Графический диктант «Зигзаг

2

Вертикальная штриховка свеху  Лист берёзы

3

Мышка

Мышка в норку пробралась,
Делаем двумя ручками крадущиеся движения
На замочек заперлась.
Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками
В дырочку она глядит,
Делаем пальчиками колечко
На заборе кот сидит!
Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками

Вертикальная штриховка снизу  Яблоко

Самомассаж

Гимнастика для глаз

«Осень»

.  «Радужные брызги».(для пальцев)Развивает воображение, повышает общий физиологический тонус.

     а). Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель, «обрызгивание друг друга.

     б). Представление того, как капли разлетаются в разные стороны, переливаясь всеми цветами радуги. Ответы на вопросы: Куда летят капли? Какого они цвета?

Узор по клеточкам. Графический диктант для дошкольников. Графический диктант «Змейка»

4

Косая штриховка сверху

Арбуз

5

Лодочка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву. Изображаем лодочку, прижав друг к другу ладошки, большие пальцы прижимаем к ладоням так, чтобы они не соединялись

Две ладошки, друзья, —

Это лодочка моя. При этом кисти рук изображают волны

Паруса подниму, Поднимаем вверх большие пальцы

Синим морем поплыву. При этом кисти рук опять изображают волны.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. Соединяем вместе две ладошки и изображаем рыбок, делая волнообразные движения

Косая штриховка снизу

Забор

Самомассаж

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам ракеты Графический диктант «Ракета»

6

Горизонтальная штриховка

Кубик

7

Засолка капусты

Мы капусту рубим. Ребром ладони показывается, как рубят капусту.

Мы капусту трем. Кулак правой руки трет о ладонь левой руки.

Мы капусту солим. Пальцами имитируется посыпание солью.

Мы капусту жмем. Пальцы обеих рук интенсивно сжимаются в кулаки.

Волнообразная штриховка

Море

Самомассаж

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

«Мытьё рук». Снимает усталость, развивает мелкие мышцы рук.

        Имитация мытья рук под струёй воды, тщательно промывая каждый участок поверхности рук, затем моем обычным способом, расслабленно, и, наконец, отрясаем воду с рук.

Графический диктант Слоник Графический диктант «Слоник» 

8

Волнообразная штриховка

Платье

9

Налим

Жил в реке один налим, Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

Два ерша дружили с ним. Движения ладонями с двух сторон. Прилетали к ним три утки. Взмахи ладонями. Согнуть кулачки. По четыре раза в сутки, И учили их считать Раз, два, три, четыре, пять.   Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

Кругообразная штриховка

Клубок

Самомассаж

Гимнастика для глаз.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали

(поморгать глазками),

Посмотрите все в окно

(Посмотреть влево-вправо),

Ах, как солнце высоко

(посмотреть вверх).

Мы глаза сейчас закроем

(Закрыть глаза ладошками),

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

вправо, влево повернем

(посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево),

А потом скатимся вниз,

(посмотреть вниз),

Жмурься сильно, но держись

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам ключика Графический диктант «Ключик»

10

Спиралеобразная штриховка

Вихри

11

Десять котят 

У Мурочки нашей есть десять котят, Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу.

Сейчас все котята по парам стоят: Локти должны опираться на стол. Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев.

Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых.   Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу

Петлеобразная штриховка

Свитер

Самомассаж

Гимнастика для глаз.

«Ах, как долго мы писали».

«Зверобика» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам змеи Графический диктант «Змея»

12

Все виды штриховки

пейзаж

13

Шла кукушка
Шла кукушка мимо рынка,
 Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.
У неё была корзинка,
Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.
А корзинка на пол – бух!
 Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.
Полетело десять (девять, восемь) мух!
 Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.

Все виды штриховки

Узор

Самомассаж

Гимнастика для глаз

«Осень»

«Зверобика» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Графический диктант Елочка Графический диктант «Елочка

14

Работа в тетрадях в косую линию

Написание короткой и длинной наклонной палочки

15

Пчёлки

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей) «Улей» прижат к «ёлке».
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Заглядываем в "улей".
Надо в дом постучать,
Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Стали вдруг вылетать:
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.
Раз два, три, четыре, пять!

Написание короткой палочки с закруглением внизу

Самомассаж

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

«Весёлые мартышки» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам медведя Графический диктант «Медведь»

16

Написание длинной палочки с закруглением внизу

17

Гроза
Закапали капли .
Постучать двумя пальцами каждой руки по столу
Идет дождь.
Постучать четырьмя пальцами
Он льет как из ведра!
Стучим сильнее
Пошел град .Косточками пальцев выбиваем дробь
Сверкает молния.
Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе

 Гремит гром! Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки
Все быстро убегают домой Прячем руки за спину
А утром снова ярко светит солнце!
Описываем руками большой круг

Написание палочки с закруглением вверху

Самомассаж

Гимнастика для глаз.

«Ах, как долго мы писали».

«Весёлые мартышки» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Графический диктант Кукла Графический диктант «Девочка»

18

Написание короткой и длинной палочки с закруглением внизу и вверху

19

«Мои веселые пальчики»
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке
. На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу, затем хлопать в ладоши, далее по тексту.

Написание длинной палочки с петлёй внизу

Самомассаж

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

«Зверобика» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам груши Графический диктант

«Груша»

20

Написание длинной палочки с петлёй вверху

21

Паучок
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил
,    Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.    
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,    Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.   
«Паучки» ползают по голове.

Написание полуовалов

Самомассаж

Гимнастика для глаз.

«Ах, как долго мы писали».

«Весёлые мартышки» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Графический диктант Домик Графический диктант «Домик».

22

Написание буквы «О» и «о»

23

«Дом»

На опушке дом стоит

Сложить ладони домиком над головой.

На дверях замок висит

Сомкнуть ладони в замок

Вокруг дома частокол

Руки перед собой, пальцы расставить

Тук-тук-тук! Дверь открой!

Постучать кулачком по ладони

- Заходите, я не злой!

Руки в стороны, ладони вверх

Славный я, хороший, погладь меня немножко!

Погладить рядом стоящего

Написание строчной буквы «а»

Самомассаж

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ТАНЕЦ «Буги-вуги»

Графический диктант для дошкольников. Рисунок машины по клеткам Графический диктант «Машина»

24

Написание строчных букв «и», «ш»

25

«Семья могучая»

В одном лесу дремучем

Руки качаются над головой

Жила семья могучая

Сложить ладони в «замок»

У них был дом огромный

Соединить пальцы«крыша»

И крыша с трубой тёмной

Поднять средние пальцы

Из трубы кольцами дым

«колечки» из пальцев

Плим-плим-плим-плим!

Щелчки пальцами

Написание строчных букв «л», «м»

Самомассаж

Гимнастика для глаз.

«Ах, как долго мы писали».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ТАНЕЦ «Буги-вуги»

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам зонта Графический диктант

«Зонтик»

26

слова «мама»

27

Повторятся знакомая пальчиковая гимнастика

Написание строчных букв «п», слово «папа»

Самомассаж

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ТАНЕЦ «Буги-вуги»

Графический диктант Кораблик Графический диктант «Кораблик» 

28

Написание строчных букв «с»,  слов «сам», «сом»

29

Повторятся знакомая пальчиковая гимнастика                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Написание строчной буквы «у», слово «суп»

Самомассаж

Гимнастика для глаз.

«Ах, как долго мы писали».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ТАНЕЦ «Буги-вуги»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Графический диктант для дошкольников. Рисунок лебедя по клеткам

30

Написание строчной буквы «е», слова «ем суп»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Подготовка руки к письму

Слайд 2

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Цель программы : Подготовка детей к обучению письму в школе.

Слайд 4

Задачи программы: 1. Укрепление кисти руки, улучшение координации движений; 2. Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке; 3. Совершенствование способности к зрительному восприятию форм; 4. Овладение навыком ориентировки на пространстве листа, строки, в элементах письма; 5. Развитие наглядного, образного и отвлечённого мышления детей; 6. Формирование графических навыков.

Слайд 5

Режим организации работы кружка: Занятия проводятся во вторую половину дня 1 раз в неделю длительностью 25 - 30 минут. Всего 30 занятий.

Слайд 6

Структура занятий: 1 часть — Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика. 2 часть — Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка. 3 часть — Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе бумаги.

Слайд 7

Материалы: 1. тетрадь в крупную клетку 2. Тетрадь в косую линию 3. Простые карандаши 4. Авторучки 5. Цветные карандаши

Слайд 8

Примеры графического диктанта Змейка

Слайд 9

Ракета

Слайд 10

Слоник

Слайд 11

Игры: Больше – меньше. Дети обводят трафарет, затем рисуют точно такой же силуэт, только больше – с внешней стороны контура или меньше – внутри контура. Необходимо добиться, чтоб контуры как можно более точно повторяли друг друга. Вспомни меня. Дети одну минуту рассматривают узор, затем по памяти рисуют точно такой же одной линией, не отрывая руки.

Слайд 12

Ожидаемые результаты: Воспитанник будет знать: -правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру); -гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради); -правила работы с тетрадью.

Слайд 13

Воспитанник будет уметь: -правильно сидеть за столом во время письма; -правильно располагать рабочую тетрадь; -правильно держать карандаш и ручку; -проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые); -проводить линии в разных направлениях; -обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги; -ориентироваться на листе бумаги в клетку; -ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

Слайд 14

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Работая над развитием мелкой моторики кисти ребёнка мы решаем две задачи: во-первых –задачу общего интеллектуального развития, во-вторых – задачу готовности к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Удачи будущим первоклассникам!



Предварительный просмотр:

         «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник творческой мысли».

 В.А. Сухомлинский

2

Цель программы: Подготовка детей к обучению письму в школе.

В школе, на первом этапе обучения многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок плохо ориентируется в понятиях «лист», «страница», «строка»; не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки, недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса.

          Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Уделяя внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, можно стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, это является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

          В нашей группе уровень владения мелкой моторикой и интеллектуальной готовности к школьному обучению у всех детей разный, но моя задача, как педагога, - дать всем детям равные стартовые возможности для поступления в школу. Проанализировав ситуацию в группе, я пришла к выводу, что необходимо проводить дополнительные упражнения, занятия на развитие мелкой моторики рук, улучшению координации движений,  укреплению кисти руки.

3

Задачи программы:

  1. Укрепление кисти руки, улучшение координации движений;
  2. Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
  3. Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
  4. Овладение навыком ориентировки на пространстве листа, строки, в элементах письма;
  5. Развитие наглядного, образного и отвлечённого мышления детей;
  6. Формирование графических навыков

4

Режим организации работы кружка: 

      Занятия проводятся во  вторую половину дня 1 раз в неделю длительностью 25 - 30 минут. Всего 30 занятий.

5

  • Больше – меньше.

    Дети обводят трафарет, затем рисуют точно такой же силуэт, только больше – с внешней стороны контура или меньше – внутри контура.

    Необходимо добиться, чтоб контуры как можно более точно повторяли друг друга.

  •  Вспомни меня. 

    Дети одну минуту рассматривают узор, затем по памяти рисуют точно такой же одной линией, не отрывая руки.

11

Ожидаемые результаты:

Воспитанник будет знать:

-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

-правила работы с тетрадью.

12

Воспитанник будет уметь:

-правильно сидеть за столом во время письма;

-правильно располагать рабочую тетрадь;

-правильно держать карандаш и ручку;

-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

-проводить линии в разных направлениях;

-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

-ориентироваться на листе бумаги в клетку;

-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

13

  • Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Работая над развитием мелкой моторики кисти ребёнка мы решаем две задачи: во-первых –задачу общего интеллектуального развития, во-вторых – задачу готовности к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по дополнительному образованиюПрограммное содержание: 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам. 2. Закре « Подготовка руки к письму » в подготовительной группе. « ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

Программное содержание:1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.2. Закрепить умение действовать по плану, предложенному воспитателем; соотносить пред...

Дополнительная образовательная программа «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ» .

Дополнительная образовательная программа     «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»...

Планирование дополнительных занятий по подготовке руки к письму детей 5-7 лет

Перспективное планирование по подготовке руки к письму детей 5-7 лет посредством игр и упражнений...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»

Программа  дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста  по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонки...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов и подготовки руки к письму»

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов, и подготовки руки к письму» разработана на основе м...

Дополнительная образовательная деятельность «Подготовка руки к письму"

Прграмма для детей старшего дошкольного возрата, направлена на подготовку руки к школьному письму...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспит...