Рекомендации: как придумать сказку для коррекции поведения.
консультация по коррекционной педагогике
Основной механизм воздействия происходит через эмоциональное переживание сказки, отождествление себя с главным персонажем, а значит и идентификацию (сравнение) своих чувств и чувств главного героя, внутренней поиск правильного решения и преодоление вместе с ним жизненных перипетий, приобретение опыта конструктивного выхода из ситуации. В процессе прочтения ребенок поймет, что не только он сталкивается с подобными сложностями и испытывает сильные и порой противоречивые чувства по отношению к близким. Заключительная и самая главная часть психотерапевтической сказки это моделирование конструктивного поведения в каждой конкретной ситуации. Всегда позитивный финал формирует у малыша веру в то, что побеждает добро, а не зло, что сильнее мудрость и искренность, а не жестокость и физическая сила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pridumat_skazku_dlya_korrektsii_povedeniya_rebenka.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Как придумать сказку для коррекции поведения ребенка
При создании сказки учитывайте возрастные особенности:
- Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные.
- Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка.
- Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы.
Принципы сказкотерапии:
как придумать сказку для коррекции поведения ребенка
Источником для создания терапевтических сказок служат знакомые сказочные сюжеты, притчи и былины, не последнюю роль играет воображение самого ребенка, а также ситуации из реальной жизни.
Для того чтобы придумать терапевтическую сказку самостоятельно, нужно учитывать некоторые правила:
- Не нужно полностью копировать в сказку проблему малыша, она должна быть лишь косвенно на нее похожей.
- В терапевтической сказке должен присутствовать понятный и нужный совет, благодаря которому ребенок сможет найти выход из трудного положения и справиться со своей проблемой.
- Сюжет сказки с терапевтическим эффектом должен следовать в определенной последовательности.
Принципы ее построения психотерапевтической сказки
- Создаём образ главного героя.
- Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.
- Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.
- Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи.
- Совет мудреца.
- Прямая агрессия.
- Использование волшебных предметов и помощников
5. А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия.
6. Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.
7. Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя.
8. Вопросы к сказке:
- О чем эта сказка, чему она нас учит?
- Почему герой поступает именно так?
- Чего он хотел на самом деле?
- Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой по-сути главный герой.
Руководство по созданию сказки с терапевтическим эффектом.
Элементы сюжета | Правила создания разных частей сказки |
Начало сказки. Жил-был… или жили-были в одном прекрасном царстве, королевстве… | Главный герой должен быть одного пола и возраста с ребенком. Желательно, чтобы некоторые черты характера ребенка угадывались в сказочном персонаже. Кроме того, главным героем сказки для маленьких детей может стать любимая игрушка, животное или маленькие сказочные человечки. Ребенку пяти лет будет интересно увидеть главными героями принцесс и принцев, а также солдатов. Современным детям будут интересны сказки, в которых главными героями станут роботы-трансформеры. Для подростков лучше использовать бытовые сказки или притчи. Описывать жизнь сказочного героя нужно так, чтобы ребенок ясно видел сходство со своей жизнью. |
Однажды наш герой или героиня попали в … | Нужно описать проблемную ситуацию, из которой ищет выход главный герой. Ребенок при этом должен найти точки соприкосновения и провести параллели со своей проблемой. |
Из этого … | Должно поменяться направление. В сказке появляются различные варианты для того, чтобы разобраться и найти выход из проблемной ситуации. Возможно, что выход или верное решение главному герою помогут найти другие персонажи. |
Кульминация терапевтической сказки | Герой самостоятельно или с помощью друзей преодолевает все выпавшие на его долю трудности. |
Развязка | Герой приходит к осознанию того, что неправильно поступал, он признает свои ошибки и выбирает единственный правильный путь. За это он получает вознаграждение. |
Сказочная мораль — «сказка ложь, да в ней намек…» | Главный герой должен получить необходимый урок и изменить свою жизнь в новом правильном направлении. |
План анализа детских и взрослых сказок
психологический вариант
Размышление над сказками и их обсуждение предлагается строить, по следующему плану:
- Выделение основной темы.
Через нее передаются основные ценности, установки поведения и формирования взаимоотношений с окружающими. На этом этапе важно понять главные идеи сказки. для этого ребенку или взрослому педагогом, родителям и т.д.) рекомендуется задавать вопросы типа:
- О чем эта сказка?
- Чему она нас учит?
- В каких ситуациях нашей жизни пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?
2. Мотивы поступков.
Здесь важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки, их потребности. Ребенку можно задать вопросы следующего типа:
- Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно?
- Чего он хотел на самом деле?
- Зачем один герой был нужен другому? Почему другие герои
появились в сказке? Какую роль они выполняют - помощников или врагов героя?
- Способы преодоления трудностей.
Линии героев сказки могут переплетаться. Здесь важно проследить хapaктepныe для них способы разрешения жизненных трудностей. Для этого нужно попробовать ответить вместе с ребенком на следующие вопросы:
- Как герой решает проблему?
- Что он использует в качестве средства решения проблем:
хитрость, волшебные предметы, помощь окружающих и др.? - Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный?
- Герой решает и преодолевает все сам или старается переложить ответственность на другого?
- В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?
4. Отношение героев к окружающему миру и самому себе.
На данном этапе важно понять, является ли герой созидателем или разрушителем по отношению к окружающему миру, другим героям, для этого нужно обсудить следующие вопросы:
- Что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение)?
- В каких ситуациях он созидатель, в каких - разрушитель?
- В связи с этим, какие чувства вызывает эта сказка?
План анализа детских и взрослых сказок
педагогический вариант
Обращает ли ребенок внимание на мимику изображаемых персонажей?
- Умеет ли по изображению достаточно верно определить характер персонажа?
- Удается ли ребенку рассказ по изображению? Участвует ли его воображение в этом рассказе?
- Может ли ребенок начинать и разворачивать игру по сюжету сказки?
- Использует ли он предметы-заместители в этой игре?
- Умеет ли активно, действенно выражать сострадание? (Стремится ли как-то помочь, например, Зайчику из сказки «Лиса и Заяц».)
- Понимает ли ребенок шутки, юмор и помогает ли это снять страх перед безнравственными персонажами?
- Доступен ли ему переносной смысл рассказываемого, например, обыгрывание слов «большой» и «маленький» В прямом (размеры Таракана, Воробья) и переносном смысле (их поступки, бесстрашие Воробья и т.д.)?
- Может ли ребенок «остановить» сказку в тот момент, от которого зависит поворот дальнейших событий, и чем он это мотивирует (объясняет)?
- Подбирает ли ребенок цвет для рисунков персонажей, для раскрашивания фона иллюстраций? (Соответствие с образцом.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель психокоррекционной программы «Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»
Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обижен...
Рекомендации "Домашняя программа коррекции поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности", "Взаимодействие родителей с тревожным ребенком"
В представленных рекомендациях даются конкретные правила взаимодействия с данной категорией детей....
Терапевтические сказки для коррекции агрессивного поведения детей
5 правил сказкотерапии:1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, чт...
Конкурс. Рекомендации для родителей "Коррекция поведения детей дошкольного возраста"
Как поступать, если ребёнок дерётся, если ребёнок не контактный, а если он грызёт ногти? А почему дети не могут быть долго без движения? Всё это можно найти в моих рекомендациях для родителей....
Картотеки игр и упражнений, рекомендаций направленных на коррекцию поведения
КАРТОТЕКА ИГР ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ...
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...
Рекомендации родителям и педагогам: как общаться с ребенком с СДВГ, что делать для коррекции поведения
По статистике в России СДВГ страдает до 4% детей. Патология выражается в чрезмерной активности, неусидчивости, невнимательности. Мальчикам в 5-6 раз чаще диагностируют синдром, чем девочкам. Часто у т...