Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка с тяжелыми нарушениями речи, посещающего подготовительную комбинированную группу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obezlichennaya_aop.docx68.47 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа

Главное управление администрации города Красноярска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 комбинированного вида»

660068,г. Красноярск, пер. Тихий,24, т. 264-40-31, е-mail: mdou84@mail.ru 

ОКПО 53633567, ОГРН 1022402065256, ИНН 2462022725/ КПП 246201001

Согласовано:

Родитель ________                                                                            

Утверждено:

И.о.заведующей МБДОУ № 84

Л.А. Рыжова _______                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                         

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования

Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2024

Красноярск, 2024 г.

Содержание

  1. Целевой раздел

3

1. 1. Пояснительная  записка

3

1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

3

1.1.2. Принципы  и подходы к формированию адаптированной образовательной программы

3

1.1.3. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

4

1.2.  Планируемые результаты освоения Программы

5

  1. Содержательный раздел

6

2.1. Описание образовательной деятельности  в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

6

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей и интересов

7

2.3.Описание профессиональной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка  

8

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

9

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

11

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка

11

  1. Организационный раздел

12

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

12

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

12

3.3. Распорядок и/или режим дня

12

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

12

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

12

  1. Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы

13

Приложение № 1 Графики ИКЗ, ГКЗ специалистов

14

Приложение № 2 Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

15

 

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа разработана для воспитанника ДОУ           , имеющего статус «ребенок с ОВЗ» (тяжелые нарушения речи), и посещающего группу комбинированной направленности.

1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель: развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья во всех видах деятельности и общения, обеспечение коррекции нарушений речевого развития.

Задачи:

           Социально - коммуникативное развитие:

1. Формировать навыки простой сюжетно-ролевой игры.  

2. Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3. Развивать навыки коммуникации, приёмов конструктивного общения и сотрудничества в разных социальных ситуациях (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), умения избегать конфликтов и стремиться находить выходы из проблемных ситуаций;

Речевое развитие:

  1. Развивать коммуникативную функцию речи.
  2. Расширять объем импрессивного и экспрессивного словаря.
  3. Развивать  общие речевые навыки (дыхательную, голосовую функции, артикуляционную моторику).
  4. Способствовать преодолению нарушений звуко–слоговой стороны речи.
  5. Формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
  6. Формировать умение использовать  простые распространенные предложения.

1.1.2. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

1. Принцип социального взаимодействия – создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса.

2. Принцип междисциплинарного подхода.

3. Поддержка инициативы и самостоятельности ребенка в различных видах деятельности.

4. Принцип вариативности о организации процесса обучения и воспитания ребенка.

5. Принцип партнёрского взаимодействия с семьей.

6. Концентрическое наращивание содержания дошкольного образования во всех пяти образовательных областях; его возрастная и индивидуализированная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям речевого развития).

7. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка.

Программа разработана на основе деятельностного, культурно – исторического и личностно – ориентированного подходов 

  1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

Общие сведения

Ф. И.О. ребенка: 

Дата рождения:   Группа: 

Мальчик поступил в МБДОУ № 84  в августе 2014 г.  В данное время посещает подготовительную комбинированную  группу «Кораблик»

Статус

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение ТПМПК

ОНР 3 уровень, дизартрия.

Запрос (ожидание) родителей на образовательные услуги

Повышение уровня речевого развития ребенка. Подготовка к школьному обучению.

Заключение ПМПк ДОУ

Психолого – педагогическая характеристика на ребёнка

I. Социально – коммуникативное развитие. 

I.1. Общение и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. 

Внимание неустойчивое, в общую деятельность включается не всегда. Использует вербальные и невербальные средства общения.   Правила и нормы группы знает, но выполняет не всегда. Общее эмоциональное состояние устойчиво. Со сверстниками взаимодействует. Познавательный интерес у ребенка не выражен, в образовательной деятельности ориентируется не на результат, а на поощрение. Обижается и очень расстраивается, если не получает желаемого результата.

I.2.Культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания Соответствует возрастной норме.

I.3. Игровая деятельность. 

Соответствует возрастной норме.

II. Познавательное развитие.

Сенсорное развитие. Геометрические фигуры соотносит с полем путем зрительного соотнесения, сложные фигуры примеривает; основные цвета знает и называет, оттенки знает неустойчиво; в величине ориентирован не в полной мере: называет большой-маленький, одинаковый; понятиями длинный-короткий, высокий – низкий, выше – ниже, длиннее – короче не оперирует.

Представления о себе и об окружающем мире. Знает свою фамилию, имя, возраст, имена своих родителей. Род деятельности родителей, домашний адрес не знает; на себе ориентируется.

Внимание. Концентрация внимания снижена; устойчивость внимания ниже возрастной нормы, часто отвлекается внешние раздражители, посторонние темы; переключаемость: как правило, не застревает на выполняемом действии, но медленно переключается с одного вида деятельности на другой.

Память. Объем кратковременной зрительной памяти несколько ниже возрастной нормы (Дима запоминает и называет до 4 предметов из 10).

Мышление. Самостоятельно собирает картинки из 3-4 элементов (с простой конфигурацией разреза), при сборке картинок с большим количеством частей испытывает затруднения. Последовательность событий может определить не всегда, требуется обучающая помощь; упражнения на выявление закономерностей вызывают затруднения.

III. Речевое развитие.

Коммуникативная функция речи. Дима  активно вступает в диалог со специалистом. Часто выступает инициатором диалога, задает вопросы.

Понимание речи. Понимает инструкции, выполняет просьбы, отвечает на вопросы.

Общее звучание речи. Речь понятна для окружающих.

Артикуляционная моторика. Выполняет комплекс артикуляционных упражнений по подражанию. Испытывает незначительные трудности при выполнении упражнений на верхний подъем языка.

Фонематическое восприятие. Совершает единичные ошибки при повторении слоговых цепочек с оппозиционными звуками.

Словарный запас. Бедный словарь признаков.

Грамматический строй речи. Совершает единичные ошибки при согласовании существительных с числительными. Испытывает незначительные трудности при образовании прилагательных от существительных, а также притяжательных прилагательных.

Связная речь. Составляет рассказ по картинке и по серии картинок. Рассказ несодержательный, короткий. Навык пересказа развит недостаточно. Составляет пересказ при помощи наводящих вопросов.

IV. Художественно – эстетическое развитие.

В соответствии с возрастной нормой.

V. Физическое развитие.

V.1. Крупная моторика.

В соответствии с возрастной нормой

V.2.Мелкая моторика: Ниже возрастной нормы. Навык графической деятельности сформирован не в полной мере, Дима неправильно держит ручку/карандаш в руке.

Особые образовательные потребности

Формирование коммуникативных навыков, коррекция нарушений и развитие речи, развитие психических процессов.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

При реализации программы педагоги ориентируются на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства (прописаны в основной образовательной программе дошкольного образования).

Образовательные области

Конкретизация целевых ориентиров на конец учебного года:

Социально-коммуникативное развитие

  • взаимодействует с другими детьми на основе игрового сюжета;
  • включается в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно;
  • выполняет элементарные правила в игре;
  • обладает навыками простых сюжетно—ролевых игр.
  • знает и выполняет общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям
  • различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении. 
  • Адекватно реагирует в различных ситуациях (успех. неуспех, обида, разочарование)
  • Стремится передавать радость, огорчение, удовольствие, удивление социально приемлемыми способами
  • Может словами описать свое эмоциональное состояние;

Речевое развитие

  • проявляет интерес к окружающей действительности и познавательную активность;
  • ребенок проявляет речевую активность, способность   взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;
  • понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
  • понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
  • выполняет игровые артикуляционные упражнения по подражанию;
  • обладает первичными представлениями о силе голоса, темпе, интонационной выразительности речи;
  • произносит простые по артикуляции звуки;
  • воспроизводит звуко-слоговую структуру трехсложных слов, состоящих из открытых  слогов.
  • использует  простые по семантике грамматические формы и продуктивные  словообразовательные модели;
  • использует для передачи сообщения слова, простые распространенные предложения;
  • участвует в элементарном диалоге.

Познавательное развитие

  • устанавливает причинно-следственные связи (последовательность из 3-4 картинок);
  • выделяет объекты из фона зрительно, на ощупь, по запаху, на вкус и т.д.;
  • Обводит по контуру;
  • устанавливает простые логические связи;
  • запоминает до 5-6 предметов на картинках;
  • способен концентрировать внимание на занятии до 20 минут.

Художественно-эстетическое развитие

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования

Физическое развитие

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

2.1.1. Социально-коммуникативное развитие 

  • Создание условий для развития инициативы, самостоятельности и ответственности ребенка в различных видах деятельности.
  • Формирование готовности к совместной деятельности (развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками).
  • Создание ситуаций, способствующих овладению разными способами усвоения общественного опыта (действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции).
  • Развитие способности к социальным формам подражания на основе взаимодействия со сверстниками.
  • Формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками.        
  • Формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Формирование первичного ролевого поведения в сюжетно—ролевых играх и увеличение времени удержания взятой на себя роли (формирование механизмов произвольной регуляции).
  • Формирование потребности в речевой активности с помощью коммуникативных игр и упражнений.
  • Формирование интереса к  продуктивной  деятельности и ее результату.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться и помогать другим.
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

2.1.2. Речевое развитие

  • Организация игровых  и  бытовых  ситуаций, требующих от ребенка использования фразовой  речи в общении друг с другом и со взрослыми, в которых ребенку необходимо обратиться с просьбой, вопросом, предложении о сотрудничестве (в парах и малых подгруппах).
  • Уточнение и расширение активного словарного запаса, связанного с игровым, предметным, эмоциональным, бытовым опытом ребенка (подкрепление слова реальным предметом или картинным изображением).
  • Разыгрывание ситуаций, в которых необходимо использовать звукоподражание, элементарное интонирование речевых звуков, произнесение отдельных реплик с образными игрушками, организация элементарных театрализованных игр.
  • Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря) в разных видах  

       деятельности.

  • Обучение первым формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации  

 действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых

 потешек, коротких стихотворений и сказок совместно со взрослым (взрослый начинает,

 ребенок добавляет слово или словосочетание).

2.1.3. Познавательное развитие 

  • Использование дидактических пособий и игр, направленных на развитие мышление, памяти, внимания.
  • Развитие сенсорно-перцептивных и моторных компонентов, а также математических и пространственных представлений при помощи конструирования.
  • Использовать зрительно-тактильные, зрительно-двигательные способы для развития координации руки и глаза.
  • Создание проблемных ситуаций, побуждающих ребенка рассуждать и размышлять на определенные темы (почему, откуда, когда и пр.)
  • Закрепление полученных знаний в разных видах деятельности.

2.1.4. Физическое развитие

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования

2.1.5. Художественно-эстетическое развитие 

В соответствии с  основной образовательной программой дошкольного образования.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей и интересов.

Реализация адаптированной образовательной программы осуществляется в основных

формах организации образовательной деятельности:

  • Совместная образовательная деятельность взрослого и детей (организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность разных видов и культурных практик);
  • Свободная самостоятельная деятельность детей. Каждый вид деятельности может использоваться как самостоятельно, так и интегрироваться с другими, не нарушая требований СанПин.

           Организованная образовательная деятельность планируется и целенаправленно организуется педагогами с учетом интересов и потребностей ребенка. Протекает в первой либо во второй половине дня, согласно требованиям СанПин. Целью ООД является создание социальной ситуации развития ребенка. Основными задачами ООД являются создание условий для формирования у ребенка новых умений в разных видах деятельности, обобщения знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. В ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка обязательно появление образовательного результата (продукта). Эти продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), таки нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

Методы реализации Программы:

  • словесные (рассказ, беседа, инструктирование);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
  • практические (упражнения, эксперименты, трудовые действия);
  • репродуктивные и проблемно – поисковые (от частного к общему, от общего к частному);
  • методы самостоятельной деятельности и деятельности под руководством педагога;
  • методы стимулирования и мотивации образовательной деятельности.

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка

Содержание работы учителя-логопеда

 

Образовательная область «речевое развитие» реализуется на основе «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)» Н.В. Нищевой.

Основная цель – обеспечить эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражений ребенка.

Задачи развития речи:

1. Развитие словаря. Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизации в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам.

Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

2.Формирование грамматического строя речи. Учить образовывать прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные. Формировать умение согласовывать числительные с существительными.

3.Развитие фонетико-фонематической системы языка.

3.1.   Развитие просодической стороны речи

  1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).
  3. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи.

3.2 Коррекция произносительной стороны речи

  1. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков.
  2. Сформировать правильные уклады сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

3.3. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

  1. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки.
  2. Формирование умения выделять начальные ударные гласные из слов, различать слова с начальными ударными.
  3. Формирование умения выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов.
  4. Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов.
  5. Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
  6. Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук.

4.Развитие связной речи навыков речевого общения.

  1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.
  2. Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующей интонации. Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении
  3. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов.
  4. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений по изучаемым лексическим темам.
  5. Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки с помощью взрослого и со зрительной опорой.
  6. Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Содержание работы учителя – логопеда реализуется на индивидуальных   коррекционных занятиях. Периодичность проведения занятий – 3 раза в неделю.

График индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда 

(см. Приложение № 1)

Содержание работы педагога-психолога

Цель работы: развитие мыслительной деятельности, кратковременной зрительной и слуховой памяти и внимания.

Форма работы: групповые занятия.

Задачи:

  1. Совершенствовать слухоречевую память;
  2. Развивать наглядно-образное мышление;
  3. Формировать восприятие пространственных отношений.
  4. Стимулировать познавательную активность, интерес к процессу и результату деятельности
  5. Обучать созданию конструкции на основе анализа простейшего образца, по представлению
  6. Развивать пространственные представления (рядом, между, впереди-сзади, под и т.п.)
  7. Развивать способность группировать предметы по двум признакам
  8. Расширять и уточнять представления о предметах, явлениях природы
  9. Развивать способность обобщать практический опыт в словесных высказываниях.

10.Развивать целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные  

 картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.

 11.Развивать восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме,  

  цвету и величине, с использованием образца.

12.Развивать способность запоминать наборы предложенных слов и словосочетаний.

13.Формировать умение группировать предметы по образцу по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.

 14.Формировать целостное представление о предметах: подвести к пониманию того, что один и  

 тот же предмет может иметь разные свойства (яблоко — большое и маленькое, сладкое и    

 кислое, зеленое и желтое).

График групповых коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога 

(см. Приложение № 1) Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Содержание работы учителя-дефектолога

Цель работы: формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Форма работы: индивидуальные занятия.

Задачи:

  1. Развивать анализирующее восприятие при овладении сенсорными эталонами;
  2. Формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
  3. Формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;
  4. Развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;
  5. Развитие познавательной активности, любознательности;
  6. Формирование предпосылок учебной деятельности.

График индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда 

(см. Приложение № 1) Периодичность проведения занятий – 3 раза в неделю.

Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы

Алгоритм взаимодействия

  1. Психолого-педагогическая диагностика всеми специалистами и педагогами индивидуально (воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед).
  2. Совместная разработка и утверждение адаптированной образовательной программы всеми специалистами и педагогами в рамках ПМПк, определение ведущего специалиста – учителя-логопеда.
  3. Учитель-логопед в качестве ведущего специалиста контролирует качество реализации адаптированной образовательной программы всеми специалистами;
  4. Учитель-логопед реализует программу логопедической работы, разрабатывает для воспитателя рекомендации, консультирует родителей по вопросам правильной организации развивающей помощи ребёнку дома.
  5. Педагог-психолог реализует индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, даёт рекомендации воспитателю по организации игровой деятельности, включению ребёнка в групповые формы работы, дает рекомендации родителям по развивающей помощи ребёнку дома.
  6. Воспитатель реализует адаптированную образовательную программу, учитывая рекомендации специалистов, информирует родителей и специалистов о динамике освоения программы ребёнком.
  7. Промежуточный мониторинг освоения программы проводится всеми специалистами индивидуально;
  8. Результаты промежуточного мониторинга обсуждаются всеми специалистами в рамках ПМПк, принимается решение о внесении изменений (при необходимости) в адаптированную образовательную программу.

Программное обеспечение АОП

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П., Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. — СПб.,2014.

Методические пособия, используемые при реализации АОП:

  • Баряева Л. Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
  • Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Система логопедического воздействия. – М.:Эксмо, 2015г.
  • Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. — М.:Сфера, 2011.
  • Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика  — СПб., Детство – пресс, 2014г.
  • Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. — СПб., Детство – пресс, 2014г.
  • Ткаченко Т.А.Фонематическое восприятие: формирование и развитие. – Владос, 2015г.
  • Ткаченко Т.А. Гимнастика для пальчиков.  – М.: Эксмо, 2013г.
  • Н.В. Нищева Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.:«Детство-Пресс», 2009
  • Буре Р.С. Когда обучение воспитывает: Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002
  • Мосалова Л.Л. Я и мир: конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011г.
  • Шипицина Л.М. Азбука общения СПб.: «Детство-Пресс», 2010г.
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» Под редакцией Е. А. Стребелевой;  
  • Комплект материалов для педагога-психолога детского дошкольного образовательного учреждения «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.
  • Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. (Сюжетные упражнения по развитию объёма зрительной памяти, развитию связной речи на основе алгоритма, игры на развитие общей моторики и аудиальной произвольной памяти).
  • И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова "Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников"
  •  Практикум для детского психолога/Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – изд. 6-е – Ростов н/Д: Феникс,2008г.
  • Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет / А.Е. Кузнецова. – М.: ДОМ ХХІ век, РИПОЛ класик,2011г.
  • «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет / Кружева Н.Ю., Вораева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 201г.
  • Пальчиковые игры для детей/ Т. Кислинская, Издательство: Питер, 2013
  • Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет/Новиковская О., Издательство: М., СПб.: АСТ, Сова, 2009г.

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей ребенка.

В процессе реализации АОП оказывается психолого – педагогическая помощь родителям. Работа с родителями включает следующие виды деятельности:

  • консультации специалистов (по запросам родителей и по усмотрению педагогов);
  • проведение традиционных родительских собраний;
  • практические занятия с участием педагогов, родителей, ребенка;
  • организация и проведение совместных мероприятий;

III. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы.

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

  1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

Специальные средства обучения и воспитания детей с ТНР:

-  компакт - диски с записью различных мелодий, природных шумов, музыкальных игр      

   Е.Железновой.

-  музыкальные игрушки: бубен, барабан, дудочка, маракас, колокольчик, деревянные  

   ложки, металлофон;

- материалы М.Монтессори (шероховатые таблички, доски для ощупывания,  

   геометрические тела, цветные таблички и др.), вкладыши по типу досок Сегена;

-  атрибуты для игр – драматизаций;

-  дидактическае игры «Найди отличие», «Подбери по цвету». «В мире звуков», «Лото».

-  материалы для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата:  

   зеркало,  снежинки, свечи, мыльные пузыри, дудочки, трубочки, игрушки на развитие  

   дыхания;

-  массажные мячики, коврики;

-  серии предметных и сюжетных картин )В.В.Коноваленко,   Т.Н.Новикова – Иванцова,  

   Т.Б.Филичева, З,Е. Агронович);

 -  тематические игрушки (животные, посуда, муляжи овощей и фруктов);

- картотека на звуки раннего генеза.

  1. Распорядок и/или режим дня.

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

  1. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

3.5 .Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

IV. Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы.

Уважаемые родители!

Для Вашего ребенка на 2019 – 2020 учебный год на основе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 84 разработана адаптированная образовательная программа. В программе учитываются особые образовательные потребности ребенка, рекомендации ПМПк ДОУ, ТПМПК района.

      При разработке программы были использованы:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П., Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. — СПб.,2014.

     3.  Специальные методические пособия для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи:

  • Баряева Л. Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
  • Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Система логопедического воздействия. – М.:Эксмо, 2015г.
  • Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика  — СПб., Детство – пресс, 2014г.
  • Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. — СПб., Детство – пресс, 2014г.
  • Ткаченко Т.А.Фонематическое восприятие: формирование и развитие. – Владос, 2015г.
  • Ткаченко Т.А. Гимнастика для пальчиков.  – М.: Эксмо, 2013г.
  • Н.В. Нищева Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.:«Детство-Пресс», 2009
  • Шипицина Л.М. Азбука общения СПб.: «Детство-Пресс», 2010г.
  • Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. (Сюжетные упражнения по развитию объёма зрительной памяти, развитию связной речи на основе алгоритма, игры на развитие общей моторики и аудиальной произвольной памяти).
  • И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова "Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников"
  •  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет / Кружева Н.Ю., Вораева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  • Пальчиковые игры для детей/ Т. Кислинская, Издательство: Питер, 2013
  •  Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет/Новиковская О., Издательство: М., СПб.:АСТ, Сова, 2009г.

     Успех коррекционно – развивающего обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы сотрудников ДОУ и Вас, родителей.

У нас с Вами общие задачи по обучению и воспитанию вашего ребенка.

     Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

  • Создание в семье условий, благоприятных для общего развития ребенка;
  • Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и коррекции нарушений согласно рекомендации специалистов.
  • Закрепление правил и норм общения и взаимодействия в домашних условиях        

Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей Вашего ребенка. Вместе мы обязательно достигнем планируемых результатов!            

Приложение № 1

График индивидуальных коррекционных занятий учителя – логопеда

День недели

Время

Направление коррекционной деятельности

понедельник

09.00 – 09.30

Коррекция всех компонентов речи

среда

09.00 – 09.30

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

пятница

09.00 – 09.30

Развитие лексико-грамматической стороны речи

График

групповых коррекционно-развивающих

занятий педагога-психолога

День недели

Время

Направление коррекционной деятельности

вторник

15.30 – 16.00

Формирование и развитие психических процессов, развитие игровой и коммуникативной деятельности

четверг

15.30 – 16.00

Формирование навыков саморегуляции

График

индивидуальных коррекционных занятий учителя – дефектолога

День недели

Время

Направление коррекционной работы

Форма коррекционной работы

Понедельник

09.40 – 10.10

Коррекционно - развивающая работа по формированию элементарных количественных представлений, пространственно-временных  представлений и графо - моторных  навыков.

Индивидуальная

вторник

16.10 – 16.40

Коррекционно - развивающая работа над развитием и совершенствованием навыков конструктивной деятельности и мелкой моторики

Индивидуальная

пятница

15.40-16.10

Коррекционно - развивающая работа над развитием и совершенствованием сенсорных эталонов и мелкой моторики

Индивидуальная

Приложение № 2

Индивидуальный образовательный маршрут

ребенка с ОВЗ

День недели

Время

Вид деятельности (групповые занятия)

Индивидуальные занятия

Понедельник

09.00 – 09.30

ИКЗ с учителем-логопедом

09.40 – 10.10

ИКЗ с учителем-дефектологом

11.00 – 12.35

Двигательная активность (прогулка)

16.30 – 17.00

Индивидуальная работа воспитателя по разделам АОП ДО

Вторник

09.00 – 09.30

Познавательное развитие (ФЭМП)

09.40 – 10.10

Художественно-эстетическое (рисование)

10.20 – 11.00

Свободная деятельность (игра)

11.00 – 12.35

Двигательная активность (прогулка)

15.30 – 16.00

ГКЗ с педагогом-психологом

16.10 – 16.40

ИКЗ с учителем-дефектологом

Среда

09.00 – 09.30

ИКЗ с учителем-логопедом

10.10 – 10.40

Физическое развитие

11.00 – 12.35

Двигательная активность (прогулка)

15.10 – 15.40

Художественно-эстетическое (конструирование)

16.20 – 16.50

Индивидуальная работа воспитателя по разделам АОП ДО

Четверг

09.00 – 09.30

Художественно-эстетическое развитие

10.20 – 10.50

Музыкальное воспитание

11.00 – 12.35

Двигательная активность (прогулка)

15.30 – 16.00

ГКЗ с педагогом-психологом

Пятница

09.00 - 09.30

ИКЗ с учителем-логопедом

09.40 – 10.10

Познавательное развитие (ФЭМП)

11.00 – 12.35

Двигательная активность (прогулка)

15.40 – 16.10

Совместная/самостоятельная деятельность

ИКЗ с учителем-дефектологом

16.20 – 16.50

Индивидуальная работа воспитателя по разделам АОП ДО

Продолжительность индивидуальных занятий не более 30 минут (согласно требованиям 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года)

Обучение ребенка можно условно разделить на два этапа:

 I этап – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

 II этап – январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка. В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком. Вся дальнейшая коррекционно-развивающая работа с ребенком строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием (см. ООП ДО).

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения  курсов повышения квалификации  по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...