Проект "Солнечные зайчики"
проект по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Сванидзе
Основная цель проекта - развитие личности ребенка в процессе общения с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства, объектами окружающего мира в многообразии их культурных смыслов и связей. Проект реализовывался в группе с разновозрастными дошкольниками с ОВЗ (сложные дефекты) и в ходе реализации проекта была получена значительная положительная динамика по всем образовательным областям, особенно в познавательном и речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_solnechnye_zaychiki.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Солнечные зайчики»

Виноградова А.М., воспитатель, Кузнецова Т.А., воспитатель, Сванидзе Е.В., учитель-дефектолог ГБДОУ № 101 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Вид проекта: долгосрочный, модульный, групповой, комплексный (исследовательски – творческий), для детей со сложной структурой дефекта 4 – 7 лет.

Цель: развитие личности ребенка в процессе общения с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства, объектами окружающего мира в многообразии их культурных смыслов и связей.

Задачи:

  • заложить основы исследовательской культуры освоения ребенком этих объектов (объектов окружающего мира и мира искусства);
  • создать условия для накопления опыта, основанного на собственных наблюдениях и их воплощении в слове, рисунке или иной продуктивной деятельности;
  • дать возможность каждому ребенку самостоятельно устанавливать разнообразные связи между объектами окружающего его материального мира и воплощенными в них идеями, увязывать собственные наблюдения в целостную картину мира.

Проект реализуется в течении всей недели:

В понедельник дошкольникам предлагаются занятия по развитию визуальной культуры «В гостях у картины». Это особым образом организованная деятельность детей по рассматриванию и обсуждению произведений изобразительного искусства разных времен и народов (продолжительность занятия 20 минут).

Цель занятий – формировать навыки визуальной грамотности ребенка: рассматривание картины, выделение и осмысление ее отдельных деталей и фрагментов, умение «прочитывать» сюжет, сопоставление различных суждений о произведении, умение доказательно отстаивать свои позиции. В качестве «материала» обсуждения используются произведения изобразительного искусства.

Вторник отведен для работы детей с вещами и предметами, отобранными в соответствии с темой недели «Мастерская Домового». Среди них объекты живой природы, быта, технические (содержащие научную идею) и художественные (содержащие художественную идею).

Этот образовательный блок возрождает традиции отечественной экспериментальной педагогики, рассматривавшей деятельностное освоение окружающего мира через изучение вещей как основу всякого обучения. Знакомясь с предметом культуры, ребенок проводит массу «экспериментов»: рассматривает, проверяет его на прочность, взвешивает, пытается определить температуру (теплый или холодный) и материал, из которого он изготовлен. Подобная деятельность способствует развитию личности, самостоятельности и доказательности суждений, позволяет удовлетворить естественную для ребенка познавательную активность, помогает понять назначение вещи, связанное с практической жизнью человека, и ее символическое значение как носителя культурных смыслов.

Среда – день «Художественного слова». Это не традиционные занятия, а своеобразное путешествие по страницам литературных произведений. В ходе таких путешествий ребенок приобретает исследовательский опыт работы с литературным текстом, учится выделять главную мысль, персонажей произведения, устанавливать связи между ними и событиями, с ними связанными, давать оценку действиям литературных героев.

Четверг – день Театра: развитие творческих способностей дошкольников через включение в театральную деятельность. Детям предлагается в деятельности воплотить свои впечатления, смысл и оценку событий, изложенных в литературном или музыкальном произведении.

Пятница отводится для совместной деятельности педагогов и детей с целью осмысления, обобщения работы, проделанной в течение недели. Формы ее организации также оставляют большую свободу для фантазии и нестандартных решений. В этот день представляются и обсуждаются проекты, созданные детьми, организуются небольшие выставки детских работ, проводятся конкурсы и д.т.

Воскресенье авторы проекта рекомендуют родителям посвятить детям и совершить прогулку с детьми в исторический центр города, к памятникам, природным и культурным объектам, знакомство с которыми определено темой образовательного путешествия. Это не экскурсия, предпринятая с образовательными целями, а продолжение исследовательских контактов с объектами городской среды во всех ее подробностях и многообразных связях.

Месяц

Что читаем и обсуждаем

Что слушаем

Какие задачи решаем

Итоговое мероприятие

Сентябрь

Детский сад

Русская народная сказка

«Теремок»

Песенки героев сказки «Теремок»

Знакомство с народными инструментами

Познакомить с детским садом, правилами поведения в детском саду на примере сказки «Теремок»

Театрализация по сказке «Теремок»

Октябрь

Дары осени

Русская народная сказка

«Репка»

Народная музыка Мордвы

Знакомство с музыкальным треугольником и металлофоном

Расширять представления о дарах осени, работе крестьян осенью, сборе овощей и фруктов. Познакомить со сказочными образами даров осени у разных народов России.

Вечер досуга «Веселый огород»

 Выставка «Осенняя корзинка»

«Лиса и медведь»

Мордовская сказка

Ноябрь

Семья

Русская народная сказка

«Кот, петух и лиса»

Башкирская народная музыка

Семья народных инструментов

Закрепить представления детей о домашних животных, их семьях, образах сказочных животных в русских сказках и сказках других народов России.

Театрализация сказки родителями «Как собака нашла себе хозяина»

Вечер досуга «Давайте поиграем»

Башкирская сказка «Как собака нашла себе хозяина»

Декабрь

Зима

Новый год

Русская народная сказка

«Рукавичка»

Музыка зимы у разных народов

Новогодние песни разных народов России

Закрепить представления детей о зимних месяцах, признаках зимы.

Познакомить с образами зимы в сказках разных народов.

Выставка новогодних открыток

Новогодний утренник по сказке «Рукавичка»

Чукотская сказка «В яранге горит огонь»

Январь

Животные и птицы зимой

Блокада

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Звуки зимы

Песни сказочных животных

Расширять представления о  жизни животных и птиц зимой. Познакомить с отражением этих особенностей в сказках.

Экскурсия в зоопарк «Животные Севера»

Кукольный театр по сказке «Зимовье зверей»

«Как наказали медведя»

Тофаларская сказка

Февраль

Город. Транспорт, пешеход

Русская народная сказка «По щучьему велению»

«Музыкальный калейдоскоп: звуки города»

Формировать представление о многообразии транспортных средств, формировать правила безлопастного поведения на дороге

Познакомить со сказочными транспортными средствами (помело, ступа, ковер-самолет, сапоги-скороходы, самоходная печь, летучий корабль)

Выставка «Сказочные средства передвижения»

«Музыкальное путешествие по городу»

Март

Мама. Посуда пища мебель

Русская народная сказка

«Колобок»

Музыкальные произведения, посвященные мамам

Расширять представления о роли мамы в жизни людей, маминых профессиях, маминых помощниках. Познакомить с образом матери у разных народов нашей страны.

Концерт для мам

Вечер досуга «Путешествие колобка» (родители)

«Кукушка» ненецкая народная сказка

Апрель

Весна

Первоцветы

Признаки весны

Русская народная сказка

«Заюшкина избушка»

Музыка весны

Алтайские напевы

Песни и мелодии из сказок народов России

Познакомить с признаками весны и их отражением в сказках народов России.

Спектакль по мотивам сказки «Заюшкина избушка»

Выставка творческих работ «Весенняя капель»

Алтайская сказка «Две одежки»

Май

Лето

Насекомые

«Кузнечик и муравей» ингушская сказка

Расширять представления детей о лете, его признаках, многообразии насекомых. Познакомить с образами насекомых в сказках.

Итог проекта «В гостях у сказки»


Литература, используемая в проекте

  1.  Никонова Е.А., Чудо – богатыри земли Русской, СПб, Паритет , 2005
  2.  Куликова С.Ю., Детям о традициях и праздниках русского народа, СПб, «Паритет», 2015
  3.  Малова В.В., Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре, М., Владос, 2013
  4.  Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет, Волгоград, «Учитель», 2013
  5.  Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н., Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, Спб, «Детство- Пресс», 2012
  6.  Бойчук И.А.. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством, СПб, «Детство-Пресс», 2013
  7.  Сертакова Н.М., Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного  возраста, СПб, «Дество-Пересс», 2012
  8.  Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций, СПб, «Детство-Пресс», 2014
  9.  Сказки народов России, СПб-М, «Речь», 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зайчик в гостях у ребят

Укреплять физическое и психическое здоровье....

Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (лепка)). Стихотворение В. Хорола «Зайчик». Морковка для зайчика.

Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей чтение, художественное творчество ( лепка)....

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи «Игрушки. Зайчик. Рассматривание большого и маленького зайчиков».

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи «Игрушки. Зайчик. Рассматривание большого и маленького зайчиков». ...

СТИХОТВОРЕНИЕ В. ХОРОЛА «ЗАЙЧИК». МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА

СТИХОТВОРЕНИЕ В. ХОРОЛА «ЗАЙЧИК».МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной ...