Проект "Солнечные зайчики"
проект по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_solnechnye_zaychiki.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Солнечные зайчики»
Виноградова А.М., воспитатель, Кузнецова Т.А., воспитатель, Сванидзе Е.В., учитель-дефектолог ГБДОУ № 101 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Вид проекта: долгосрочный, модульный, групповой, комплексный (исследовательски – творческий), для детей со сложной структурой дефекта 4 – 7 лет.
Цель: развитие личности ребенка в процессе общения с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства, объектами окружающего мира в многообразии их культурных смыслов и связей.
Задачи:
- заложить основы исследовательской культуры освоения ребенком этих объектов (объектов окружающего мира и мира искусства);
- создать условия для накопления опыта, основанного на собственных наблюдениях и их воплощении в слове, рисунке или иной продуктивной деятельности;
- дать возможность каждому ребенку самостоятельно устанавливать разнообразные связи между объектами окружающего его материального мира и воплощенными в них идеями, увязывать собственные наблюдения в целостную картину мира.
Проект реализуется в течении всей недели:
В понедельник дошкольникам предлагаются занятия по развитию визуальной культуры «В гостях у картины». Это особым образом организованная деятельность детей по рассматриванию и обсуждению произведений изобразительного искусства разных времен и народов (продолжительность занятия 20 минут).
Цель занятий – формировать навыки визуальной грамотности ребенка: рассматривание картины, выделение и осмысление ее отдельных деталей и фрагментов, умение «прочитывать» сюжет, сопоставление различных суждений о произведении, умение доказательно отстаивать свои позиции. В качестве «материала» обсуждения используются произведения изобразительного искусства.
Вторник отведен для работы детей с вещами и предметами, отобранными в соответствии с темой недели «Мастерская Домового». Среди них объекты живой природы, быта, технические (содержащие научную идею) и художественные (содержащие художественную идею).
Этот образовательный блок возрождает традиции отечественной экспериментальной педагогики, рассматривавшей деятельностное освоение окружающего мира через изучение вещей как основу всякого обучения. Знакомясь с предметом культуры, ребенок проводит массу «экспериментов»: рассматривает, проверяет его на прочность, взвешивает, пытается определить температуру (теплый или холодный) и материал, из которого он изготовлен. Подобная деятельность способствует развитию личности, самостоятельности и доказательности суждений, позволяет удовлетворить естественную для ребенка познавательную активность, помогает понять назначение вещи, связанное с практической жизнью человека, и ее символическое значение как носителя культурных смыслов.
Среда – день «Художественного слова». Это не традиционные занятия, а своеобразное путешествие по страницам литературных произведений. В ходе таких путешествий ребенок приобретает исследовательский опыт работы с литературным текстом, учится выделять главную мысль, персонажей произведения, устанавливать связи между ними и событиями, с ними связанными, давать оценку действиям литературных героев.
Четверг – день Театра: развитие творческих способностей дошкольников через включение в театральную деятельность. Детям предлагается в деятельности воплотить свои впечатления, смысл и оценку событий, изложенных в литературном или музыкальном произведении.
Пятница отводится для совместной деятельности педагогов и детей с целью осмысления, обобщения работы, проделанной в течение недели. Формы ее организации также оставляют большую свободу для фантазии и нестандартных решений. В этот день представляются и обсуждаются проекты, созданные детьми, организуются небольшие выставки детских работ, проводятся конкурсы и д.т.
Воскресенье авторы проекта рекомендуют родителям посвятить детям и совершить прогулку с детьми в исторический центр города, к памятникам, природным и культурным объектам, знакомство с которыми определено темой образовательного путешествия. Это не экскурсия, предпринятая с образовательными целями, а продолжение исследовательских контактов с объектами городской среды во всех ее подробностях и многообразных связях.
Месяц | Что читаем и обсуждаем | Что слушаем | Какие задачи решаем | Итоговое мероприятие |
Сентябрь Детский сад | Русская народная сказка «Теремок» | Песенки героев сказки «Теремок» Знакомство с народными инструментами | Познакомить с детским садом, правилами поведения в детском саду на примере сказки «Теремок» | Театрализация по сказке «Теремок» |
Октябрь Дары осени | Русская народная сказка «Репка» | Народная музыка Мордвы Знакомство с музыкальным треугольником и металлофоном | Расширять представления о дарах осени, работе крестьян осенью, сборе овощей и фруктов. Познакомить со сказочными образами даров осени у разных народов России. | Вечер досуга «Веселый огород» Выставка «Осенняя корзинка» |
«Лиса и медведь» Мордовская сказка | ||||
Ноябрь Семья | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» | Башкирская народная музыка Семья народных инструментов | Закрепить представления детей о домашних животных, их семьях, образах сказочных животных в русских сказках и сказках других народов России. | Театрализация сказки родителями «Как собака нашла себе хозяина» Вечер досуга «Давайте поиграем» |
Башкирская сказка «Как собака нашла себе хозяина» | ||||
Декабрь Зима Новый год | Русская народная сказка «Рукавичка» | Музыка зимы у разных народов Новогодние песни разных народов России | Закрепить представления детей о зимних месяцах, признаках зимы. Познакомить с образами зимы в сказках разных народов. | Выставка новогодних открыток Новогодний утренник по сказке «Рукавичка» |
Чукотская сказка «В яранге горит огонь» | ||||
Январь Животные и птицы зимой Блокада | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | Звуки зимы Песни сказочных животных | Расширять представления о жизни животных и птиц зимой. Познакомить с отражением этих особенностей в сказках. | Экскурсия в зоопарк «Животные Севера» Кукольный театр по сказке «Зимовье зверей» |
«Как наказали медведя» Тофаларская сказка | ||||
Февраль Город. Транспорт, пешеход | Русская народная сказка «По щучьему велению» | «Музыкальный калейдоскоп: звуки города» | Формировать представление о многообразии транспортных средств, формировать правила безлопастного поведения на дороге Познакомить со сказочными транспортными средствами (помело, ступа, ковер-самолет, сапоги-скороходы, самоходная печь, летучий корабль) | Выставка «Сказочные средства передвижения» «Музыкальное путешествие по городу» |
Март Мама. Посуда пища мебель | Русская народная сказка «Колобок» | Музыкальные произведения, посвященные мамам | Расширять представления о роли мамы в жизни людей, маминых профессиях, маминых помощниках. Познакомить с образом матери у разных народов нашей страны. | Концерт для мам Вечер досуга «Путешествие колобка» (родители) |
«Кукушка» ненецкая народная сказка | ||||
Апрель Весна Первоцветы Признаки весны | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | Музыка весны Алтайские напевы Песни и мелодии из сказок народов России | Познакомить с признаками весны и их отражением в сказках народов России. | Спектакль по мотивам сказки «Заюшкина избушка» Выставка творческих работ «Весенняя капель» |
Алтайская сказка «Две одежки» | ||||
Май Лето Насекомые | «Кузнечик и муравей» ингушская сказка | Расширять представления детей о лете, его признаках, многообразии насекомых. Познакомить с образами насекомых в сказках. | Итог проекта «В гостях у сказки» |
Литература, используемая в проекте
- Никонова Е.А., Чудо – богатыри земли Русской, СПб, Паритет , 2005
- Куликова С.Ю., Детям о традициях и праздниках русского народа, СПб, «Паритет», 2015
- Малова В.В., Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре, М., Владос, 2013
- Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет, Волгоград, «Учитель», 2013
- Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н., Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, Спб, «Детство- Пресс», 2012
- Бойчук И.А.. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством, СПб, «Детство-Пресс», 2013
- Сертакова Н.М., Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, СПб, «Дество-Пересс», 2012
- Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций, СПб, «Детство-Пресс», 2014
- Сказки народов России, СПб-М, «Речь», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зайчик в гостях у ребят
Укреплять физическое и психическое здоровье....
Конспект открытого занятия во 2 младшей группе. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка)). Стихотворение В. Хорола «Зайчик». Морковка для зайчика.
Интегрированное занятие в младшей группе...
Конспекты занятий совместной деятельности с родителями «Зайчики», «Мишка», «Мячики», «Солнечные зайчики», «Крокодил»
Установление доверительных отношений между детьми и родителями....
Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (лепка)). Стихотворение В. Хорола «Зайчик». Морковка для зайчика.
Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей чтение, художественное творчество ( лепка)....
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи «Игрушки. Зайчик. Рассматривание большого и маленького зайчиков».
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи «Игрушки. Зайчик. Рассматривание большого и маленького зайчиков». ...
СТИХОТВОРЕНИЕ В. ХОРОЛА «ЗАЙЧИК». МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА
СТИХОТВОРЕНИЕ В. ХОРОЛА «ЗАЙЧИК».МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной ...